Поиск по сайту

БЕСЕДА СО ШКОЛЬНИКАМИ О ТРУДЕ


Авторcтво: Поляков Анатолий Анатольевич, директор НОУ «Медицинская Гимназия», кандидат физико-математических наук, академик Петровской Академии наук


Учитель:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о труде. Вы знаете, что человек в течение всей своей жизни трудится. Ваши родители трудятся на своей работе, дома они заботятся о вас, занимаются вашим воспитанием, создают условия для вашего обучения в школе.
    Вы учитесь в Православной Медицинской Гимназии, это значит, что вы тоже трудитесь: приобретаете знания.
    Несколько дней назад мы беседовали о Православном Юлианском календаре и сравнивали его с Григорианским календарем. Благодаря анализу материальных и нравственных свойств этих календарей, мы пришли к выводу об истинной ценности Православного Юлианского календаря. С этой же точки зрения мы рассматривали вопрос о динозаврах (1) и поняли, что нет истины в том, что эти животные «жили на Земле 250 миллионов лет назад», как об этом нередко пишут. Трудовая деятельность человека также может характеризоваться материальными и нравственными свойствами. Мы с вами уже говорили: «Чтобы приблизиться к пониманию предмета или явлениям материального мира, необходимо научиться определять их духовный смысл - мы назвали это нравственными свойствами, а материальную составляющую – материальными свойствами.
Сначала вспомним о материальных свойствах человеческого труда.
(Катя)
- Благодаря своему труду, человек приобретает возможность содержать себя и своих близких, удовлетворять свои материальные потребности в различных предметах, в пище, одежде, жилье. Но труд человека бывает разным: он может быть полезным для других людей, а иногда приносить вред...
(Учитель)
- Значит, труд человека должен обладать еще и нравственными свойствами. Что вы по этому поводу можете добавить?
(Катя)
- Я читала о жизни знаменитого русского хирурга Федора Григорьевича Углова, который прожил сто три года, из них восемьдесят лет он посвятил нелегкому труду врача: спас жизни тысячам людей. На своих лекциях в студенческих аудиториях академик Углов нередко вспоминал о завете своей матери: «Спеши делать добро и никогда не жди за это награды». Эти слова матери стали для выдающегося хирурга нравственным законом его жизни.
(Кристина)
- Однажды на уроке Закона Божия я пришла к выводу: если труд человека находится в гармонии с духовными законами, установленными Богом для людей, то труд приобретает нравственные свойства, если нет – безнравственные.
(Учитель)
- Спасибо за дополнения, Вы очень правильно все понимаете.
(Кристина)
- А Вы не могли бы привести пример из жизни?
(Учитель)
- Можно привести такой пример:
Один ученик взял без разрешения одноклассника его мобильный телефон, некоторое время пользовался им тайно, а потом решил и вовсе телефон не возвращать.
Как можно оценить действия этого ученика?
(Пантелеймон)
- Это воровство! Я читал, что если взять чужую вещь, это значит – получить все грехи ее хозяина себе любимому.
(Кристина)
- Я думаю, что этот мальчик совершил труд, у которого есть материальные свойства: он украл телефон. Однако, его труд также содержит и нравственные свойства: мальчик нарушил духовный закон – «не кради». Поскольку между материальными и нравственными свойствами этого труда отсутствует гармония, мы делаем вывод, что труд, совершенный этим учеником – безнравственный: не может быть угодным Богу.
(Учитель)
- Действительно, на уроках Закона Божия, а также из многих других источников, вы узнаете, что на гармонии материальных и нравственных ценностей построена вся жизнь человеческого общества. Но, особенно, для нас важны Священное Писание и Предание, которые нам повествуют о законах материального и духовного мира.  Когда вы изучаете математику, физику, химию, биологию и другие предметы – познаете законы, установленные Богом, для материального мира. На уроках Закона Божия вы знакомитесь с духовными законами. Законы материального и духовного мира созданы единым Творцом, поэтому они неразрывно связаны и находятся в гармонии.
Нарушение материальных и духовных законов, приносит человеку несчастье и страдание. Обратим внимание, например, на Закон Всемирного Тяготения, установленный Творцом для материального мира. Как вы думаете, что может произойти с неопытным альпинистом, который пренебрегая этим законом, без страховки собирается подняться по отвесной скале?
(Пантелеймон)
- Он может получить травму или даже погибнуть!
(Учитель)
- Мало кто сомневается, что такое безрассудство, действительно может привести к тяжелым последствиям, но вернемся к теме нашего разговора и подумаем: «Что собой представляет труд школьника?»
    Многие из вас заметили, что хорошо учатся те ребята, которые усердно трудятся, как правило, они обладают хорошими знаниями по разным предметам. А что о труде сказано в Священном Писании? Оказывается, первая заповедь, которую получил человек в лице Адама, изгоняемого из Рая, относилась именно к труду. Прочитаем эти слова: «Тогда Бог сказал Адаму: «За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «Не ешь от него», — то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:19). Таким образом, первая заповедь для человека обязывает его трудиться «в поте лица» в течение всей жизни, только при ее исполнении человек может получать необходимые блага для удовлетворения своих потребностей.
    За выполнение заповедей Бог награждает человека: дает ему материальные и духовные блага, насыщает его сердце любовью и радостью к жизни. Знания, которые приобретают ребята в школе, это тоже награда Бога за их труд. Заблуждаются те люди, которые думают, что знания они могут получить без особого труда просто так. В подтверждение этого расскажу вам одну историю. Речь пойдет о ленивом школьнике, назовем его Федей, который отличался тем, что на уроках вместо классной работы играл со своим смартфоном, или отвлекал одноклассников от учебы. Если игруна вызывали отвечать, он говорил что-нибудь невразумительное, а чаще молчал – Что же ты молчишь?  - обычно спрашивал его учитель. – Пожалуйста, ответь на вопрос, который был задан на дом. Федя краснел, бледнел, с надеждой поглядывал на одноклассников, наконец, слезы появлялись на его глазах. – Почему ты не отвечаешь? А покажи-ка, дорогой, свою тетрадь с домашним заданием. -  К тому, что происходило дальше, вскоре привыкли и дети, и учителя: после упоминания о тетради Федор преображался: с довольным видом предъявлял он тетрадь, где безукоризненно были выполнены все домашние задания. Сначала никто не понимал, в чем секрет этого ученика: с одной стороны казалось, что он отлично работал дома, с другой – бездельничал на уроках, контрольные писал на двойки, в общем, показывал очень низкий уровень знаний.
    На этом мы сделаем небольшую паузу и послушаем ваше мнение об этой ситуации.
(Боря)
- Мне кажется, что этот мальчик ничего не понимал, ему полезней было бы перейти в школу для слабых.
(Аня)
- Кто такие слабые?
(Боря)
- Это те, кому трудно дается учеба, о таких может быть только одно мнение: «Пеньки с глазами!»
(Пантелеймон)
- Ты неправ: православные христиане о людях так не говорят, тем более, Федя хорошо выполнял домашние задания, делаем вывод - учиться мог.
(Аня)
– У него просто было волшебное зернышко.
(Степа)
- А это ещё что такое?
(Аня)
- Помните, мы изучали произведение «Черная Курица или Подземные Жители»
(Кристина)
- Я тоже думаю, как Аня, только внесу маленькое дополнение: у главного героя этой сказки, кажется Алеши, было не зернышко, а волшебное семечко. Он выпросил это семечко у подземных жителей, чтобы при помощи него, не учившись, всегда знать тему урока лучше всех.
(Учитель)
- Аня весьма кстати вспомнила это произведение Антония Погорельского, может быть, кто-нибудь из вас помнит, что случилось с Алешей дальше.
(Катя)
-  Благодаря семечку Алеша стал отличником по всем предметам, учителя его хвалили и ставили в пример остальным ученикам.
(Кристина)
- Но у Алеши не было радости от этих похвал, потому что он их не заслуживал.
(Артем)
- Когда Алеша потерял волшебное семечко, все узнали правду: никаких знаний у Алеши не было; ему стало стыдно перед учителями и одноклассниками, он даже плакал и раскаивался.
(Боря)
- Я думаю, что волшебное семечко не принесло Алеше никакой радости, у него не было знаний: пришлось учиться заново.
(Учитель)
- Какой же вывод можно сделать из этой истории с Алешей?
(Степа)
- Вместо того, чтобы выполнять уроки, Алеша надеялся на волшебство и бездельничал, поэтому не получил от Бога награду. А его успехи – от лукавого.
(Учитель)
- Настало время продолжить историю о Феде. У него, конечно, не было никакого волшебного семечка. Однако в последствии выяснилось, что бездельнику родители наняли репетитора, который выполнял за него домашнюю работу. Несмотря на это, итоговые оценки Феди были низкими. – Учителя придираются ко мне. Они не находят со мной общего языка, - оправдывался ленивец перед своими заботливыми родителями, которых весьма огорчала плохая успеваемость сына. – Хуже всех Галактион Иванович, он меня не любит: специально снизил мне оценку по геометрии; а Ваське ни за что поставил четыре! - Плаксиво добавлял он.
    У Феди был друг Сёма, второгодник и редкостный лентяй, учиться он не любил, иногда даже прогуливал уроки. Сёму часто видели на помойке, где он собирал пустые бутылки и алюминиевые банки, добывая деньги на сигареты. Учителя настойчиво призывали Сёму взяться за ум. - Чтобы в жизни достигнуть чего-нибудь хорошего, нужно много трудиться, – говорили они. Сёма обычно не возражал, но однажды обняв Федю, который мысленно соглашался с учителями, зашептал на ухо,- «В колхозе больше всех трудилась лошадь, однако председателем не стала», - и, глядя на изумленное лицо Феди, презрительно хихикнул.
    Нужно сказать, что Феде льстило внимание великовозрастного Сёмы, он беспредельно дорожил его мнением и даже старался в чем-то подражать. Конечно, мнением своих родителей Федя тоже не пренебрегал, но в последнее время родительские наставления его все больше раздражали. А родители не понимали, что происходит с их сыном, наконец, они решили, что во всех неудачах Феди виноват репетитор. Были приглашены два новых репетитора более высокого ранга – кандидаты педагогических наук. Задача ставилась основательная: достойно подготовить чадо к предстоящим экзаменам. Началась усиленная работа, к делу новые наставники подошли серьезно: использовались последние достижения педагогической мысли, составлялись планы работ, готовились контрольные тесты. Но Федя по-прежнему бездельничал, равнодушно он взирал на усиленные потуги дорогих репетиторов. Однажды, когда они объясняли ему очередной материал, Федя не выдержал - Уже целый час мучают, - тоскливо думал он. - А я хочу с Сёмой в контакте пообщаться, он, кажется, новую игру скачал. Ох! Как хочется в мою комнату к компьютеру! Что же делать? - Федя схватился руками за голову и громко простонал. – Мама! У меня болит голова! Таблетку скорее! – На кухне послышался грохот, это испуганная мать уронила какую-то посуду, затем она вбежала в комнату, где шли занятия, и, увидев стонущего сына, отменила в этот день все уроки. Феде дали таблетку аскофена и отправили отдыхать в его комнату.
Экзамены Федя не сдал…
Что вы по этому поводу думаете? Постарайтесь ответить коротко при помощи русских пословиц.
(Боря)
- Из этой истории с Федей я делаю только один вывод – «не в коня корм».
(Серафим)
- С кем поведешься – от того и наберешься.
(Аня)
- Кто хочет много знать, подобает мало спать.
(Кристина)
- Всему учили, только работать не научили.
(Артем)
- Глядит в книгу, а видит фигу. Компьютер в голову не вставишь.
(Степа)
- Как с быком не биться, от него молока не добиться.
(Катя)
- Без труда нет плода. Труд кормит, а лень портит.
(Пантелеймон)
- Трутень меда не носит. А еще здесь подходит пословица: «Кто рано встает, тому Бог подаёт».
(Учитель)
- Воспользовавшись русскими пословицами, вы сообща оценили историю с Федей и определили истинную причину его неудач на экзаменах.
(Степа)
- А Вы можете привести пример, когда за свой труд люди получали от Бога в награду знания?
(Учитель)
- Примером может быть каждый из вас, кто выполняет требования учителей и чтит своих родителей. В Евангелие от Луки (Лук. 10:7) сказано: «Трудящийся достоин награды за труды свои». Эти слова не в последнюю очередь могут быть отнесены к жизни и достижениям великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907).
(Артем)
- А это правда, что Менделеев изобрел русскую водку?
(Кристина)
- Мой папа рассказывал, что имя Д.И. Менделеева ошибочно связывают с изобретением   водки, об этом можно узнать в интернете по адресу: (2). Из этого источника читаем: «Из энциклопедических статей, из материалов Министерства Финансов, из воспоминаний самого ученого, из многочисленных монографий о Д. И. Менделееве совершенно не следует, что он "изобретатель" водки, что ему принадлежит "идея" 40 градусов».
(Пантелеймон)
- Я читал, что Дмитрий Иванович придумал бездымный порох (3). Могу рассказать.
    Это было в конце 19 века, русская армия и флот крайне нуждались в новых боеприпасах, поэтому Военное министерство поручило Д. И. Менделееву создать бездымный порох. В результате упорного труда ученому удалось изобрести превосходный тип бездымного пороха, который мог использоваться в Российской Армии. Д. И. Менделеев в 1893 году даже наладил производство бездымного пороха, но, к сожалению, не успел его запатентовать, и, как это обычно случалось с русскими изобретениями, разработками ученого воспользовались на западе. В 1914 году Россия была вынуждена закупить в США несколько тысяч тонн бездымного пороха. Сами американцы признавали, что продают русским их же изобретение.
    Меня и многих моих друзей этот исторический факт, конечно, огорчает, но батюшка Иоанн в таких случаях говорит: «Не надо огорчаться: рука дающего не оскудевает». Мы также видим, что весь мир сегодня пользуется многими достижениями наших изобретателей и ученых: Господь любит Россию и не обделяет талантами.
(Катя)
- А меня интересуют два вопроса: 1. Верил ли Дмитрий Иванович в Бога? 2. Кто были его родители?
(Учитель)
- Дмитрий Иванович был глубоко верующий человек, он родился 27 января (8 февраля) 1834 года в селе Верхние Аремзяны, неподалеку от Тобольска и был младшим семнадцатым ребенком в семье. Шесть поколений его предков были православными священниками и церковнослужителями (4). Дед будущего ученого Павел Максимович Соколов служил священником в Тверской Губернии. Его отец, Иван Павлович Менделеев, окончил в 1804 году духовное училище, а затем филологическое отделение Санкт-Петербургского Педагогического института, в дальнейшем возглавлял Тобольскую классическую гимназию (5). В год рождения сына Дмитрия он ослеп и оставил службу, все семейные заботы легли на мать — Марию Дмитриевну. Благодаря её старанию дети в семье воспитывались в православной вере и благочестии, умели читать с 4-5 лет. Вечерами она играла на фортепиано, послушать музыку собиралась не только многочисленная семья Менделеевых, но и друзья, знакомые. Заботами Марьи Дмитриевны под Тобольском в селе Аремзяны была построена Церковь, а также школа для крестьянских детей. Однако увидеть своего любимого сына в свете научной славы Марии Дмитриевне не пришлось - в 1850 году она упокоилась. Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную память о матери. В 1887 году Дмитрий Иванович издает свой первый научный труд "Исследование водных растворов по удельному весу", который посвятил памяти матери, в посвящении есть такие слова: «Вы внушали любовь, труд и настойчивость, завещали: настаивать в труде, а не в словах и терпеливо искать божескую или научную правду… Приняв от Вас так много, хоть малым, быть может последним, Вашу память почитаю. Д. Менделеев" (6).
   Дмитрий Иванович в течение всей своей жизни очень много трудился. Ему принадлежат, например, важнейшие работы по теории газов, открытие критической температуры, выше которой газ нельзя превратить в жидкость. В 1874 году Дмитрий Иванович предложил уравнение состояния идеального газа его называют уравнением Менделеева-Клайперона, которое мы с вами изучаем в курсе физики 10 класса.
    Но самой большой заслугой Д.И. Менделеева стал открытый им в 1869 году один из фундаментальных законов природы – периодический закон химических элементов.
    Многие ученые в разных странах долгие годы бились над созданием классификации химических элементов по известным свойствам, но потраченные труды не приводили даже к какому-либо приемлемому результату, большинство исследователей оставили попытки создать классификацию химических элементов, считая это безнадежным делом. С точки зрения современных представлений эти попытки для условий того времени несомненно были обречены на неудачу: во-первых, еще не были описаны химические свойства многих элементов; во-вторых атомный вес примерно у трети известных тогда химических элементов был определен неправильно, в третьих, исследователям не хватало многих других знаний о веществах. У Дмитрия Ивановича, тоже не было достаточной информации для составления классификации химических элементов. Но ученый упорно трудился над этой задачей, он сделал картонные карточки, на которые заносил названия известных к тому времени элементов, их атомный вес, формулы соединений и основные свойства. В результате своих исследований Д.И. Менделеев пришел к выводу: свойства элементов находятся в периодической зависимости от их атомного веса, но окончательного результата достичь ему долго не удавалось.
    Сам Дмитрий Иванович рассказывал, что неожиданное озарение пришло во время сна, когда ему приснилась периодическая система химических элементов (7). Но это было не просто озарение: открытие периодической системы явилось Божьим промыслом, как награда Менделееву за кропотливый труд.
    Открытие русского ученого вызвало бурное развитие науки: благодаря своей таблице Дмитрий Иванович создал стройную систему уже известных к тому времени химических элементов, исправил атомные веса 11 элементов, изменил местоположение 20 из них, а также предсказал существование многих, еще не открытых элементов. Ученые всего мира восхищались Периодической Системой Элементов Д.И. Менделеева, благодаря которой ранее неизвестные элементы открывались один за другим. Еще при жизни Дмитрия Ивановича было открыто 23 химических элемента. Когда в 1958 году американские физики синтезировали новый – сто первый элемент, отдавая дань великому ученому, они назвали его менделевием.
    В настоящее время таблица насчитывает 118 химических элементов (8). Современная формулировка периодического закона звучит так: свойства элементов (проявляющиеся в простых веществах и соединениях) находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов. В Политехническом словаре (М., 1980) так оценивается значение сделанного Д.И. Менделеевым открытия: «Закон и система Менделеева принадлежат к числу важнейших обобщений естествознания, лежат в основе современного учения о строении вещества». История науки знает немало замечательных открытий, но немногие из них можно поставить в один ряд с таблицей Д.И. Менделеева. В марте 2016 года ей исполнилось 147 лет.
    Д.И.Менделеев прожил плодотворную жизнь, он является автором более чем 500 научных трудов по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию, экономике, народному просвещению, народонаселению и др. Благодарные потомки бережно хранят память великого ученого, который своими достижениями поднял авторитет отечественной науки на необычайную высоту. В честь Д.И.Менделеева учреждены премии РАН за выдающиеся заслуги в области работ по химии, физике и математике. Его имя носят учебные заведения, научные общества: в том числе Российское химическое общество, ВНИИ метрологии, Российский химико-технологический университет в Москве, гигантский, в полторы тысячи километров протяжённости, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, город на Каме, посёлок под Москвой, улица в Москве, улица в Санкт-Петербурге, вулкан на Курильских островах, лунный кратер, станция московского метрополитена, научно-исследовательское судно для океанографических исследований, 101-й химический элемент, минерал – менделеевит (9).
    О наиболее интересных моментах биографии великого ученого и его значении для современной России вы можете узнать, посетив музей Д.И. Менделеева при Санкт-Петербургском университете. Этот музей возглавляет известный ученый, доктор химических наук Игорь Сергеевич Дмитриев.
    Один посетитель как-то поинтересовался у Игоря Сергеевича:
- Можно ли о Менделееве говорить как о человеке, который честно ходил под Богом?
– Да, конечно. Он говорил в своих заветах детям, что честный труд и честное отношение к другим людям – это залог всего хорошего в жизни. И детей он учил тому, что они должны быть чистыми перед Богом и людьми (10).  
ИСТОЧНИКИ:
1.    А.А. Поляков. Нравственные беседы о сотворении мира. Санкт-Петербург, 2014 г.
2.    http://funeral-spb.narod.ru/necropols/literat/tombs/mendeleev/mendeleev.html.
3.    http://www.nlplife.ru/articles/stat/2010-04-07/bezdymnyj-poroh-mendeleeva.
4.    И.И. Судницын., Открывающий законы Мироздания. Русский Дом. 03.2009. стр.35.
5.    http://www.pravoslavie.ru/guest/35990.htmI.
6.    http://funeral-spb.narod. ru/necropols/literat/tombs/ mendeleev/mendeleev.html.
7.    http://1001goroskop.ru/articles/?velikie-otkrytija-sdelannye/sonnik/.
8.    Экономика и Время №7-8 9.03.2009 с. 7.
9.    http://bibliofond.ru/view.aspx?id=94177.
10.    http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/iyul/08/umnyj_pravdolyubec/.

Поделиться: