Поиск по сайту

Методическое образовательное пространство гимназии как фактор повышения профессионального мастерства педагога


Авторcтво: Коробкина Надежда Владимировна, директор МБОУ «Лингвистическая гимназия» г. Кирова; Головань Ирина Владимировна, к.п.н., заведующая кафедрой иностранных языков, учитель немецкого языка «Лингвистическая гимназия» МБОУ г. Кирова


На современном этапе развития образования основной целью деятельности методической службы общеобразовательных учреждений в целом и гимназий, в частности, является оказание помощи педагогам в обеспечении теоретической, психологической, методической поддержки инновационных процессов, проводимых в рамках реализации федеральных государственных общеобразовательных стандартов нового поколения [1], а также создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности, творческого потенциала педагогов.

Поэтому правомерно говорить о создании в гимназии методического образовательного пространства, основными признаками которого являются: обеспечение каждому учителю свободы выбора форм методической работы, преемственность всех известных видов методической деятельности, ведение научно-исследовательской деятельности.

Методическое образовательное пространство лингвистической гимназии города Кирова состоит из следующих структурных подразделений: научно-методический совет, педагогический совет, психологическая служба, библиотечно-информационный центр, предметные кафедры, творческие объединения педагогов, школа молодого специалиста.

Под руководством научно-методического совета, членами которого являются директор гимназии, куратор научно-методической работы – научный сотрудник Центра повышения квалификации работников образования города Кирова, заведующие кафедр, творчески работающие педагоги, осуществляется выработка стратегии и основных направлений развития образовательного учреждения, разработка критериев эффективности научно-исследовательской деятельности, создание системы мониторинга профессионализма педагогов,анализ и контроль за деятельностью научно-методических подразделений гимназии.

Библиотечно-информационный центр (БИЦ) гимназии представляет собой целостную информационную медиасистему, позволяющую обеспечить всем участникам образовательного процесса открытый и свободный доступ к информационным ресурсам.

БИЦ способствует реализации основных направлений научно-методической работы гимназии через работу учебно-ресурсного центра, библиотеки, медиатеки, медиакласса, редакционно-издательского комплекса, пользования материалами банка методических разработок педагогов и проектно-исследовательских работ учащихся.

БИЦ оказывает консультативную помощь и информационную поддержку при проведении педагогических советов по актуальным проблемам современного образования, научно-практических конференций педагогов гимназии, педагогических чтений, постоянно действующего методического семинара, предметных недель и декад, заседаний кафедр.

Каждая кафедра, как основное структурное подразделение методической службы,работает в течение года над разработкой и внедрением в образовательное пространство гимназии различных инновационных проектов, например, «Воспитание духовно-нравственных качеств личности младшего школьника на уроках родиноведения» (кафедра начальной школы), «Формирование субъектности школьника в урочной и во внеурочной деятельности по иностранным языкам» (кафедра иностранных языков), «Школа здоровья» (кафедра спортивных дисциплин), «Развитие творческого потенциала учащихся средствами поэтического сборника «Альманах»» (кафедра гуманитарного образования), «Организация исследовательской деятельности учащихся через экскурсии и походы по родному краю» (кафедра естественно-научных дисциплин). В конце учебного года кафедры представляют результаты работы на Фестивале инновационных проектов гимназии.

Кафедры гимназии тесно взаимодействуют с Институтом развития образования Кировской области, с Центром повышения квалификации работников образования города Кирова, с Вятским государственным гуманитарным университетом (ВятГГУ) по вопросам реализации инновационных программ гуманитарного образования.

Так кафедра иностранных языков гимназии сотрудничает с кафедрой английского и немецкого языков и методики преподавания иностранных языков ВятГГУ, принимая на практику студентов педагогических специальностей, выступая на научно-практических конференциях университета, проводя открытые уроки и мастер-классы на иностранных языках.

Кафедры и творческие объединения педагогов гимназии работают в течение года или нескольких лет над проблемами, актуальными как для образовательного учреждения, так и для педагогического сообщества города и области. Так педагоги гимназии являются руководителями творческих групп учителей иностранного языка города Кирова по вопросам развития умений креативной письменной речи,формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности по иностранным языкам,организации учебно-познавательной коммуникативной деятельности школьников по овладению иностранным языком в контексте системно-деятельностного подхода.

Индивидуальные формы методической работы в рамках единого методического образовательного пространства гимназии способствуют удовлетворению потребностей педагогов в саморазвитии и самосовершенствовании.

В начале учебного года каждый учитель-предметник определяет свою методическую тему, что является основой для создания индивидуального плана саморазвития педагога [2]. С результатами работы по методической теме учитель выступает на заседании кафедры, на научно-практической конференции педагогов гимназии. Опыт учителя заносится в банк передового педагогического опыта, в котором сосредоточены дидактические материалы, мультимедийные презентации и видеосопровождение к урокам, конспекты открытых уроков по освоению новых учебно-методических комплексов в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработки элективных курсов по различным учебным дисциплинам.

Педагоги гимназии обобщают свой педагогический опыт в форме публикаций в таких педагогических изданиях, как «Иностранные языки в школе», «Учитель года», Фестиваль педагогических идей «Первое сентября», «Педагогическая мастерская», в сборниках международных научно-практических конференций и других.

Педагогический коллектив гимназии постоянно пополняется молодыми специалистами, поэтому для них организована «Школа молодого специалиста». Для каждого молодого учителя назначается опытный педагог-наставник, который в течение года согласно плану наставничества посещает уроки своего коллеги с последующим анализом, помогает в разработке рабочих программ, дидактического материала.

Результативность работы методической службы гимназии в рамках методического образовательного пространства подтверждается высоким уровнем профессиональной компетентности педагогов: 75,6% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории, 1 кандидат педагогических наук, 2 аспиранта Вятского государственного гуманитарного университета, 6 учителей - победители Приоритетного национального проекта «Образование» — лауреаты премии президента Российской Федерации, 7 учителей — лауреаты премии губернатора Кировской области.

Учителя гимназии принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства на муниципальном и региональном уровне «Учитель года», «Самая классная классная», «Педагогический дебют» и занимают призовые места.

Так в гимназии работают 1 учитель – победитель, 1 учитель – призер областного конкурса «Учитель года Кировской области», 1 учитель – призер городского конкурса «Учитель года», 1 учитель – призер конкурса «Педагогический дебют», 1 учитель – победитель конкурса «Самая классная классная», 1 учитель – призер конкурса «За нравственный подвиг учителя». Победители и призеры профессиональных конкурсов получают материальное поощрение в виде годовой надбавки к заработной плате, что является хорошим стимулом для участия педагогов в конкурсном движении.

 Гимназия выступает организатором проведения всероссийских видеоконференций по вопросам реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством проектной и исследовательской деятельности как в рамках научного общества учащихся «Грани познания», так и в условиях летнего лингвистического лагеря; международного обмена школьников, по проблемам духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях реализации основ музейной педагогики на базе школьного музея воздушно-десантных войск.

Педагоги кафедры иностранных языков повышают квалификацию в Германии, являясь стипендиатами немецкого культурного центра им. Гете, принимают активное участие в подготовке материалов школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по иностранному языку, являются членами и председателями жюри муниципального и регионального этапов олимпиады по немецкому, английскому и французскому языку.

Структурные компоненты, многообразие форм методического образовательного пространства гимназии способствую повышению не только профессионального мастерства педагогов, но и повышению качества обучения школьников. Процент качества знаний учащихся составляет 68,2%, что значительно выше среднего показателя по городу – 50,4%. Учащиеся гимназии успешно занимаются проектно-исследовательской деятельностью и выступают на научно-практических конференциях всероссийского уровня, занимая призовые места. Учащиеся гимназии являются победителями муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по иностранным языкам, призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, обществознанию.

Таким образом, методическое образовательное пространство гимназии способствует повышению качества методической работы, оптимизирует систему управления методической деятельностью, создает условия для реализации потребностей педагогов в презентации своего опыта и повышения уровня профессионального мастерства.

           

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

2.Сиденко, А.С.Как создать авторскую педагогическую разработку [Текст]: Практич. руководство/ А.С. Сиденко.- М.:Ассоциация учителей физики, 2000.-48 с.



Поделиться: