Поиск по сайту

Интегративная форма проведения конкурса «эколого-краеведческое ориентирование» с использованием электронного образовательного ресурса SFR-SYSTEM ORIENTEERING


Авторcтво: Гусенцова Татьяна Матвеевна, к.и.н., методист ГБОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга; Фурманова Ирина Борисовна, методист ГБОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга; Федоров Леонид Александрович, педагог-организатор ГБОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга


В ДДЮТ Выборгского района более 15 лет реализуются районные проекты краеведческой направленности «Мой город – Петербург» и «Школьный музей». В рамках проектов для обучающихся разных возрастных групп проводятся конференции, районный этап региональной олимпиады (9-11 классы), конкурсы, игры. Особое место занимает конкурс «Памятные места Выборгского района», посвященный историко-культурным и природным объектам района. В 2011 году авторами была разработана новая форма конкурса: «Эколого-краеведческое ориентирование. Парковые и исторические зоны Выборгской стороны». Целью конкурса является приобщение школьников к изучению культурно-исторического и природного наследия своего района; экологическое и нравственное воспитание учащихся.

Принцип краеведческого ориентирования основан на поиске на местности по фотографии или описанию заданных объектов культурно-исторического и природного наследия и ответы на вопросы.Это требует интеграции специалистов разных сфер деятельности: педагогов-краеведов, методистов, картографов, тренеров по спортивному ориентированию. Интеграция – «сотрудничество», по определению А.Е. Зимбули, предполагает особого рода обогащение опыта сотрудничающих сторон. Интеграция дает возможность ставить и решать качественно новые задачи. Интеграция дает эффект «эмерджентности», когда при сложении результат оказывается больше, чем сумма отдельных составляющих.1 Первый опыт подготовки и проведение конкурса по теме: «Краеведческое ориентирование. Суздальские озера» в 2011 г. показал действенность выбранных авторами интегративных форм взаимодействия и положительные отзывы учащихся и педагогов образовательных учреждений района. В течение 2012-2015 лет были проведены конкурсы в Шуваловском парке, парке Лесотехнической академии, парке Осиновая роща и земляной крепости 18 в., на территории Политехнического университета (городской конкурс «Во славу Победы» совместно с ГБОУ «Балтийский берег»).С каждым годом увеличивается число участников конкурса от 120 до 280 (15-22 команд) учащихся 4-9 классов.

Технология подготовки конкурса (10 ступеней):

• Разработка Положения, публикация на сайте ДДЮТ.

• Рекомендация литературы, публикация на сайте ДДЮТ (рис.1).

• Фотофиксация объектов на местности.

• Прохождение маршрута со специалистом по спортивному ориентированию и картографии (рис.2).

• Создание карт маршрутов (рис.3).

• Разработка нитки маршрутов для команд разного возраста от 10 до 16 лет (3-4 маршрута) с учетом техники безопасности.

• Составление тестовых заданий, которые сформулированы так, что без осмотра объекта их выполнить достаточно сложно (рис.4).

• Подготовка Инструкций по ТБ.

• Подготовка заданий (тестов) для индивидуальных конкурсов команд при помощи ИКТ – электронных отметок, используемых в спортивном ориентировании.

• Проведение конкурса, подведение итогов и награждение, размещение информации на сайте ДДЮТ.

Рисунки1.jpg

Создание карт маршрутов:

• Выбор пригодного картографического материала для определенного участка местности.

• Перевод картографического материала в электронную форму.

• Рекогносцировка правильности карты на местности и ее корректировка.

• Ввод исправлений в электронный файл карты.

• Работа в программах Adobe Photoshope и Ocad по внесению исправлений в карту.

• Прохождение выбранных заранее маршрутов на местности и внесение изменений.

• Привязка выбранных на маршруте объектов на местности, их фотографий к карте.

• Подготовка карт маршрутов для разных групп участников.

• Цветная печать тиража карт с дистанциями маршрутов.

Этапы проведения конкурса:

Подготовительный этап. «Домашняя» подготовка команд по заданной теме.

Первый этап. На старте команды получают карты местности и маршрутные листы с заданием.

Второй этап. Команды проходят маршрут и выполняют задания, в соответствии с возрастом учащихся, указанные в маршрутном листе: найти объект, обозначенный на карте местности, осмотреть его и ответить на вопросы в форме теста. Время прохождения маршрута указывается в маршрутных листах. Максимальная продолжительность прохождения маршрута 1 час 30 мин.

Третий этап, после финиша команды. Индивидуальный конкурс участников с использованием электронного образовательного ресурса SFR-system orienteering.

Четвертый этап. Подведение итогов и публикация результатов на сайте ДДЮТ.

Описание применяемого электронного образовательного ресурса

SFR-system – недорогая система электронной отметки, созданная в Санкт-Петербурге для спортивного ориентирования, но используемая и в других областях деятельности, где требуется контроль прохождения участниками заданных точек на дистанции.

Система состоит из следующих элементов: базовые станции, которые устанавливаются в точках контрольных пунктов; карточки участников (чипы), в которых фиксируются времена прохождения точек (рис.5); станция сопряжения с компьютером, которая служит для передачи информации с чипа в управляющую программу, и сама управляющая программа

Карточка участника (чип) – микросхема памяти, может хранить данные о времени прохождения до 58 контрольных точек.

Станция сопряжения служит для передачи информации с чипа в компьютер, а также программирования базовых станций.

Управляющая программа – SFR event centre, представляет собой законченный пакет по компьютерному обслуживанию соревнований, начиная от ввода или импорта заявок и заканчивая итоговыми протоколами. В программу интегрированы все функции, необходимые для работы с оборудованием. Программа свободно распространяется через сайт разработчика www.sportsystem.ru

Действия участника или команды:

Взять карточку контрольного теста нужной группы. Получить инструктаж инструктора. Сделать ОЧИСТКУ чипа на станции очистки. Сделать отметку чипом на стартовой станции (время пошло!). Отметка производится нажатием на красную кнопку пальцем с чипом. Выбрать правильный ответ из числа предложенных, для 1 вопроса – 1-1 или 1-2 или 1-3. Сделать отметку чипом на соответствующей станции. Аналогично нужно поступить для всех следующих вопросов. Затем сделать отметку на финишной станции (время остановилось!) и спокойно подойти к судейскому столику для проверки правильности ответов теста. Отдать судье чип на проверку и показать карточку теста.

Проверка отметки ведется в файле базы данных для контрольного тестирования.

Информация с чипа считывается и обрабатывается в программе. В строке появляется текущий результат участника (время + штраф за неверные ответы), причем штраф (количество ошибок) даже проговаривается звуковым сопровождением.

Использование электронной отметки позволяет сразу же получить сводные протоколы результатов, выслать их по Интернету и использовать при награждении победителей.

Методика тестирования учащихся с использованием системы электронной отметки SFR-system orienteering позволяет:

- повысить интерес учащихся к занятию;

- резко уменьшить количество судей мероприятия;

- получить возможность экспресс-результатов и информации на каждого учащегося с корректировкой заданий в процессе мероприятия;

- получить в рамках одного мероприятия большую статистическую базу данных по каждому учащемуся;

- возможен автоматический перевод базы данных в графики результативности, стабильности и др.

- на основании базы данных и графиков можно делать выводы об уровне подготовки, стабильности результатов, перспективности учащихся в проводимых мероприятиях;

- проведение тестирования (соревнований) на одних дистанциях, стандартном оборудовании и в одной системе электронного обслуживания позволяет сравнивать (соединять в один протокол) результаты разных этапов тестирования (соревнований), проведенных на различных площадках.

Апробация всех этапов конкурса, проведенная на различных объектах эколого-краеведческого ориентирования, показала эффективность выбранной технологии.

По отзывам учащихся и педагогов такая форма конкурса не требует значительной подготовки; в процессе выполнения заданий на маршруте становится увлекательной и познавательной, стимулирующей дальнейшее изучение исторического и культурного наследия своего района и города.

Разработанные методистами по краеведению и специалистом по спортивному ориентированию тестовые задания и карты могут быть использованы педагогами и тренерами для самостоятельного проведения конкурса на местности с учетом специфики группы.


1Зимбули А.Е. Интегративная деятельность как пространство развития педагога //Учимся творчеству (интегративные формы работы в сфере дополнительного образования детей). ДДЮТ Выборгского района: СПБ.,2003.


Поделиться: