Поиск по сайту

Использование здоровьесберегающих технологий на речевых занятиях в коррекционном детском саду


Авторcтво: Грачева Светлана Борисовна, воспитатель ГБДОУ детского сада №30 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга


Здоровьесберегающие технологи в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.

Система оздоровления и в том числе решение оздоровительных задач – это не только совокупность лечебно-профилактических мер, но и форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. В том числе сюда входит обучение детей элементарным профилактическим методикам. К таким методикам можно отнести самомассаж ладоней, пальчиковую гимнастику, речь с движением.

Учитывая специфику коррекционного детского сада, следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка (уровнем развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук). Еще В.М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи.

Систематические упражнения, тренирующие движения кисти и пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга и активизации жизненно значимых центров.

Самомассаж ладоней. Это определенные упражнения, выполняемые пальцами рук и ладонями.

Цель – стимуляция кончиков пальцев и ладоней, совершенствование тонких движений пальцев рук, таким образом, активизация сенсорно-моторных функций; активизация жизненно значимых центров.

Самомассаж ладоней можно выполнять:

- с массажным мячом;

- с природным материалом;

- с деревянными катушками;

- с карандашами.

Пальчиковая гимнастика. Это определенные упражнения, выполняемые пальцами рук и сопровождаемые стихотворным текстом.

Цель – совершенствование тонких движений пальцев рук необходимых для подготовки руки к письму и тренировка органов артикуляционного аппарата в процессе формирования общих речевых навыков

Цели у пальчиковой гимнастики и самомассажа ладоней очень схожи, они решают практически одни и те же задачи. Выражение «пальцы помогают говорить» не лишено основания, так как центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены рядом и влияют друг на друга. Систематическая тренировка пальцев – мощное средство повышения работоспособности головного мозга, а как следствие – улучшение речи, внимания и памяти детей. Данные игры, упражнения, задания для совершенствования тонких движений пальцев рук необходимы для подготовки руки к письму, при их выполнении дети повторяют движения за взрослыми, проговаривая слова текста, что является отличной тренировкой органов артикуляционного аппарата в процессе формирования общих речевых навыков.

Речь с движением.

Цель – автоматизация выполнения движений в определенном темпе, стимуляция речи. Речь с движениями играет большую роль в речевом развитии ребенка. А поскольку выполняются еще упражнения, то идет и физическое развитие.

Самомассаж ладоней, пальчиковая гимнастика и речь сдвижением в режиме дня.

Пальчиковую гимнастику и речь с движением в коррекционном детском саду можно проводить в любой режимный момент. Содержание лучше всего ее перекликать с лексической темой. В результате чего, кроме развития мелкой и общей моторики происходит закрепление темы.

Самомассаж ладоней можно проводить в любой свободный момент в режиме дня. Это не занимает много времени и не требует специальной подготовки. Материал, необходимый для самомассажа, находится в развивающей среде группы (уголке развития мелкой моторики; уголке природы, уголке изобразительной деятельности). Сам материал, которым проводится самомассаж, вызывает большой интерес у детей. Ведь - это шишки, орехи, деревянные катушки, перышки, карандаши, массажные мячики.

Я представляю конспект непосредственной образовательной деятельности, в который включены элементы здоровьесберегающей технологии (массаж и самомассаж ладоней, пальчиковая гимнастика, речь с движением). Все перечисленные элементы технологии решают оздоровительные задачи, развивающие, коррекционные и при этом перекликаются с темой непосредственной образовательной деятельности.


Приложение: конспект занятия с детьми подготовительной группы «В замке слов»


Поделиться: