Поиск по сайту

Технология интернет-взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями


Авторcтво: Кабанова Ксения Викторовна, воспитатель ГБДОУ детского сада №91 Выборгского района Санкт-Петербурга


На современном этапе развития образования интернет-взаимодействие выступает в качестве инновационной технологии, позволяющей образовательным учреждениям динамично развиваться и соответст­вовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Организация интернет-взаимодействия отвечает этой образовательной политике государства и способствует реализации основного принципа современного образования — открытости образовательного пространства школы. Федеральные стандарты поощряют развитие сети образовательных услуг в интересах достижения личностных результатов образования.

Современные исследования общих вопросов интернет-взаимодействия и перспектив развития проведены В.А. Бианки, П. Зибером, М. Кастельсом, Н.Ф. Радионовой, Л.В. Сморгуновым, Р. Родесом и др. Методология сетевой организации во взаимосвязи с инновационными процессами в образовании разработана А. И. Адамским, К. Г.Митрофановым, А. А. Пинским, Г. Н. Прозументовой и др. А.О. Зоткиным исследована практика формирования сетевых образовательных программ, И. Ю. Малковой — сетевых образовательных проектов, Н. Е. Орлихиной — сетевой организации дополнительного профессионального образования, А. Ф. Мазником и А. Н. Томазовой –

— сетевой организации профильного обучения, Е. В. Василевской — сетевой организации методической службы.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений и социальных партнеров, а именно, родителей, представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность пользователю сети осваивать образовательную или информационную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций).

Сетевое взаимодействие позволяет:

·         распределять ресурсы при общей задаче деятельности;

·         опираться на инициативу каждого конкретного участника;

·         осуществлять прямой контакт участников друг с другом;

·         выстраивать многообразные возможные пути движения при общности    внешней цели;

·         использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

     Формой сетевого взаимодействия детского сада и семьи, а так же других образовательных учреждений становится сайт учреждения, который представляет собой некую виртуальную информационную оболочку, в рамках которой заинтересованные в общении субъекты могут осуществлять регулярное и непрерывное сотрудничество.

В ходе исследования сетевого взаимодействия ДОУ и родителей было выявлено, что родителей и педагогов привлекает идея создания виртуального ресурса, особенное внимание обращают родители на важность его тематики. По мнению мам и пап, электронный ресурс, раскрывающий секреты детского воспитания, будет весьма востребован как родителями, посещающими детский сад, так и родителями, осуществляющими дошкольное образование ребенка на дому.

   Требование наличия сайта для образовательного учреждения в соответствии со стандартами образования – разумный и логичный шаг на пути к повышению качества взаимодействия ДОУ и родителей. Структурирующим принципом организации информации на сайте является не только время появления информации на ресурсе, тема или сюжет, но и ее необходимость и актуальность для субъектов взаимодействия. Созданный нами интернет-ресурс имеет открытый характер. Это означает, что любой посетитель сайта может стать частью сети. Каждый получает возможность инициировать взаимодействие.

Структура сайта может включать себя следующие разделы:

Новости, Архив, Медиатека, Форум

Образовательная площадка (Библиотека, Дискуссионные группы, Методическая копилка, Портфолио участников)

Семейный клуб (Календарь дат и событий культурной столицы, Маршрутные листы, Семейные развлечения)

Контакты (Веб-круг друзей и партнеров, Гостевая книга, Карта сайта)

Разработанная структура сайта позволяет определить механизм взаимодействия педагогов и родителей на страницах электронного ресурса:

1. Частота контакта родителей и педагогов будет зависеть от актуальности вопроса, обсуждаемого на страницах ресурса и степени заинтересованности сторон в сотрудничестве. Удобно, что общение может как приостановиться, так и продолжится через какое-то время, в результате возобновления интереса к выбранной теме для обсуждения;

2.Для обслуживания электронного ресурса предполагается создание творческой группы, включающей как педагогов, так и родителей и студентов педагогического колледжа и ВУЗа. Это позволит осуществлять регулярное общение создателей сайта с его посетителями, осуществлять непрерывность общения, что поднимет интерес к данному ресурсу среди родительской аудитории

3.Привлечение к участию в формах, обновлении страниц ресурса представителей социокультурного окружения детского сад, например, сотрудников Эрмитажа сделает Петербургскую гостиную еще более востребованной среди родителей.

4. В перспективе следует расширять возможности ресурса, привлекая, например, к сотрудничеству туристические агентства, разрабатывая туристические маршруты для малышей нашего города.

Возможные риски реализации проекта:

1.Снижение мотивации у педагогов продвигать электронный ресурс, обновлять информацию на страницах сайта;

2.Недостаточная привлекательность и мультимедийность сайта может снизить интерес родителей к данному ресурсу.

3.Высокая ресурсозатратность обслуживания сайта может привести к его закрытию.

Для минимизации выделенных рисков предполагается:

1.Повышать педагогическую компетентность воспитателей, учитывать их интересы, возможности и потребности при включении в процесс проектирования и обновления ресурсов сайта;

2.Привлекать со временем к обслуживанию сайта специалистов в области информационных технологий и IP-технологий, обеспечения современности оформления сайта и его успешного продвижения;

3.Создание коллегиального органа с привлечением социальных партнеров и родителей детского сада для обеспечения жизнедеятельности сайта и снижения нагрузки с педагогов детского сада.

В целом можно сказать, что использование сетевого взаимодействия благотворно влияет на развитие ДОУ. Возможности сетевого взаимодействия раскрываются в технологии его использования. Базовым элементом технологии является организация совместного  проектирования в образовательной сети, имеющей внешних партнеров. Совместная   работа на основе сетевого взаимодействия расширяет масштаб деятельности педагогов и родителей, позволяет перейти к позиции соразработчика.

.

           

Литература:

1.Абанкина, Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2007-2008 гг. // Вопросы образования.-2009.-№2.-С.5-17.

2.Буданова, Г.П. Тьютору о тьюторстве: Образовательные технологии / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова // Завуч.-2007.-№4.-С. 30-56.

3. Гололобова, Н.Л.  Организация сетевого взаимодействия педагогов как условие непрерывного повышения квалификации учителей начальных классов // Стандарты и мониторинг в образовании.-2009.-№6.-С.54-59.

4.Давыденко, Н.В.   Виртуальное методическое объединение школьных библиотекарей - модель сетевого взаимодействия // Образование в современной школе.-2009.-№5.-С.39-43.

5.Зоткин, А. Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования / А. Зоткин, Н. Егерева //Народное образование.- 2007.-№1.-С.109-118.


Поделиться: