Поиск по сайту

Влияние математики и математических игр на интеллектуальное развитие дошкольника


Авторcтво: Иванова Светлана Евгеньевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №2 Выборгского района Санкт-Петербурга; Богданова Наталья Павловна, воспитатель ГБДОУ детского сада №2 Выборгского района Санкт-Петербурга


Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, воображение, творчество, общая инициативность, интеллект.

В силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста не способны к осознанной и целенаправленной деятельности. Поэтому именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, в которой наиболее интенсивно развивается произвольное мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребенка.

Многие дети испытывают определенные затруднения при усвоении элементарных математических представлений.

Предлагаем детям: «Давайте поиграем».

Дети играют с куклами, машинками, кубиками. Играют с мебелью, деревьями, водой. Играют со всем, что их окружает. Мир для них – игра, которую они подчиняют своим правилам. Поэтому мы используем способность детей воспринимать информацию через игру.

В сюжетно-ролевые игры необходимо включать специфические действия, направленные на формирование первоначальных математических представлений и понятий. А, так же ознакомить детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета, измерения и т. д.

Например: - В игре «Автобус» дети ставят стульчики по количеству детей,

покупая билет, они дают кондуктору «деньги» (картонные монетки с нарисованными цифрами от 1 до 10), получают «сдачу» (стоимость билета обговаривается заранее).

- В игре «День рождения куклы Маши» дети подбирают кукольную посуду и мебель в зависимости от размера игрушки. Так же закрепляем понятие «один – много», «больше – меньше на 1» (соседи числа).

-В игре «Транспорт» дети конструируют из кубиков разного размера, считают количество машин, вагончиков поезда, измеряют длину гаража, в зависимости от размера машины.

-В игре «Магазин» мы знакомим детей, практически со всеми математическими понятиями: цвет, форма, величина, прямой и количественный счет, «соседи числа», «длинный – короткий» и т.д.

С детьми подготовительной к школе группы разнообразим сюжет детских игр. К игре «Магазин» добавляем игры: «Ателье», «Кондитерская фабрика», добавляем «Транспорт» (привозят продукты), добавляем игру «Семья» (мама просит купить продукты, посуду для обеда) и т.д.

Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи. Главная задача воспитателя – поддерживать в них этот интерес.

Обучая детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.

В дошкольном возрасте ребенку необходимо освоить большой объем математических знаний, потому что математика это не только цифры и счет. Мы учим детей представлениям о равенстве и неравенстве, делить группы предметов (пластилин, бумагу) на равные части, знать геометрические фигуры, ориентироваться во времени, пространстве, на листе бумаги, логически рассуждать и т.д.

Для этого в своей работе мы используем дидактические игры.

В дидактические игры не обязательно играть сидя за столом. Многие математические понятия дети могут осваивать в бытовой деятельности, на прогулках, в режимных моментах. Например, игры на определение признаков предмета, цвета, геометрической формы, величины (игра «Подбери такой же»). На прогулке: подобрать формочки одного цвета, размера. В большие ведерки набрать камешки большого размера, а в маленькие ведерки – маленькие. Положить справа 6 листьев красного цвета, а слева – 4 листика желтого цвета и т.п.

Знакомство с геометрическими формами: игра «Найди предмет такой же геометрической формы» (круг – тарелка, квадрат – стол, прямоугольник – окно).

Играя с конструктором, дети называют форму, используемых для постройки материалов.

С интересом дети играют в игры «У кого больше ног?», «Сосчитай-ка», обучаясь составу числа, понятию «количество».

Сказочные персонажи и путешествие вместе с ними так же увлекают детей. Они любят игры «Путешествие Незнайки», «Приключения львенка». Эти игры – маршруты с игральным кубиком, учат детей выполнять правила: пропусти ход, сделай определенное количество шагов вперед или назад, действовать по указанию стрелки. Игральный кубик с точками показывает, сколько ходов должен сделать ребенок.

Особое место в играх со счетом и составом числа занимают «Цветные числа» Кюизенера. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Используя цветные палочки, реализуя один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. С математической точки зрения, палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживается отношение эквивалентности и порядка.

Учим детей ориентироваться в пространстве, на листе бумаги:

- Играем в «Муху», словесно сопровождая маршрут ее полета.

-Игра «Горячо – холодно»: прячем предмет и, по словесному сопровождению, находим его.

- На листе в клетку, по словесным указаниям, ставим точки, а затем соединяем их между собой и, образуя рисунок.

В наше время, в эпоху компьютерной революции, математика может и должна играть особую роль в «гуманизации» образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Важно не только научить ребенка чему – либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения заданий, которые имеют несколько решений.

Мы приучаем детей к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях. Самое важное для развития мышления – это уметь пользоваться знаниями. Научить ребенка думать, правильно анализировать и синтезировать.

Результатом обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Знания, особенно в дошкольном возрасте, нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) развитие.

Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта.


Литература:

1. А.А. Смоленцева «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» Москва. «Просвещение» 1997 год.

2. Е.Н.Панова «Дидактические игры в ДОУ». Т.Ц. «Учитель». Воронеж. 2007 год.

3. О.М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?» Москва. «Просвещение» 1997 год.

4. Н.М.Сертакова «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей» С-Пб Детство-Пресс 2013 год.

5. А.А.Столяр «Давайте поиграем». Москва «Просвещение» 1991 год.


Поделиться: