Поиск по сайту

Личность учителя и его роли в новых педагогических технологиях. Метод проектов в изучении английского языка


Авторcтво: Власюк Ирина Анатольевна, учитель английского языка ГБОУ гимназии №116 Приморского района Санкт-Петербурга


В настоящее время учитель английского языка находится в сложной ситуации, т.к. в методике обучения иностранным языкам за последние годы произошли большие изменения, связанные с приорететным инновационным методом проектов в обучении иностранным языкам. В последнее время этот термин прочно вошел как в теоретическую, так и в практическую методику и дидактику.

Метод – это дидактическая категория, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического и теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, говоря о проектной методике, необходимо иметь в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Как показала практика, метод проектов может позволить решать дидактические задачи и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором действительно решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

Обучение на основе проектов – это модель обучения, отличающаяся по своей сути от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу, и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни. Использование проектного метода на уроках создает условия для социализации личности, развивает деловую активность ученика. Поскольку это обучение ориентировано на личностные характеристики, уровень интеллектуального, нравственного развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), речь должна идти об особенностях процесса обучения, отбора соответствующих технологий. В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики, которая является одним из видов обучения в сотрудничестве. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, культуры и т.д. Как показала практика, элементы проектной методики могут быть использованы как в старших, так и в младших классах. Не секрет, что учащиеся с большим интересом выполняют всевозможные проекты, поскольку при их подготовке используют различную справочную литературу, словари, энциклопедии, Интернет. Работая в группах, находят интересные решения проблемы, участвуют в дискуссии, задают друг другу вопросы, а также учатся выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. Самое главное, на мой взгляд, что ребята учатся сотрудничать не только друг с другом, но и с учителем, и даже с родителями.

В классах среднего звена, проектная деятельность может быть очень простой: составление презентаций, информационных сообщений, по темам: “My Family”, “Clothes”, “My Classmates”, “Food” и.т.п. В старших классах работа более углубленная, с использованием различной литературы. На моих уроках по темам: “Urban graffiti: Art or Vandalism”, “It’s a fashion to be out of fashion”, “Modern family. So you want to change roles!”, “Beauty - Physical and Spiritual.”- эта деятельность особенно эффективна. Проектная методика позволяет также писать рефераты, сочинения, переводить стихотворения на родной язык. Обязательным элементом проектных уроков является - рефлексия. Учащиеся пытаются делать рефлексию своей деятельности, отвечая на вопросы: «Как оцениваете результат своего проекта?», «Чему вы научились?», «Понравилось ли работать над проектом?», «Какие трудности были?» и другие вопросы, составленные учениками и адресованные друг другу. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на актуальную мыслительную деятельность, требующую для своего грамотного оформления и решения предложенной дидактической задачи владения определенными языковыми средствами. Кроме того, школьники должны овладеть умением работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., уметь работать с разнообразным справочным материалом.

К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, умение прогнозировать последствия того или иного решения, а к коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка.

Хотелось бы перечислить основные требования к использованию метода проектов:

1) наличие проблемы (например, проблемы семьи, свободного времени у молодежи, проблемы взаимоотношений между поколениями).

В 11 классе поставлена проблема: «Домашнее задание как способ наказания», «А действительно ли детство – самая счастливая пора?», «Разделение полномочий между членами семьи в 2020 году:

- мужчина и семейный очаг;

- женщина – охотник, добытчица»

2) практическая, теоретическая значимость результатов, например:

- доклад о демографическом состоянии региона

3) самостоятельная деятельность учащихся на уроке;

4) использование исследовательских методов:

- определение проблемы;

- выдвижение гипотез;

- анализ полученных данных.

В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала почти по любой теме, поскольку отбор тематически проводится с учетом практической значимости для школьника (человека и его окружения). Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы. Для каждого возраста соответственно можно найти «свои» проекты:

- исследовательские – приближены к подлинно-научному исследованию;

- творческие – отражающие проблемы, связанные с содержанием какого-либо произведения, фильма, это может быть фантастика;

- ролево-игровые проекты – где участники принимают на себя определенные роли;

- информационные проекты – источники информации, средства СМИ, базы данных и многие другие.

Все, о чем говорилось выше (метод проектов, новые педагогические технологии при обучении иностранным языкам) трудно себе представить без личности учителя. Причем учитель, работающий с этой технологией, должен обладать достаточной долей автономии, так как принято считать, что метод проектов нацелен на эмансипацию обучаемого, устранение его зависимости от преподавателя путем самоорганизации. Проект имеет своей целью обратить внимание на неформальную эмоционально-оценочную сторону:

понравилось – не понравилось

получилось – не получилось

страшно, скучно – весело

Соответственно этому выбирается форма презентации:

- драматизация;

- сообщения;

- комментарии;

- ролевая игра;

- шоу и др.

Наличие интереса к выполнению проекта – самая сложная задача, поэтому при первичном обращении к методу проектов преподавателю зачастую самому приходится инициировать его идею.

Важную роль играет также убедительная мотивация со стороны преподавателя и коллективное обсуждение выдвинутой идеи. Хочется заметить, что роль преподавателя на разных этапах выполнения проекта меняется: от регулятивно-организаторских функций на первом этапе до помощника или просто консультанта-координатора на этапе реализации. И наконец, на заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как преподавателю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

Таким образом, преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом и заключается сложность руководства проектом. Не все преподаватели умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом и координатором, то есть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности.

Очевидно что, в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность учащихся, а педагогическая роль учителя приобретет патронажный характер. Очевидно то, что учителя не считают, что организация учебной деятельности должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а главное при отработке навыков и умений его практического применения этот метод, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.

Не стоит отказываться от работы над мини-проектом, когда защите проекта выделяется не целый урок, а лишь его часть. В этом случае презентация проекта органично вписывается в структуру обычного урока совершенствования лексических навыков устной речи и является не только целью (т.е. развитие речевого умения в виде монологического высказывания), но и средством совершенствования навыков восприятия английской речи на слух (для остальных учащихся).

Высоко оценивая образовательную эффективность метода проектов, следует все же предостеречь от чрезмерного увлечения им. Слишком частое обращение к проектам ведет к быстрому утомлению обучаемых и нежеланию принимать активное участие в них. При соблюдении меры и умелом сочетании с другими макро- и микро-методами, метод проектов оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся любого возраста.


Приложение 1: урок английского языка в 6 классе на тему: «How different the world is!»

Приложение 2: урок-конкурс в 8 классе «The competition of knowledgeable students»


Поделиться: