Поиск по сайту

Технология проектирования индивидуальных образовательных траекторий средствами школьной системы дистанционного обучения.



Модель системы дистанционного обучения

Введение

Требования современного общества к мобильности квалификации персонала, индивидуализации траектории повышения профессиональной компетенции и высокой адаптивности личности к условиям изменяющейся среды, заставляют родителей учеников и самих учеников формулировать заказ на такую форму образования, которая учитывала бы способности каждого ребенка, умела создать условия, в которых ребенок мог бы быстрее найти себя, развивать свои способности.

Задача повышения доступности и мобильности образования является одним из доминирующих трендов 20-х годов XXI века.

Сегодня в Российской Федерации на федеральном уровне определены нормативно-правовые основы организации дистанционного обучения. Организация дистанционного образования регулируется нижеследующими документами:

●       Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016), ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» и ст.16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

●       Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

●       Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

●       Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

●       Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2012 г. № 07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.»

●       Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020гг (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 №497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы")

●       Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020гг (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. №1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы

Однако, этих документов оказывается не достаточно при организации дистанционного обучения на уровне школы. Поэтому при практической реализации предлагаемой модели нормативная база будет дополнена локальными актами, восполняющими лакуны федерального законодательства.

Дистанционное обучение – именно тот путь, который позволит различным категориям обучающихся, в т.ч. детям с ограниченными возможностями здоровья получить необходимое образование и не чувствовать себя «иными» в нашей стране.

Цели дистанционного образования можно сформулировать следующим образом:

●       обеспечение доступности образования для обучающихся с различными образовательными потребностями и возможностями, в т.ч. для лиц с ОВЗ;

●       введение в процесс учебы новейших образовательных технологий и создание посредством этого современного электронного образовательного пространства;

●       стимулирование самостоятельной поисковой работы обучающихся, направляемой преподавателями в рамках урочной и внеурочной деятельности;

●       постепенный переход от репродуктивного обучения к более современному, креативному.

Несмотря на усилия предпринимаемые на государственном уровне и в целом успешную работу целого ряда образовательных организаций в этом направлении, доступность образования для некоторых групп обучающихся и вариативность образовательных маршрутов при организации очного обучения остаются на недостаточном уровне. Для петербургской системы образования данные направления работы также остаются приоритетными. На 2016-17 учебный год Комитет по образованию определил темы конкурса для ОО, внедряющих инновационные образовательные программы. Среди этих тем представлены:

●       Проектирование образовательных маршрутов обучающихся в условиях введения предметных концепций;

●       Моделирование техносферы ОО, как средство обеспечения внедрения ФГОС общего образования.

Данный факт несомненно свидетельствует о недостаточной теоретической разработанности вопроса и отсутствии достаточного количества тиражируемых решений.

Мы предлагаем вашему вниманию описание универсальной модели дистанционного обучения для общеобразовательных организаций. 

Ключевая идея данной модели состоит в том, что её практическая реализация возможна в любой общеобразовательной организации. Внедрение данной модели позволит школе перейти от эпизодического использования элементов дистанционного обучения к построению централизованной системы управления электронным контентом организации и его интеграцию в образовательный процесс.

Цели и задачи создания модели

При проектировании модели авторы ставили перед собой целью формирование системы дистанционного обучения, соответствующей образовательной программе школы и обеспечивающей непрерывный доступ учащихся к образовательным услугам в соответствии с их потребностями и индивидуальными особенностями. Создание на её основе методики проектирования индивидуальной образовательной траектории.

В соответствии с поставленной целью нам удалось создать модель эффективной тиражируемой системы дистанционного обучения, пригодную для внедрения в любой школе и сформулировать на её основе методику проектирования индивидуальных образовательных траекторий.

Внедрение модели в практику работы образовательной организации позволит реализовать задачи ФГОС по обеспечению доступности и индивидуализации образования.

Предполагаемые результаты внедрения модели

Разворачиваемая система дистанционного обучения нацелена на достижение следующих результатов:

●       повышение доли обучающихся, получивших доступ к образовательным услугам в электронном виде,

●       расширение перечня учебных предметов в составе индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ограниченными возможностями здоровья,

●       повышение доступности учебных материалов для различных категорий учащихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями,

●       снижение ресурсных затрат на организацию обучения,

●       снижение непрофильных учительских трудозатрат,

●       индивидуализация образовательных траекторий обучающихся,

●       изменение дидактической и методической среды школы;

●       модернизация ИОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС и ФЦПРО в части требований связанных с повышением доступности образования, расширения использования ЭОР, ДОТ и ЭСО при организации обучения, индивидуализацией обучения;

●       преобразование внутрифирменной системы повышения квалификации в соответствии с целями профессионального развития педагогического коллектива, определяемых перечнем ключевых и актуальных педагогических компетенций конкретной ОО;

●       расширение ресурсной базы ОО за счёт интеграции доступных ЭОР и существенное увеличение эффективности её использования;

●       устранение «барьеров» между ресурсной средой и учащимися; расширение «горизонтального сотрудничества» учащихся в составе малых групп, в т. ч. при реализации программ внеурочной деятельности.

В результате практического внедрения модели предполагается существенное повышение доступности образовательной среды для каждого ребенка, построение и эффективное использование школьной системы дистанционного обучения, создание механизмов адаптации ИОС школы в соответствии с образовательными возможностями и потребностями обучающегося;

Описание модели

Ключевая идея ИП состоит в возможности модернизации информационно-образовательной среды любой общеобразовательной организации средствами дистанционных образовательных технологий и электронных средств обучения в целях реальной индивидуализации образовательной траектории обучающегося в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями. На основе предлагаемой модели предполагается создание технологии, использование которой доступно каждой ОО.

Данная модель дистанционного обучения, предусматривает наличие различных стартовых условий в ОО и комплексное преобразование ИОС в целях индивидуализации обучения школьников.

Модель носит универсальный характер и может быть использована как в ОО, реализующей дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, так и обычной ОО со смешанным контингентом обучающихся.

Предлагаемая нами технология запуска ДО в ОО обеспечит достижение заявленных результатов и может быть реализована в любой ОО. В основе технологии лежит модульная модель, состоящая из трёх основных взаимно обусловленных блоков.

рисунок модели ДО.jpg

Блок: Технологии

Технологии должны обеспечить квалифицированную реализацию выбранных педагогических технологий средствами доступных ИКТ. В ходе практической реализации этого блока модели должен быть определён инструментарий, используемый педагогами для организации дистанционного обучения, сформирована личная информационно-коммуникационная среда педагога, определён выбор технологической платформы ДО, установлены каналы информационного взаимодействия между различными элементами модели.

Данный блок модели практически реализуется в каждой образовательной организации в соответствии с особенностями уже сформированной информационно-образовательной среды. Следует отметить, что речь не обязательно идёт об использовании комплексных систем ДО типа Moodle или Classroom. В качестве примера можно привести следующую простейшую схему практической реализации блока “Технологии”:

●       технология хранения и управления контентом - веб-сайт,

●       инструменты дистанционного взаимодействия - электронная почта, блог,

●       каналы информационного взаимодействия между различными элементами модели - сервисы Google.

Блок: Контент

Блок Контент обуславливает источники формирования ресурсной базы, определяет процедуры систематизации и кодификации элементов ресурсной базы, определяет порядок интеграции готовых ЭОР в состав информационной среды ОО и обеспечивает ресурсное сопровождение образовательного процесса в соответствии образовательной программой.

В ходе внедрения модели предполагается проведения следующих работ:

●       поиск и отбор электронных ресурсов из открытых источников;

●       экспертиза пригодности учительских разработок;

●       создание системы кодификации ресурсов;

●       атрибутирование отобранных ресурсов;

●       построение матрицы образовательных ресурсов и создание на его основе банка ресурсов;

●       создание механизмов управления банком ресурсов.

Подробное изложение рекомендаций по формированию ресурсной базы приводится в пособии “Технология построения ресурсной базы”.

Блок: Управление

Управление представляет собой комплекс управленческих решений, позволяющий организовать внедрение системы ДО в практику работы ОО и включает в себя:

управление образовательным процессом

            Реализация предлагаемой модели предусматривает существенное изменение существующей нормативной базы реализации образовательной программы. Необходимо проектирование ряда локальных актов регламентирующих использование дистанционных образовательных технологий на уровне образовательной организации.
            Необходимым элементом также является актуализация образовательной программы, с учетом использования ДОТ и ЭСО в практике образовательного процесса.

            Формирование ресурсной базы является одной из сложнейших задач для образовательного учреждения. Необходимо перейти от самостоятельного подбора отдельных элементов ресурсной базы к планомерному её созданию и формированию систем кодификации и управления. Процесс формирования ресурсной базы подробно описан в пособии “Технология построения ресурсной базы”. Здесь мы лишь хотим отметить, что ресурсная база, в соответствии с моделью, носит интегративный характер и объединяет внешние ресурсы, готовые курсы ДО и учительские разработки.

Важным элементом управления образовательным процессом является создание технологической базы системы ДО. Технологическая база системы ДО является двухкомпонентной и включает в себя собственно систематизированный банк электронных образовательных ресурсов и механизм, обеспечивающий взаимодействие с двумя другими блоками системы.
            Реализуемая модель дистанционного обучения, предполагает наличие обратной связи. Для этого в блоке “Управление” предусмотрен мониторинг результатов. Данный элемент предполагает наличие автоматизированных процедур диагностики.

Управление персоналом

            Одной из основных проблем при разворачивании системы дистанционного является неготовность или неполная готовность педагогического коллектива к использованию ДОТ и ЭСО в повседневной практике педагогической работы. Поэтому управление персоналом является одним из ключевых элементов модели. Следует обратить внимание на то, что определяющим этот элемент компонентом системы является образовательная программа. В тоже время именно этот элемент оказывает формирующее воздействие на систему повышения квалификации и разработку рабочих программ. Моделью определяются следующие направления управления персоналом:

●       Формирование личной информационно-коммуникационной среды педагога (ЛИКС),

●       Управление деятельностью (планирование занятости, организация совместной деятельности, учет результатов деятельности).

            Этот элемент блока “Управление” предполагает также организацию мониторинга  квалификации, проектирование индивидуальных  траекторий повышения квалификации средствами внутрифирменной системы повышения квалификации, вовлечение каждого педагога в инновационную деятельность по использованию ДОТ и ЭСО, формирование системы мотивации.

Все аспекты формирования и функционирования ресурсной базы приведены в пособии “Методика модернизации внутрифирменной системы повышения квалификации”.

Управление контингентом

            Управление контингентом подразумевает проведение процедуры сегментирования контингента учащихся с целью выявления целевых групп, проектирование индивидуальных образовательных траекторий и формирование механизмов управления реализацией образовательного процесса.

В рамках реализации этого элемента блока управления необходимо выстроить систему диагностических комплексов для групп (подробнее данный вопрос рассматривается в пособии “Методика определения образовательных возможностей и потребностей учащихся”), позволяющих осуществить диагностику образовательных возможностей. Механизмы, выработанные в ходе внедрения данного блока модели должны обеспечивать определение элементов образовательных траекторий в соответствии с результатами диагностики, конструирование образовательных траекторий из выявленных элементов с использованием возможностей построенной матрицы ресурсов, и, как итог, формирование учебного графика, реализующего индивидуальные образовательные траектории с учетом организации совместной деятельности.

Подробно практические подходы к проектированию индивидуальных образовательных траекторий в рамках реализации модели представлены в пособии “Методика проектирования индивидуальной образовательной траектории”.

Внедрение модели

Практическая реализация представленной модели возможна в любой образовательной организации с любым комплексом стартовых условий. Для разработки плана мероприятий по реализации модели в конкретной образовательной организации необходимо использовать положения всех вышеперечисленных при описании модели пособий и пособия “Алгоритм разворачивания системы ДО в каждой школе”.

Ниже представлена диаграмма Ганта, иллюстрирующая основные этапы внедрения модели в любой образовательной организации в течение одного учебного года. Однако следует отметить, что внедрение производится сначала для одной параллели. Так как формирование ресурсной базы требует существенных временных затрат и не может быть осуществлено одномоментно для всех ступеней образования



Легенда диаграммы Ганта



Заключение

Ключевая идея реализации модели состоит в возможности модернизации информационно-образовательной среды любой общеобразовательной организации средствами дистанционных образовательных технологий и электронных средств обучения в целях реальной индивидуализации образовательной траектории обучающегося в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями.

Модель позволяет построить технологию, использование которой доступно каждой ОО, носит универсальный характер и может быть использована как ОО, реализующей дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, так и обычной ОО со смешанным контингентом обучающихся

Представленная модель позволяет провести предлагаемую модернизацию в течение одного учебного года.

Модель позволяет построить технологию открытой архитектуры, т.е. содержит весь комплекс мер и мероприятий необходимых для заявленной модернизации, но на этапе проектирования технологии может быть уточнена с учетом особенностей ОО.

Реализация предложенной модели позволит образовательной организации совершить качественный скачок в ресурсном обеспечении реализации образовательной программы, качественно перестроить систему внутрифирменного повышения квалификации в соответствии с современными требованиями профессионального и федерального государственного образовательного стандартов, обеспечить реальную индивидуализацию профессиональных и образовательных траекторий.

Использованные источники:

1.      Добрунова Т. А.Планирование инновационных моделей организации образовательного процесса в программе развития образовательной организации (на примере сетевого образовательного кластера). Профессиональная компетентность современного руководителя в системе образования: инновационное управление. Мат-лы IV Межрегиональной научно-практической конференции. СПб: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

2.      Управление формированием структуры информационно-образовательной среды в условиях перехода к электронной школе. Информационные технологии для Новой школы. Материалы конференции. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2012. – с. 78-80

3.      Шапиро К. В. Модернизация педагогической среды общеобразовательного учреждения средствами информационно-компьютерных технологий : дис. – СПб. : КВ Шапиро, 2005.

4.      Шапиро К. В. Облака и BYOD. Материалы сборника 5 научно-практической конференции “Школа на ладони” - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2015. – с. 17-22

5.      Шапиро К. В. Сущность электронного образовательного пространства. Информационные технологии для Новой школы, Том 3, 2013, ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «РЦОКОиИТ»


Поделиться: