Поиск по сайту

Использование современной игровой технологии «квест» в образовательном процессе


Авторcтво: Соколова Елена Юрьевна, педагог дополнительного образования ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга; Панова Раиса Александровна, педагог дополнительного образования, методист ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга


«Игра – путь к познанию мира, в котором они (дети)

 живут и который призваны изменить».

 M. Горький

Игра как педагогическая технология никогда не теряет своей актуальности.

Как метод обучения игру люди использовали с давних времен. И в настоящее время она находит самое широкое применение в педагогике.

В современном образовании игровая деятельность используется, как активный метод обучения для освоения учебных предметов, и может быть использован как для групповой, так и для индивидуальной работы, что позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию.

Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.

Слово «Квест» сравнительно новое для нашей аудитории. Дословно с английского языка это — «поиск», который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Как современная образовательная технология «квест» решает следующие задачи:

- Образовательные – вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

- Развивающие – развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

- Воспитательные – воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, здоровье сбережение.

В Доме детского творчества «Юность» Выборгского район Санкт-Петербурга прошли квесты «Школа рукоделия», разработанный креативными педагогами отдела ИЗО и ДПИ: Е.В. Тыровой, Е.Ю. Соколовой, М.А. Зотовой, А.В. Богомоловой, Р.А. Пановой, Л.И. Мирошниковой:

· 20 марта – для педагогов Городского методического объединения «Кружево-бисероплетение и вышивка»,

· 24 марта – для детей, родителей, педагогов в рамках открытия Городской выставки детского прикладного творчества по направлениям кружевоплетение, макраме, фриволите, бисероплетение и рукоделие «Мозаика талантов»

· 23 мая 2014 года – для педагогов Городского методического объединения «Моделирование одежды»

Квест «Школа рукоделия» можно определить как: «живой», творческий, краткосрочный и межпредметный, так как объединяет различные виды рукоделия: батик, бисероплетение, валяние, кру́жево, вышивка, квиллинг, лоскутное шитье, макраме, мягкая игрушка, оригами, пергамано, скрапбу́кинг, ткачество, флористика, художественная роспись, шитье.

Цель данных мероприятий - познакомить педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности города, детей и их родителей с современной педагогической технологией, направленной на развитие личности ребёнка, его познавательных, и созидательных способностей.

Участникам было предложено провести один учебный день в нашей «Школе рукоделия». Из них были сформированы команды-классы, выбраны старосты-капитаны, выдан маршрутный лист-дневник, с указанием изучаемых предметов:

¾ «Своя игра» - игра-викторина, разработанная на основе популярной телевизионной игры. Команды - участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь набрать наибольшее количество очков.

¾ «Бабушкин сундук» - игровая ситуация, в которой команды-участники имеют возможность наглядно и тактильно познакомиться с «продуктами» рукоделия выполненными в разных техниках, классифицируют их, решают дидактическое задание.

¾ «Мастерская моды» - творческое задание по созданию аксессуара из традиционных и нетрадиционных материалов. Итог своей креативной работы команды представляют на манекене.

¾ «Эрудит» - решение кроссворда на интерактивной доске для закрепления знаний о видах рукоделия.

¾ «Угадайка» - разгадывание загадок-шуток-ребусов по теме рукоделия для вовлечения каждого участника игры в активный познавательный процесс.

¾ «Переменка» - знакомство в увлекательной форме с методами и приемами снятия утомления и повышения умственной работоспособности.

В лучших традициях квестов в сценарий включены задания c элементами ролевой игры, поиск объектов и информации, бонусы, штрафы, интрига, оценка, итоги, призы, и, конечно же — эмоции. Перемещения участников происходили в границах территории ДДТ «Юность».

Продолжительность уроков – 10 минут. Вели их настоящие учителя – педагоги дополнительного образования отдела ИЗО и ДПИ, и педагоги-организаторы ДДТ «Юность». Также в расписании были факультативы — мастер-классы от ведущих педагогов города.

В традициях игровой деятельности в данной игре так же предусмотрена командная деятельность. Организаторы, проводя беседы, обращают внимание участников на зависимость результата от умения взаимодействовать в группе, когда каждый участник несёт ответственность за всю команду. И если каждый заинтересован в лучшем результате, и стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием, то способность договориться, понять другого, решить определенную проблему сообща быстрее приведет к положительному результату.

Итогом игры стал инновационный продукт – цветок-пазл, собранный участниками из элементов «добытых» при прохождении квеста.

Победители квеста получили от организаторов креативные подарки.

Он вызвал огромный интерес у педагогов, школьников и их родителей, так как представленные инновационные образовательные технологии не имеют в настоящее время широкого распространения в массовой практике.

В конце игр был проведен экспресс-опрос, выявляющий отношение участников к деятельности, в которую они были вовлечены, их роли в команде, удовлетворенность мероприятием. В процессе опроса участников, выяснилось, какое значение для каждого имела игра, довольны ли участники своей ролью в ходе проведения мероприятия, насколько полезно и интересно им было .

Из высказываний родителей:

«Воздух просто пропитан идеями участников!»

«Приятно видеть как сами участники и команда раскрывают идеи, о которых бы и не подумал!»

«Командная игра, в которой развивается эрудиция, сообразительность, креативность и нестандартное мышление».

«Идея игры проста – команды, перемещаясь по станциям, выполняют различные задания, но изюминка – в заданиях! Они подобраны таким образом, что бы быть максимально оригинальными, интересными, и не требующие специальных знаний или умений от игроков».

«Игра позволила увидеть педагогов и своего ребенка с другой стороны!»

«Я и не подозревал, что во мне есть задатки модельера!»

«Большое разнообразие и качество заданий позволяет показать игрокам декоративное творчество с той стороны, которую большинство из нас никогда не замечало».

Из высказываний детей:

«Атмосфера просто улетная!!!»

«Квест – это игра, которая создаст незабываемую атмосферу загадки, приключения и веселья для всех кто в ней участвует».

«Мы приобрели новые знакомства».

«Ребусы разгадывать очень весело!»

«Соревноваться с родителями – это забавно и очень хотелось у них выиграть!»

«Мы узнали много нового, и о родителях тоже!»

«Оказывается, уроки могут быть классными, веселыми и нескучными!»

Из высказываний педагогов:

«Не просто полезная информация, а реально действующие методики в очень доступной форме и дружелюбной атмосфере».

«Очень эмоционально, интересно, а главное полезно. Доступные методики, с применением которых, можно создать что-то интересное. Спасибо, за то, что поделились опытом, полезной информацией и вдохновением!»

«Как педагог, не могу не отметить очень хорошую структуру занятий. Было интересно и полезно, как профессионалам, так и любителям – это тот идеал, к которому стремится любой педагог».

Вследствие проделанной работы мы выявили, что цель мероприятия достигнута нами в полном объеме, все поставленные задачи выполнены. Мероприятие получилось современным, нескучным, познавательным, запомнилось и участникам, и организаторам.

Основные результаты организации и проведения квеста «Школа рукоделия», которые следует отметить:

¾ Создание условий для развития личности ребенка, формирование интереса к исследовательской и творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

¾ Расширение спектра совместных мероприятий, направленных на развитие познавательной деятельности, содействующей гармонизации детско-родительских отношений;

¾ Налаживание связей между учреждениями основного и дополнительного образования;

¾ Возможность трансляции опыта в учреждения района, города;

¾ Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

Сильные стороны

Слабые стороны

Интересная форма подачи материала,

интересное познание нового теоретического материала,

работа в команде способствует улучшению климата в коллективе,

развитие умения принимать решения и отстаивать свою точку зрения,

брать на себя ответственность.

Большое количество организаторов,

сложность согласования заданий.

Угрозы и риски

Возможности

Зависимость проведения квеста от работы технического оборудования,

при сложных заданиях может потребоваться большой объем помощи со стороны организаторов.

Повышение мотивации к занятиям декоративно-прикладным творчеством, раскрытие потенциала каждого участника квеста,

расширение кругозора,

демонстрация значимости каждого члена команды,

способствует укреплению семейных отношений, доверия между родителями, детьми, педагогами.

Приложение: фотоотчет


Использованные источники:

1. Специализированный электронный журнал «Экстернат. РФ»

http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013-qq-q-q.html—

2. Своя игра

http://www.ntv.ru/peredacha/svoya_igra/

3. Элисия Рубин, Рита Мойсер. Мода и ваш стиль.- Ростов н.-Д.: Феникс, 2006

4. Ильинский М.М. Ее Величество Мода.- Смоленск: Русич, 1997г

5. Женский онлайн-журнал http://www.magiclady.net/publ/moda_i_stil/moda_osen_zima_2013_2014/69

6. Дамский дом. Клуб современных дам. http://damskiydom.com/moda/modnie-accessuary-2013-2014.html

7. Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура - М.: Советский спорт, 2003 .

8. Онлайн-сервисы создания кроссвордов http://pedsovet.su/publ/44-1-0-4139

http://interaktiveboard.ru/load/33-1-0-582

9. Генератор ребусов http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1


Поделиться: