Поиск по сайту

Портрет современного учителя, портрет современного ученика (холст, масло, широкие мазки)


Авторcтво: Терехова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №117 Выборгского района Санкт-Петербурга


Терехова.jpgЭпизод из первого явления второго действия гоголевской «Женитьбы» - первое, что пришло на ум, когда я попыталась составить портрет современного учителя: «Уж как трудно решиться, так просто рассказать нельзя, как трудно! Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди, подумай! просто голова даже стала болеть. Я думаю, лучше всего кинуть жребий. Положиться во всем на волю Божию…» Кинув жребий и отметя прочь негодование, я нарисовала такой портрет:

- современный учитель ДОЛЖЕН разбираться в психологии каждой возрастной группы учащихся, с которой он работает;

- ДОЛЖЕН постоянно, не покладая рук и не преклоняя головы, расширять свои знания не только в области преподаваемой дисциплины, но и в смежных областях, дабы помогать своим ученикам выстраивать целостное восприятие мира;

- ДОЛЖЕН, имея по 35 учащихся в классе, учитывать особенности КАЖДОГО своего ученика, выстраивая образовательную траекторию для КАЖДОГО ребенка;

- ДОЛЖЕН уметь заинтересовать изучаемой дисциплиной, увлечь, захватить, вдохновить, потрясти любого своего ученика открывающимися перспективами;

- ДОЛЖЕН виртуозно владеть приемами общения с самыми разными родителями своих учеников, принимая во внимание все их требования, пожелания, плохое самочувствие и желание невозможного;

- ДОЛЖЕН настолько хорошо ориентироваться в современном законодательстве в области образования, чтобы с легкостью и изяществом генерировать бесконечные документы, которые от него требуются, при этом не теряя присутствия духа и продолжая самозабвенно сеять разумное, доброе, вечное.

Все бы хорошо, красивый получается портрет, динамичный, но только если ты смотришь на него с точки зрения родителя, чей ребенок учится в школе. Так ли все хорошо и воодушевляющее, если ты сам позируешь для написания этого портрета? Получается ли выполнять свой долг в условиях, максимально приближенных к боевым?

Как новобранец я скажу: не выходит каменный цветок. Далеко мне до Данилы-мастера.

Вопросы:

1. Каким образом можно реально учесть особенности, способности, склонности каждого ученика и организовать урок таким образом, чтобы он максимально отвечал требованиям ФГОС?

2. Как можно развивать метапредметные компетенции каждого учащегося, если учитель-предметник не имеет представления о том, какие способности есть у каждого ученика к изучению других дисциплин школьного курса?

3. Как перестать беспокоиться и начать жить?

Портрет современного ученика

Терехова2.jpg

Дети разные нужны, дети разные важны.

В детстве я читала фантастический рассказ, герой которого – мальчик, вместо кистей на руках которого было всего по одному пальцу: чтобы нажимать на кнопку пульта управления всеми окружающими его машинами. Мальчик жил совсем один, у него не было ни родителей, ни друзей, ни собаки. И его это не огорчало, но и не радовало. Мальчик был худощавого телосложения, с непропорционально крупной головой, вел малоподвижный образ жизни и все время проводил за мощным компьютером.

Этот мальчик, кажется, пришел ко мне на уроки…

Жизнь его полна страданий и унижений: родители заставляют ходить в школу, да не просто ходить, а так, чтобы он там всесторонне развивался, не имея перед собой цели, которая соответствовала бы его интересам и представлениям о будущем. Настоящее этого мальчика – день сурка. Каждый день одно и то же: резкий свет, подъем, с вещами на выход, школа, звонок. Учитель раздражает своим позитивом, чего он скачет, зачем на нем эта дурацкая шапочка, чего привязался со своими существительными?! Уче-е-е-бник, тетра-а-а-адь, опять писать надо, о-о-о-о… Когда ж звонок на перемену? У меня там оружие не продано, новое, «покруче», не куплено. Мою базу там сейчас захватят, как я мир завоевывать буду?!

Или это фонвизинский Митрофанушка? Митрофанушка моим ученикам пока не знаком. Но он – их прототип. Не наоборот, как обычно бывает в литературе, когда реальный человек становится основой образа литературного героя, а именно так. Помните его оригинальное рассуждение про части речи? «Дверь, котора дверь? Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна». И вот как обернуть такое мышление, чтобы оно сослужило добрую службу ученикам?

Виртуальная жизнь для нынешних подростков стала реальной, а реальность с уроками, занятыми родителями, улицей – серым фоном.

Не могу не сказать и о том, что подростки все же читают. Но тексты, которыми они увлечены, не относятся к тем, что даем читать мы: это литература об одиночестве, жестокости мира взрослых, наркомании, суициде. Это логично, потому что только с 1/6 моих учеников разговаривают их родители. Только 1/6 детей может обратиться к родителям с просьбой о разговоре, а те немедленно оставят свои дела и активно выслушают своих детей.

Вопросы:

1. Как увлечь детей изучением русского языка и литературы?

2. Каким образом можно откорректировать программу по литературе так, чтобы тексты, которые мы будем читать, максимально соответствовали психоэмоциональному состоянию учащихся?

3. Насколько свободно учитель может изменять программы по своим дисциплинам?


Список использованной литературы:

1. Даниэль Пеннак. Как роман. – М.: Самокат, 2011.

2. Чудакова М.О. Литература в школе: читаем или проходим? Книга для учителя. – М.: Время, 2013.

Интернет-ресурсы

1. http://zavtra.ru/content/view/zigzagi-reformyi-obrazovaniya/

2. http://www.nashgorod.ru/forum/archive_viewtopic.php?f=24&t=61471&start=50

3. http://multfilmchik.ru/multfilms/392-multfilm-burevestnik.html


Поделиться: