Поиск по сайту

Опыт музыкально-игровой деятельности на основе принципов Карла Орфа


Авторcтво: Штерман Эльвира Юрьевна, музыкальный руководитель ГБДОУ центра развития ребенка детского сада №129 Выборгского района Санкт-Петербурга


Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, является средством формирования нравственных и эстетических идеалов. Огромное значение в моей работе имеет преобразование развивающей среды в музыкальном зале, обучение и воспитание единомышленников, традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми и  родителями.

Работая длительное время над совершенствованием музыкально-двигательной активности и театрализованной деятельностью, повышая свою квалификацию на курсах по элементарному музицированию и Орф-Педагогике, я поняла, что  моя работа тесно переплетается с концепцией Карла Орфа. Сочетание направлений в Орф-педагогике: музыка, речь, движение и импровизация даёт возможность расширить кругозор маленького человека, воспитывает нравственные качества, развивают коммуникативность, дают возможность раскрыть творческий потенциал и детскую фантазию.

Процесс перевоплощения и творчества сложный, и без определённых навыков и умений детям трудно с этим справиться. Поэтому долгое время для меня определяющими задачами являются:

  1. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, способность к переживанию, эмоциональную отзывчивость.
  2. Научить детей понимать содержание музыкальных произведений, его построение в самом общем виде, развитие сюжета, способность детей пользоваться мимикой, жестами и движениями, выражая тем своё отношение к музыке.
  3. Развивать чувство ритма, ритмическую выразительность, умение свободно владеть своим телом.
  4. Развивать художественно-творческие способности, фантазию и воображение.
  5. Развивать способность детей исполнять музыку в шумовом оркестре под фонограмму или живую музыку.
  6. Развивать активность, коммуникативность, раскрепощённость на музыкальных занятиях.
  7. Развивать способность детей получать удовольствие от музыки, проявлять интерес к любым творческим проявлениям.

Для творческого обучения я соблюдаю две ключевые позиции, которые определила для себя так:

  • отношение к ребёнку как самоценной личности, уважение, принятие его любых творческих проявлений;

  • создание на занятиях атмосферы игры, соблюдая принцип « для ребёнка, а не над ним».

               Для  решения своих задач, для того, чтобы дети чувствовали себя уверенно и свободно, я использую много традиционных и нетрадиционных методов и приёмов:  авторские разработки музыкально-речевых игр, авторские разработки двигательных игр, театрализованные сказки, музыкальные сказки, экспериментирование со звуками музыкальных инструментов.  Опыт моей работы в течение последних лет был представлен коллегам, педагогам и студентам –практикантам, коллегам города, Ленинградской и других областей. Элементарное музицирование – это игровая педагогика. Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. Основная идея элементарного музицирования – соединение интонационной природной речи и движения.


Главная идея элементарного музицирования -  музыкальные и шумовые инструменты в руках у детей.

              Большое внимание я уделяю речевым играм, так как речевой слух – одна из основ  слуха музыкального, причём речевые игры Орф-педагогики считаю интересной и основной формой работы. Все речевые игры решают очень много задач для развития речевого слуха. Они развивают скорость, внимание, фонематический и ритмический слух. Благодаря речевым играм дети старшего возраста без труда осваивают ритмический рисунок, у них стабилизируется ощущение метра. В речевых играх каждая фраза имеет разный ритмический рисунок, дети  активно включаются в игру, повторяя слова, движения и звукоподражание. Речевые игры служат эффективным средством развития интонационного слуха, являются наиболее доступным и первейшим средством для умения импровизировать. Повышая свою квалификацию я много закончила курсов, мастер-классов и семинаров по Орф-педагогике и элементарному музицированию. Всё это обучение даёт большой стимул к творчеству и фантазии. Благодаря этим курсам, мастер-классам и семинарам у меня появились авторские разработки речевых и музыкально-речевых игр, от младшего до старшего возраста.

                Авторская речевая игра «Что у облака внутри?» направлена на развитие и формирование интонационного слуха. Обязательным является мимическое сопровождение текста. Детям очень нравится эта игра, на занятиях они сами могут её начать и даже с импровизировать жестовое и мимическое  сопровождение.

                Авторская игра «Где живёт эхо?» помогает развивать творческую фантазию детей. Дети сами придумывают и отвечают, где живёт «Эхо», причём добавляют к своему ответу мимику, жесты и интонацию. Сочетая эту игру с попевкой «Эхо» Андреевой развивается чистота интонирования.

                 Воспитатели  на группах очень часто используют речевые игры, как физкультминутки на занятиях, в повседневной  жизни детей на протяжении всего дня. В каждой группе  в музыкальном уголке находится картотека речевых игр, которые используют воспитатели. Для того, что бы педагоги хорошо ориентировались в этих играх, я провожу семинары-практикумы с ними.

                Двигательные игры ещё отправная точка в моей работе. Очень много двигательных игр я использую с курсов, семинаров и мастер-классов. Но есть и авторские разработки.

                Авторская разработка двигательной игры «По ровненькой дорожке» я использую на всех возрастах, так как она разработана с усложнением. Она направлена на  развитие коммуникативных отношений и ориентировке в пространстве. На каждое четверостишие дети ищут нового партнёра, а на слова «раз-два-три» дети сами придумывают хлопки в ладоши, проявляя при этом творческую инициативу. Малыши, конечно не ищут себе пару, они находятся в пространстве, но играя в эту игру на занятиях дети быстро ориентируются и к концу года могут свободно находить себе партнёра, при чём каждый раз разного.

                 Чтобы детям было интересно играть с ложками, я разработала двигательную игру «Игра с ложками», используя музыку Слонимского «Игра с палочками». Она очень проста, но решает очень много задач для развития. Во –первых дети не просто стучат ложками, для них они становятся одушевлённым предметом, потому, что ложки умеют здороваться, целоваться, обниматься, танцевать, болтать. И всё, что умеют ложки проходит через движение, речь и внимание. Во –вторых  дети учатся манипулировать ложками разными способами, да ещё при этом даже танцевать вместе с ними.

                  Очень люблю использовать на занятиях ритмодекламацию под музыку. Она учить детей вслушиваться в музыку и произносить стихи так, чтобы не помешать музыке звучать. У меня есть картотека «Ритмодекламация под музыку». В картотеке много  разработок по ритмодекламации на весеннюю и осеннюю тему. Дети очень любят декламировать под музыку, я даже использую ритмодекламацию, как самостоятельные концертные номера.  Вроде просто упражнение, а на утреннике  оно выглядит очень эффектно. Ритмодекламации могут проходить и в виде двигательной игры,  дети двигаются, декламируют, используют, мимику, движение и всё это создаёт свой неповторимый художественный образ.

                   Огромное значение имеют в моей работе и пальчиковые игры. Ведь это азы из азов. Если развита моторика, то развитие ребёнка в целом проходит активно, быстро, как по маслу. Много игр я использую с курсов, семинаров и мастер-классов, но есть и свои авторские разработки.

                 Очень люблю игровые танцы, они несут в себе художественный образ, заставляя детей непроизвольно вслушиваться в музыку, а это очень важно – вслушиваться.  Любой игровой танец проходит в виде маленькой сказки, а для детей сказка очень важна, ведь в ней происходят чудеса. Дети проживают эту маленькую сказку вместе с музыкой, двигаются вместе со сказкой, обучаются во время сказки. Поэтому для меня никогда не стоит проблема выучить или поставить танец для праздника. Дети сами его придумывают, импровизируют, сочиняют, составляют. Танец является всегда продуктом общего творчества.

       Большое количество коммуникативных игр я использую на занятиях. Они решают очень важную нравственную задачу: отношение друг к другу. Ведь не секрет, что у детей, так же как и у взрослых есть симпатии и антипатии к сверстникам. Проводя коммуникативные игры на занятиях все антипатии сами собой исчезают, ведь каждый раз я повторяю детям, что надо найти нового партнёра и обязательно посмотреть ему в глаза. После занятий я даже могу задать вопрос: А какие глаза у Паши? У Маши? и так далее. Оказывается зрительная память детей очень острая, они с лёгкостью отвечают.

                    После знакомства с инструментами мы начинаем экспериментировать со звуками. Конечно звуки природы самые близкие детям, поэтому очень легко мы можем подобрать музыкальный инструмент, который может изобразить нам капельки дождя или шуршание листьев. Есть музыкальные инструменты, которые я сделала сама из бутылочек из-под йогурта, а дети сами дали им название «шуршунчики». Но много инструментов настоящих: металлофон, глоккеншпили, ксилофоны, кастаньеты, копытца, маракасы, бубенчики, бубны, ложки, тарелки, треугольники, колокольчики. Весь набор для шумового оркестра. А  в оркестре дети очень любят играть. Играть не только под звучание живой музыки, но и под фонограмму. Используя на занятиях элементарное музицирование, у меня родилась Сказка про Колокольчик. Эта сказка на столько проникла детям в душу, что предложив побывать у Колокольчика на дне  рождении у нас сразу без подготовки родился шумовой оркестр.

                   В своей работе я постоянно использую занятия – игры, занятия – сказки, занятия – путешествия, в которых мы вместе с детьми фантазируем, творим, импровизируем. Очень любят дети наполнять музыку волшебными звуками музыкальных инструментов. Например: нужно было выучить песню «Осень» Буйновской к осеннему утреннику. Сначала я просто познакомила детей с этой песней, мы поговорили о её характере, разобрали по частям ( проигрыш,  куплет). Затем я ещё раз исполнила песню, но изменила проигрыш ( играла в разных регистрах и добавляла звукоподражание). Во время повторного исполнения дети сразу включались в подпевание. Потом я  спросила детей, заметили они изменения в музыке? Конечно, они сразу обо всём мне рассказали: сначала они заметили шуршание листьев, потом начался дождик, а в конце прощальное пение птиц. Дети подбирали удивительные слова, чтобы охарактеризовать то, что они услышали. Далее я предложила детям стать музыкальными художниками и нарисовать музыкальную картинку.  Дети сами стали предлагать музыкальные инструменты, которые наиболее точно могут передать и шуршание листьев, и капли дождя, и пение птиц. Мы взяли инструменты и стали « рисовать», но «рисовали» только на проигрыш, а во время пения куплета дети пели вместе со мной. Получилась очень красивая музыкальная картинка, которую использовала я на утреннике.

                   Музыкальная сказка « Туфельки для принцессы», которую я воспроизвела из своих детских впечатлений, по-моему универсальна. Её можно использовать не только в  старшем возрасте, но и в младшем, немного изменив подборку музыкального материала и задачи. Использую эту сказку в трёх значимых видах музыкальной деятельности: слушание, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

                  Я считаю, что в результате этой подготовительной и системной работы на занятиях, дети получают большой, огромный музыкальный опыт, и применяют его на праздниках. Проявляется музыкальная культура, оценочное отношение к качественно подобранной музыке и атмосфера праздников всегда радостная, эмоциональная и творческая.

                       С большим интересом и вниманием относятся родители не только к праздникам, помогая и в пошиве костюмов, причём не только детских, но и взрослых, но и к самым простым и рядовым занятиям. Многие родители приходят на консультации с просьбой научить их играть в какие-нибудь  игры дома. Тогда консультация непроизвольно переходит в практическую игру, родители сами становятся детьми и с удовольствием играют. Очень интересно проходит совместная музыкальная деятельность родителей и детей. Дети становятся как бы наставниками родителей: знакомят их с музыкальными инструментами, помогают им правильно играть на них. Очень много играем в коммуникативные игры. Ведь во время игры родители могут встретиться не только со своим ребёнком, но и с другим, и даже с другим родителем. Это доставляет истинную радость, прежде всего детям.             

              Приобретение музыкального опыта и творческой самостоятельности в различных формах организации детей в детском саду, считаю важнейшим условием эстетического отношения к музыке, развития музыкальной культуры детей, развития музыкальной памяти, творческого воображения, коммуникативности.

«Давайте будем доставлять  детям радость общения с нами».  Ш.А.Амонашвили.

« Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом её главная миссия». Г.В.Свиридов.

«Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности

в будущем. Благодаря  музыке вы найдёте в себе новые, неведомые  вам прежде силы».

Д.Д.Шостакович.

 


Музыкально-игровая совместная деятельность в подготовительной группе.

«Элементарное  музицирование».

Цели занятия:

  • Комплексное развитие музыкальности детей

  • Объединение опыта и знаний детей для создания целостной картинки мира

  • Создание условий для музыкально-творческой работы с различными образами

Задачи:

  • Целостно развивать музыкальность детей через объединение различных: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных ощущений в процессе музицирования.

  • Развивать способность детей слышать «музыку природы».

  • Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки.

  • Создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребёнок может почувствовать себя музыкантом.

  • Развивать творческое воображение и слуховую фантазию.

  • Создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей каждого из инструментов и исполнительских приёмов.

Пособия:

  • Набор шумовых инструментов                       

  • Набор детских музыкальных инструментов

Материал:

Фонограммы                                                                        Коммуникативная игра

·         «Шпильман» (Германия)                                        «Раз, два, три – я и ты»

·         «La Bastringla» (Франция)                                                 You and me

·         «Игра с палочками» Австрийская полька

Песни

  • «Знаменитые семьи» Famous Families

  • «Снег-снежок» Слова Л. Клюшева, Музыка С. Макова

  • «Гном» Слова и музыка Л.А. Вахрушевой


План проведения музыкально – игровой  совместной деятельности с детьми

по теме «Элементарное музицирование».

 Приветствуем друг друга.

«Шпильман» (Германия)

Создание атмосферы доверия и комфорта, создать непринуждённое настроение. Настроить детей на весёлый лад.

Дети двигаются свободно по залу под музыку, на звук трубы ищут себе пару, берутся за руки, качают ими и поют все вместе:

Качаем ладошки, качаем вот так.

Качаем все дружно, качаем вот так.

Теперь скажем: -Здравствуй! – тихонько вот так.

Теперь покружились все вместе вот так!

В конце кланяемся, и двигаемся свободно. На следующий звук трубы дети ищут себе новую пару.


Ритмическая зарядка.

«La Bastringla» (Франция)

Задать ритм занятию, закрепить свободное пользование звучащими жестами, учить детей вслушиваться в музыку во время движения. Развивать внимание и чувство ритма.

Дети становятся в круг, повторяя за педагогом ритмические рисунки звучащими жестами, как бы разогревая свой организм и своё тело.


«Игра с палочками». – Австрийская полька

Подготовка рук (кистей) к игре на музыкальных инструментах и правильному звукоизвлечению.

Детям предлагаются палочки от фломастеров для игры. Ищем способы извлечения звуков на палочках разными способами. Дети играют на палочках под музыку.

Поём и играем на музыкальных инструментах.

«Знаменитые семьи». Famous Families

Разогрев детского голоса, развитие ритмического слуха, закрепление правильного звукоизвлечения на музыкальных инструментах.

Для того, чтобы играть на музыкальных инструментах, мы должны с ними поздороваться. Дети выбирают музыкальные инструменты, поют песенку и играют на музыкальных инструментах.


Поём и импровизируем.

«Снег - снежок». Слова Л. Клюшева, Музыка С. Макова

Музицирование со звучащими жестами. Развивать способность детей аккомпанировать себе без сопровождения фортепиано. Подбор и подключение шумовых инструментов, для создания музыкальной картинки.

Сначала задаётся ритмический темп звучащими жестами, дети его подхватывают. Начинается декламация слов песенки. Затем детям предлагается спеть песенку.  Показываю иллюстрацию зимнего пейзажа, спрашиваю детей какие природные явления могут разговаривать между собой. Дети отвечают: сосульки и хрустящий снежок. Подбираем музыкальные инструменты для озвучивания разговора, встаём в две шеренги. Поём песенку и аккомпанируем себе на музыкальных инструментах.


Сюрпризный момент «Музыкальная шкатулка».

Песенка «Гном»  Слова и музыка Л.А. Вахрушевой.

Процесс ознакомления с песней для дальнейшего музицирования,

разучивание припева с подключением музыкальных инструментов.

Звучит музыкальная шкатулка. Детям загадывается загадка про гномика:

Маленький старичок, носит красный колпачок,       

Лес охраняет. Дорожки фонариком освещает.

Из шкатулки показывается гномик, здоровается с детьми и мы слушаем пес-

ню. Разучиваем припев. Далее выясняем: как гномик ходит, какие у него шаги, проводим экспериментирование со звуками музыкальных инструментов, чтобы выбрать инструменты, подходящие для шагов гномика; подбираем инструменты для озвучивания фонарика. Детям предлагается шапочка и фонарик. Желающий ребёнок превращается в гномика. Сразу происходит маленькая импровизация-театрализация: гномик двигается, а дети ему аккомпанируют на музыкальных инструментах.


Музицируем и танцуем

Парный коммуникативный танец с шумовыми инструментами под фонограмму «La Bastringla». (Франция)

Гномик для детей принёс с собой очень интересный и новый танец, который дети сразу танцуют с бубенчиками и маракасами.

Дети стоят в кругу парами, внутренний круг - с маракасами, внешний - с бубенчиками. 1 часть – дети звонят и шуршат друг другу на ушко по очереди, наклоняя голову. 2 часть – свободной рукой хлопают по коленке, затем внутренний круг кружится, а внешний переходит к другой паре. Получается коммуникативный танец с музыкальными инструментами.


Итог занятия.

Педагог подзывает к себе детей и задаёт вопросы по ходу занятия, подводя итог. Кем мы были? ( исполнителями, артистами, музыкантами).  Кто сочиняет музыку? (композитор). Как играл Максим на ксилофоне?  Как называется этот способ? (глиссандо). Итоговая фраза – если мы все вместе, то у нас всё получится.


Коммуникативная игра «Раз, два, три – я и ты». You and me

Для завершения занятия на позитивной ноте, подтверждающей атмосферу  комфорта и доверия.

Дети находят пару, стоят лицом друг к другу.

Раз – два – три                             грозят пальчиком

Я и ты                                           показывают на себя и пару

Если мы все вместе                     расходятся и ищут

Значит сбудутся мечты                новую пару

С новой парой – хлопают три раза в ладоши,

                              Топают три раза ногой, кружатся.

Игра повторяется.


Приложение: музыкально-игровая совместная деятельность в подготовительной группе. «Элементарное музицирование».


Поделиться: