Поиск по сайту

Дети-мигранты в школах Санкт-Петербурга


Авторcтво: Жернакова Марина Валерьевна, учитель английского языка ГБОУ СОШ №474 Выборгского района Санкт-Петербурга


Одной из главных проблем современного мира является миграция населения. Мигранты стремятся к жизни в благополучном и безопасном обществе. С этим явлением сталкиваются практически все страны и континенты, и Россия не является исключением. К причинам миграции можно отнести военные конфликты и боевые действия, низкий уровень жизни, экономические, политические процессы и др.

«Миграция – перемещение, переселение (напр. населения внутри страны или из одной страны в другую...» [1,536]

Так сложилось, что большое количество мигрантов прибывают в Россию из Армении, Азербайджана, Грузии, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Белоруссии, Украины и других стран бывшего Союза. Больше всего мигрантов находят работу в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Детей мигрантов из республик СНГ можно встретить почти в каждом классе.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях гласит, что «1. Иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранные граждане) имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. 2. Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе». [2, 92]

Дети мигрантов в первом поколении, оказываясь в классах с русскими детьми, сталкиваются с целым рядом проблем. Многие дети приезжают в Санкт-Петербург с нулевым уровнем владения русским языком. Ребята учатся вместе с русскоязычными школьниками, не пройдя предварительную языковую подготовку. Во многих странах мира существует такой опыт – первый год пребывания в стране, как правило, посвящен изучению языка, далее дети переходят в образовательные учреждения. Перед российским учителем возникает проблема: на кого ориентироваться во время урока, на русскоязычных или на нерусскоязычных учеников.

Языковая проблема влечет за собой и другие проблемы. В первую очередь, это – низкая успеваемость, сложности в общении с одноклассниками и учителями. Российские дети посещают детские сады, учреждения дополнительного образования, поэтому они гораздо лучше подготовлены к школе. И другая сторона. Дети воспитывались и получали образование дома в комфортной для них среде на родном языке. Придя в школу, где все предметы объясняются на русском, ребенок чувствует себя неуверенно, возможно, даже боится, что одноклассники будут смеяться над ним, а дома его будут ругать родители. Адаптация прибывших детей происходит долгое время. Как правило, дети мигрантов живут рядом друг с другом (многие из них являются родственниками между собой), и большую часть времени они общаются со своими соотечественниками как в школе, так и вне ее стен. В семье общение также происходит на родном языке.

Вопросы поддержки детей мигрантов и беженцев становятся актуальными в современном образовательном обществе. Академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Е. В. Бондаревская и ее ученики ввели термин «мигрантская педагогика», под которым понимается «интегрированная область современной педагогики, изучающая процесс адаптации детей мигрантов и их семей в иноязычном культурном пространстве». [3] Основным направлением миграционной педагогики является личностно-ориентированный подход к развитию, воспитанию и образованию детей-мигрантов. Личностно-ориентированный подход заключается в педагогической помощи и поддержке детей-мигрантов в различных социальных средах и ситуациях. Ребенок является главным элементом в процессе воспитания и образования, и задачей педагога является помочь становлению личности ребенка.

Дети и их родители приезжают в многомиллионный город, где темп и уровень жизни резко отличается от того, к чему они привыкли у себя на Родине. В школьном классе, как правило, 30 учеников. Работа в детском коллективе всегда отличается своей сложностью. Многочисленные уроки, проверочные работы, проведение различных мероприятий, разрешение конфликтных ситуаций между учениками, встречи и беседы с родителями. Очень важно во всем этом современном ритме уделить внимание, протянуть руку помощи и помочь новому ученику – мигранту адаптироваться к новым условиям. Нужно принимать ученика таким, какой он есть, необходимо проектировать совместно с ребенком дальнейшие этапы его развития, пытаться вовлечь его в события класса и школы, помочь раскрыться его творческим способностям, содействовать саморазвитию.

В нашей небольшой школе дети-мигранты составляют примерно 10% от общего количества учащихся. Приезжих детей чаще можно увидеть в начальной и средней школе. По окончанию 9 классов они обычно продолжают учебу в колледжах нашего города либо возвращаются на родину. Работа с такими детьми требует особого внимания со стороны педагогов. Если родители и их ребенок плохо владеют русским языком, учителя рекомендуют им посещение специальных курсов, которые созданы в Выборгском районе специально для приезжих из различных республик СНГ. Практика показывает, что родители и их дети вместе посещают курсы и занимаются изучением русского языка. После окончания занятий по специальной программе, уровень владения русским языком становится выше, а это значит, что курсы действительнополезны для семей мигрантов.

На уроке таким детям уделяется особое внимание. Те задания, которые русскоязычный ученик выполняет быстро, у нерусскоязычных детей требуют значительно большего времени. Дети стараются и задача педагога – поддержать это старание.

Мигрантам, чтобы выжить в современном мегаполисе, приходится много работать. Их дети имеют возможность посещать ГПД (группу продленного дня), где опытные педагоги также помогают и контролируют выполнение домашних заданий, дети получают индивидуальные консультации. Кроме учебных, ребята с удовольствием посещают занятия внеурочной деятельности (рисование, различные мастерские, спортивные секции).

Хочется отметить немаловажное. Дети-мигранты, как правило, хорошо воспитаны. Их с детства приучают уважать старших – родителей и педагогов. В таких семьях обычно несколько детей, старшие присматривают и заботятся о младших. Они дружны, помогают друг другу и всегда с любовью и гордостью рассказывают о своей стране и культуре.

Санкт-Петербург, как известно, город многонациональный и многоконфессиональный. Реализуемая в нашем городе программа «Толерантность» (2011-2015 годы) немало способствовала укреплению межнациональных отношений, адаптации мигрантов к жизни в современном мегаполисе, стимулировала всех – и мигрантов и коренных петербуржцев учиться по новому взаимодействовать с окружающим миром. В рамках этой программы интересны проект «Этнокалендарь Санкт-Петербурга», музейные проекты «Познаем народы России и мира – познаем себя», «Мой Петербург», городской фестиваль «Возьмемся за руки, друзья» сыграли немалую роль в создании атмосферы дружелюбия и понимания в детско-подростковых коллективах, рождается уважительное отношение к представителям других культур современного общества. Такие события с интересным содержанием, яркими радостными эмоциями необходимо проводить с детьми разных возрастов, хотя бы для того, чтобы не возникала напряженность в этнических отношениях в рамках каждой школы, каждого класса.

В нашей школе ежегодно проходит праздник «Все мы разные – но мы вместе». Учащимся предлагают выбрать одно государство и познакомить аудиторию с его культурой и традициями. Обычно каждый класс представляет какую-нибудь страну, но если дети одной национальности имеют желание объединиться и совместно показать свое представление, никто не возражает. Учащиеся готовят различные презентации, сами изготавливают и наряжаются в национальные костюмы, исполняют народные песни, танцы, готовят блюда национальной кухни. В актовом зале обычно царит праздничная атмосфера. Благодаря таким мероприятиям раскрываются способности, проявляются таланты, и дети сплачиваются, становятся дружнее.

Одним из важных вопросов, которые поднимает Е. В. Бондаревская в своей статье, является подготовка учителей образовательных учреждений к работе с мигрантами и беженцами. Последнее десятилетие стало рекордным по количеству мигрантов. Российские школы столкнулись с новыми проблемами, связанные с возросшей миграцией населения. В каждой школе должны появиться специалисты для работы с такими детьми. Здесь – слово за высшей школой и органами управления образованием.

Подводя итог всему выше сказанному, следует отметить особую роль педагогов при работе с детьми-мигрантами и их семьями в условиях современного общества. Только высокий профессионализм учителя поможет решить стоящие перед ним задачи.



Литература

1. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. 28-е издание. Москва. Мир и Образование. 2015 с.536

2. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации». О – 13. Москва. Проспект.2015 с. 92

3. Е.В. Бондаревская. «Смыслы и стратегии личностно – ориентированного воспитания». Журнал « Педагогика» №1 2001


Поделиться: