Поиск по сайту

Как писать пресс-релиз (методические рекомендации)


Авторcтво: Андреева Мария Юрьевна, методист ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Ни для кого уже не является секретом тот факт, что медиа-рилейшнз, то есть взаимодействие со средствами массовой информации, способствует продвижению имиджа не только коммерческих, но и образовательных организаций. А установление и поддержание связей со СМИ, размещение сведений познавательно-событийного характера в периодических печатных изданиях, интернет-изданиях, на телевидении, радио не только привлекает внимание к образовательному учреждению, но и является площадкой для тиражирования педагогического опыта.

В своей прошлой статье я обращала внимание читателей на то, что «если предоставлять средствам массовой информации (в особенности специализированным) информацию об образовательном учреждении, в том числе, рассылая пресс-релизы, содержащие информацию об интересных читателям, зрителям новостях, можно быть уверенным, что в каком-либо издании они будут опубликованы или озвучены. Более того, многие журналисты будут готовы приехать, если происходящее событие будет достаточно интересным (однако интересным оно должно быть и за пределами образовательного учреждения).[i]

В данной статье, уважаемые коллеги, мне хотелось бы рассказать вам о пресс-релизе: что это такое, для чего это и, конечно, как его написать.

Пресс-релиз – это краткое информационное сообщение для прессы.[ii] В отличие от статьи, пресс-релиз – это короткая заметка, которая требует гораздо меньше времени и сил на ее написание. Особенность пресс-релиза в отличие от прямой рекламы и тематической статьи состоит в том, что это краткое сообщение, содержащее в себе ту или иную новость. Конечная цель деятельности по рассылке пресс-релизов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать определенный имидж ведомства (организации, учреждения и т.д.) в глазах общественности.

О чем писать?

Какие же информационные поводы могут быть интересны средствам массовой информации? Это могут быть:

  • победы учителей и воспитателей в профессиональных конкурсах разного уровня;
  • победы детей в конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях;
  • дни самоуправления в ОУ;
  • спортивные праздники, соревнования;
  • традиционные школьные праздники (в том числе дни рождения, юбилеи образовательного учреждения;
  • мероприятия, направленные на профилактику наркомании и вредных привычек, правонарушений, дорожно-транспортного травматизма;
  • формирование здорового образа жизни, правовой культуры, нравственных ценностей и патриотизма, толерантности;
  • мероприятия с ветеранами;
  • участие школ в междугородних, международных проектах, обменах
  • масштабные экологические и другие проекты.
  • крупные конференции, семинары, круглые столы и другие значимые мероприятия.

Когда писать?

Пресс-релиз пишется о каком-либо событии, как правило, связанным с определенным временным периодом, именно поэтому писать его следует как можно скорее, пока само событие еще не потеряло актуальность.Лучше всего, если он будет написан и отправлен через день – два после мероприятия.

Как писать?

Пресс-релиз должен отвечать на следующие вопросы:

Что (происходит)?

Где это (происходит)?

Когда это (происходит)?

Почему и зачем (это делается)?

Какие перспективы это имеет? (если таковые есть)

Структура пресс-релиза

Каждый пресс-релиз должен содержать следующие элементы: заголовок, вводный абзац (резюме), основная часть, контакты ответственного лица. Традиционно текст пресс-релиза строится по принципу перевернутой пирамиды: самая основная информация дается в начале материала.

Заголовок – обязательная часть. Он должен содержать основную идею пресс-релиза и быть информативным, емким и понятным.

Заголовки к текстам для сайта отражают, как правило, характер действия или его этапа, например: В Выборгском районе отметили День учителя, Школьных журналистов района объединяет «Юность», В Выборгском районе прошел семинар «Разрабатываем систему воспитательной работы школы: теория и практика», В детских садах проходят спектакли по правилам дорожного движения.

Вводный абзац, или резюме - это краткое содержание пресс-релиза, выражающее основную мысль текста в нескольких предложениях. Старайтесь, чтобы резюме не копировало заголовок, но при этом давало более расширенную информацию, поясняло его.

Резюме, как правило, отвечает на вопросы: когда?, где? и что?, а также в некоторых случаях кто?

10 декабря в детском саду №67, состоялось кукольное представление на тему Правил дорожного движения под названием «Красный, желтый, зеленый». Спектакль был организован местной администрацией муниципального образования Парнас.

Завершился первый этап ролевой игры «Ужель та самая Татьяна?» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Уже много лет подряд эту программу в рамках социально-педагогического проекта «СИМВОЛ» проводит в образовательных учреждениях Выборгского района Дом детского творчества «Юность». В этом году программы прошли в школах № 103, 135, 488, 494 и 486.

Сразу три праздника отметили 3 октября в школе №471: пятидесятипятилетие учебного заведения, 1 год в новом здании и День учителя.

10 декабря в помещении Центральной детской библиотеки Выборгского района прошел поэтический вечер, посвященный 210 годовщине со дня рождения русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Организаторами вечера выступили Информационно-методический Центр Выборгского района и Центральная районная детская библиотека. Было заявлено 40 участников из 10 школ района.

Основная часть текста отвечает на оставшиеся вопросы: кто? почему? и зачем?, какие перспективы ожидаются? (если они есть). Рекомендуемый объем основной части - примерно 1,5 тыс. знаков. Но, в зависимости от темы и содержания новости, объем пресс-релиза может варьироваться по усмотрению автора.

Если мероприятие проходит с участием высокопоставленных лиц, стоит добавить в сообщение комментарий данного лица. Если таких участников несколько, то в тексте должна быть цитата самого статусного из участников, либо двух участников. Комментарий должен содержать мысль, отражающую отношение того или иного спикера или ведомства к проблеме, к ситуации, к мероприятию.

Справочная информация по теме события может быть представлена в тексте, либо вынесена за текст. Это делается по усмотрению автора.

Стилистика и оформление пресс-релиза

1.Пресс-релиз должен содержать информацию: факты, цифры, тенденции. Часто он пишется не в разговорной, повествовательной манере, а в телеграфной и обезличенной. Однако, все зависит от темы пресс-релиза иво многих случаях уместно будет уйти в сторону публицистики.

Пример: (о юбилее школы) После семинара началось само праздничное действие. Ребят, учителей, родителей, гостей и ветеранов пригласили в актовый зал. Зазвучали первые аккорды концертной программы «Мы – это больше, чем ты и я». Ярким калейдоскопом закрутились танцевальные номера, хореографические композиции и, конечно, традиционные для 33-ей школы-интерната, номера с жестовым пением. Фильм-презентация школы-юбиляра о буднях и праздниках учебного заведения заставил гостей с удивлением, улыбкой, смехом, иногда слезами на глазах всматриваться в кадры, узнавая себя, своих одноклассников, учителей.

(Об экскурсии школьников в Детский музейный центр) Все помнят с детства веселые и захватывающие приключения Тимура и его команды, героев одноименной повести А.П. Гайдара, написанной в 1940 году. Для сегодняшних детей вечные темы справедливости и чести, дружбы и взаимопомощи также актуальны, как и 70 лет назад. Погрузиться в мир ребят, чье детство пришлось на 30-е годы, смогли четвероклассники гимназии №105 Выборгского района, посетив 9 декабря интерактивную экспозицию «Страна Гайдарика».

Необычный проект «Страна Гайдарика», открывшийся 28 ноября 2011 года в Детском музейном центре исторического воспитания на Болотной, 13, в увлекательной форме рассказывает современным детям об их сверстниках 30-х годов: спроектированные музейными педагогами и художниками игровые модули воссоздают атмосферу исторической эпохи и помогают взглянуть на нее глазами ребенка.

Обратите внимание, как много деталей изложено в представленных выше материалах. Если вы пишете о подобных мероприятиях, старайтесь уходить от сухого перечисления того, что делали его участники. Разбавьте свой текст эпитетами, метафорами.

2. Очень важно насытить деталями свой материал. Простое оповещение аудитории о том или ином мероприятии вряд ли будет кому-то интересно.

3. Не подменяйте пресс-релиз скопированным из нормативно-правового акта текстом. В любом случае, такой материал будет требовать доработки – стилистической и графической правки.

Такие материалы как программа мероприятия или его проект совершенно не подходят для пресс-релиза. Они могут быть только его проектом.

4. Не ленитесь потратить абзац или несколько предложений на то, чтобы что-то пояснить, поскольку читатель, может быть не в курсе того или иного проекта, конкурса, мероприятия, последних тенденций. Если у вас есть гиперссылка, укажите её полный адрес в скобках. Это позволяет сделать сообщение кратким, и читатель при этом имеет возможность получить исчерпывающую информацию по вопросу.

5. Не стоит также стараться рассказать обо всем: идеальный пресс-релиз занимает страничку, максимум – две.

6. Когда мы называем человека в пресс-релизе, то полностью пишем его должность, фамилию имя и отчество.

7. Все названия образовательных учреждений нужно писать полностью.

8. Вместе с пресс-релизом стоит прислать 3-4 фотографии.


Приложение: как подобрать фотографии


Использованная литература:

1. Оливер С. Стратегия в паблик рилейшнз/ Пер. с англ. Под ред. А.Н. Андреевой. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003

2. Сироткина И.В. Как приготовить вкусный бренд. – М.: Издательство «Альфа-Пресс»



[i] Андреева М.Ю., «Медиа-рилейшнз» //Журнал «Ресурсы, обзоры, новости образования», выпуск 3, (апрель, 2009)

[ii] Музыкант В.Л. Формирование брэнда средствами рекламы и PR: Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2004


Поделиться: