Поиск по сайту

Нравственное воспитание в Древней Греции (на примере классического периода)


Авторcтво: Маркова Татьяна Ивановна, доцент кафедры философии Государственного инженерно-экономического университета, к.филос.н.


Древнегреческие мыслители сформулировали идеал гармоничного человека, и в качестве определяющего элемента гармонии, определяющего нравственность. В своих антропологических и этических концепциях греки придавали большое значение формированию добродетелей в человеке, разрабатывали соответствующие педагогические методы, формировали нравственные ориентиры для человека. Античным философам был присущ рационалистический подход к пониманию морали, они тесно связывали нравственность с познанием, а благо с истиной.

В Пифагорейском союзе ученики получали знания того или иного уровня в зависимости от уровня своего морального развития: приобщались к эзотерическому (только для посвященных) или экзотерическому (открытому для всех) учению. Говоря о широком образовании для всех свободных эллинов: А: Пифагор (580—500 до н.э.) предлагал строго придерживаться в школах единого для всех распорядка дня, что дисциплинировало учеников, приучало их ответственно относиться к своему времени и не тратить его впустую. Расписание включает в себя утреннюю прогулку для упорядочивания сознания, причем обязательно в одиночестве. Обучение происходило в храме, где жрец должен был заботиться об исправлении нравов. Таким образом, уже в системе языческой религии священнослужителям отводилась роль духовных наставников детей.

Огром­ное значение Пифагор придавал формированию у детей мотивации к учению, без которой, по его мнению, обучение не может быть эффективным. Б: Гераклит (544—483 до н.э.) полагал, что интеллектуальное образование и нравственное воспитание неразрывно связаны. Развитие способности самостоятельно мыслить, происходящее в процессе интеллектуального образования, необходимо человеку для пра­вильной и добродетельной жизни.

В: Демокрит (ок. 470/460 — ок. 371 до н.э.) в своей философской концепции много внимания уделил разработке проблем, связанных с нравственным воспитанием детей. В процессе воспитания создается вторая природа человека, собственно человеческая. Для этого недостаточно простого усвоения знаний, необходимо применение этих знаний в жизни, постоянные упражнения в нравственных поступках, выработка навыков нравственного по­ведения. Только в процессе сознательного и добровольного труда человек может обрести добродетели. Знание же дает человеку нравственные ориентиры, и является основой морального воспитания. Великий греческий мыслитель выделил еще один немаловажный практический аспект воспитания – воздействие на ребенка положительного примера родителей.

В основание концепции нравственного воспита­ния Демокрит положил свою модель идеального человека. Знание об абсолютных ценностях, таких как добро, прекрасное, истина, де­лает человека устойчивым в жизни, не зависимым от случайных жизненных перипетий, поскольку в его душе формируется состоя­ние апатии, бесстрастия. Зная о конечности своего существования, о том, что все в мире обречено на изменение и умирание, мудрец говорит о преходящих вещах этого мира. Для Демокрита абсолютное благо важнее преходящих вещей, которые он может получить в краткой земной жизни и которые так легко может поте­рять.

Г: Сократ (469—399 до н.э.) заявил об абсолютной ценности человека. Если до него нравственное самосовершенствование выступало как привилегия мудрецов, то теперь оно стало долгом любого человека. Следовательно, на человека ложится тяжкий груз ответственности за уровень своего нравственного развития, так как добродетели могут быть сформированы только в результате упорного самопознания, познания мира и других людей. Сократ полагал, что идея блага является врожденной, человек по природе своей стремится к благу. Незнание блага — единственная причина морального зла. Благо тождественно истине, зло — заблуждению.

Человек совершает безнравственные поступки в том случае, если опирается на ложное знание. Сократ выделяет очевидный путь преодоления зла – устранение незнания. В процессе нравственного развития роль учителя очень велика, так как мудрец, он может помочь ученику, наставляя его. Важно, что учитель не дает, да и не может дать ученику готовые ответы на все вопросы, возникающие перед человеком в жизни. Эти ответы единственны, уникальны для каждого человека. Задача учителя – стимулировать ученика к поиску истины и абсолютного блага, ставя перед ним вопросы, побуждая его не только искать ответы на поставленные учителем вопросы, но и самому задавать вопросы о существующем мире.

Д: Платон заявил о социальной ценности правильно организованного воспитания и создал теоретическую систему воспитания. В государстве, по его мнению, осуществляется идея всеобщего блага, оно обеспечивает существование, развитие и благосостояние своих членов. Следовательно, отдельный человек должен подчинять свои лич­ные интересы общественным. Задача воспитательного процесса заключается как раз в формировании у людей гражданских и нравственных качеств, необходимых для укрепления и процвета­ния государства.

Также Платон считал, что воспитание и образование должны полностью контролироваться государством, причем до мелочей: правители должны подбирать подходящих партнеров для заключения браков, дети – содержаться только в государственных воспитательных домах. Таким образом, с одной стороны, Платон высказал плодотворную идею о необходимости профессионального управления воспитательным процессом, а с другой, явно принизил роль семейного воспитания, позитивную роль родительской любви и заботы в формировании личности.

Формированию нравственности Платон отводил первое место. Платон считает, что в мире идей Благо занимает главенствующее положение, подчиняя себе все остальные идеи. Оно выступает в его концепции в роли творческого и организующего принципа. Для человека Благо – это единственный путь к счастью. Поскольку стремление к счастью ес­тественно для человека, то для него естественно и стремление к Благу.

Нравственность в учении Платона является необходимым условием воплощения «идеальной» модели государства в реальности. Идеальное государство аналогично совершенной душе; все добродетели образуют гармоничное единство – благодаря организующей добродетели справедливости. Каждая добродетель в душе человека служит основанием для разделения труда в государстве и для разделения граждан на сословия, у каждого из которых есть собственное предназначение в общей жизни социума.

Система воспитания и образования для каждого сословия должна строиться в зависимости от последнего. Таким образом, Платон обосновал идею сословного воспитания. По Платону важны также все сословия, поскольку каждое из них выполняет в обществе особые функции, и существование государства невозможно без любого из этих сословий, вместе образующих идеальное единство.

Е: Аристотель(384/3—322/1 до н.э.). Вслед за Платоном также развивал идею государственного образования, а, напротив, подчеркивал важность роли семьи. Семейное и общественное воспитание должны соотноситься как часть и целое и дополнять друг друга. По мнению Аристотеля, душа ребенка от рождения есть «чистая доска», воспитание и образование приобретали особенную значимость: ведь именно в процессе воспитания и должным образом формировалась душа ребенка.

Цель воспитания – «окультуривание» молодежи, достижение добродетели.

Трем видам (частям) души соответствуют три вида воспитания: физическое, умственное, нравственное, которые должны образовать единую систему воспитательного воздействия на ребенка

В античной Греции даже обыватели с большим уважением относились к философам. В частности, нравственный идеал человека, разработанный интеллектуалами, оказывал заметное влияние на повседневную жизнь людей. Хотя в Греции не было государственных школ и организацией образования занимались частные лица, не контролируемые ни правителями, ни религиозными корпорациями, энтузиасты, тем не менее, старались осуществлять, воплощать в жизнь общественно признаваемый идеал человека.

Некоторое государственное регулирование образования все же имело место. В некоторых полисах, в частности, в Афинах, существовал закон, обязывающий родителей давать образование своим детям.Престиж интеллектуальной деятельности в Афинах был очень высок, родители и сами стремились к тому, чтобы обучать детей. Следовательно, закон просто служил своего рода гарантией для получения начального образования детьми из беднейших слоев населения. В итоге: уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей, а обучение полностью городским. Греки стремились воспитать своих детей так, чтобы в них воплощался идеал гармонически развитого человека, интел­лектуально развитого, нравственно совершенного, физически прекрасного и здорового.

В Древней Греции воспитание детей начиналось буквально с младенчества. Причем были две, сильно отличающиеся друг от друга, системы воспитания: афинская и спартанская. В Спарте младенцев не пе­ленали, с раннего возраста закаляли, купая в холодной воде и оде­вая очень легко даже зимой. В Афинах применялся более мягкий уход за малолетними детьми. Это объяснялось различными пред­ставлениями о будущем детей: в Спарте воспитывали будущих воинов, а в Афинах придерживались идеала гражданской лично­сти. Состоятельные люди, как правило, нанимали для своих детей кормилиц, которые не только кормили, но и ухаживали за детьми знати.

Многие философы критиковали такую практику, совер­шенно справедливо считая чрезвычайно важным для эмоцио­нального и нравственного развития ребенка его непосредствен­ный контакт с матерью.

До 6—7 лет детей ничему не обучали, они только играли. Рисунки на вазах дают нам много информации об играх детей. Дети катались на маленьких тележках, строили домики из палочек, имитировали в своих играх занятия взрослых, например, сажали деревья. Нередко в их играх принимали участие домашнее животные: козы, утки, собаки. Как во все времена, игры служили в первую очередь, развлечением для детей, но при этом они решали и очень сложные социальные задачи: входе игры дети знакомились с миром взрослых, осваивали социальные роли, получали навыки обнищания и сотрудничества, усваивали нравственные ценности общества.

После 7 лет начиналось настоящее воспитание и обучение: мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий ребенка»), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. В школе дети занимались с тремя учителями. Грамматик обучал грамоте, счету, письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилем (металлической палочкой) прорезались буквы и цифры и им же (вернее, его обратной стороной, где была лопаточка) стирались.

Важное место в школьной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали все свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламации тожественных гимнов. Этому детей обучал кифарист. Прививавший им навыки игры на струнных инструментах – лире или кифаре. Участие в общих религиозных ритуалах способствовало наиболее успешной социализации детей, давало им чувство сопричастности к жизни коллектива, формировало у них общественно одобряемую систему нравственных ценностей.

Только с 12-14 лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно «тренирующий ребенка»). Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Педотриб показывал детям, искусство метания копья и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой,. плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях - палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты. Таким образом, одновременно с физическим воспитанием дети приобщались и к эстетическим ценностям.

Сверхзадачей физических упражнений греки считали достижение телесного совершенства и формирование характера. В ходе этих занятий воспитывались такие личностные качества, как твердость воспитание дополнялось еще и нравственным.

Образовательный процесс, как мы видим, имел своей целью достижение идеала калокагатии, т.е. единства телесной красоты и духовно-нравственного совершенства, включающего целомудрие, мужество, справедливость и разумность.

С 16-18 лет мальчики могли продолжить свое образование в гимназиях, школах риторов и философов. Это можно было бы считать прообразом высшего образования, так как оно предназначалось для особо одаренных юношей, а также отпрысков знатных и богатых семей. На этой ступени образования нравственному воспитанию отводилось центральное место. Риторику осваивали, слушая нравственные проповеди знаменитых мыслителей. Ученики и сами, в качестве учебных упражнений, составляли речи на моральные темы.

Таким образом, обобщая все сказанное, можно отметить как самую яркую черту обучения в Древней Греции единство образования и воспитания, а также единство интеллектуальной и физической деятельности, дополняемого «упражнениями» в нравственном поведении.

Сама нравственность рассматривалась как единство моральных принципов, морального сознания и нравственного поведения. Такой комплексный подход создавал теоретическую базу для формирования гармонически развитых людей, т.е. для реализации идеала человека, сформулированного лучшими умами античности.


Поделиться: