Поиск по сайту

Подготовка детей в дошкольном возрасте к безопасному поведению, адаптация и социализация внутри детского коллектива


Авторcтво: Иванова Лилия Викторовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Казначеева Ольга Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Козлова Ольга Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга


Последнее время педагоги отмечают повышенную детскую тревожность, которая связанна с огромным количеством сваливающийся на детей негативной информации.

Дети бессознательно готовятся к взрослой жизни, подражают взрослым. «Проигрывают» опасные ситуации. Научить детей, как избежать, или предотвратить неприятности, можно через разные виды познавательной деятельности.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется в его сознании навсегда. Поэтому, очень важно с ранних лет привить навыки безопасного поведения в окружающем мире. Одной из актуальных проблем сегодня является формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности. Поэтому педагоги и родители дошкольников должны работать над реализацией следующих основных задач по ОБЖ:

  1. способствовать развитию у детей заинтересованности в изучении правил безопасного поведения дома, на улице, на природе;
  2. расширять представления детей о своем организме, ценности здорового образа жизни;
  3. формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения;
  4. воспитывать устойчивую привычку всегда соблюдать правила безопасности.

Для успешного решения этих задач в работе с детьми следует придерживаться следующих принципов:

  1. систематичность,
  2. психологический комфорт,
  3. осмысленное отношение к миру,
  4. наглядность,
  5. доступность,
  6. непрерывность.

Формирование знаний безопасного поведения у детей происходит поэтапно:

  1. Диагностика.
  2. Расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний.
  3. Закрепление полученных знаний и формирование осознанного отношения к соблюдению правил безопасности.
  4. Формирование чувства ответственности – понимание и усвоение предъявляемых требований.
  5. Развитие чувства контроля и самоконтроля.

Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, важно использовать разнообразные формы и методы работы: беседы, обсуждение и разрешение проблемных ситуаций, наблюдения, экскурсии, разучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, дидактические игры, игры-драматизации, опыты, практические упражнения, совместная творческая деятельность детей и родителей. Закрепление полученных знаний, желательно, проводить через организацию игр, соревнований, викторин, праздников, конкурсов и развлечений по ОБЖ.

Работа по ОБЖ в детском саду должна проводиться комплексно, включаться во все области образовательной деятельности. Очень важно также обеспечить взаимодействие с родителями по данной проблеме, так как пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению.

В планировании содержания работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности должны быть отражены основные направления, представленные в учебном пособии «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной:

  1. Ребенок и другие люди
  2. Ребенок и природа
  3. Ребенок дома
  4. Здоровье ребенка
  5. Эмоциональное благополучие ребенка
  6. Ребенок на улицах города

При планировании работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности важно придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип полноты (содержание работы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям, представленным в учебном пособии «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной).
  2. Принцип системности (работа по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении содержания работы в течение дня).
  3. Принцип сезонности.
  4. Принцип учета местности.
  5. Принцип возрастной адресности.
  6. Принцип интеграции.
  7. Принцип преемственности с семьями.
  8. При планировании работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности педагогам рекомендуется использовать следующую методическую литературу:

1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Безопасность. – М. 1998.

2. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М., 1989.

3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2004.

4. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М., 2007

5. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2004.

6. Фисенко М.А. ОБЖ. – Волгоград., 2006.

7. Жукова О.Г., Трушина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «Ау!» - С-П., 2008.

8. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М., 2008

9. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. – С-Пб., 2008

10. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? – С-Пб., 2010

11. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности детей 5-8 лет. М., 2010

Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности является создание необходимой предметно-развивающей среды в группах.

В группах должны быть представлены следующие материалы и оборудование по ОБЖ:

  1. Дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода»,
  2. Наглядные пособия по ОБЖ (плакаты, репродукции, фотографии по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности: «Как устроено тело человека», «Личная гигиена», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Виды спорта», «Правила поведения дома (на улице, в транспорте, в природе: в лесу, у водоемов), «Опасные предметы», «Вызов служб экстренного реагирования», «Устройство проезжей части» и др.)
  3. Макеты перекрестков, на которых представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки.
  4. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком)
  5. Дорожные знаки нагрудные и переносные («Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Круговое движение», «Остановка автобуса», «Осторожно – дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Движение направо (налево)»)
  6. Иллюстрированные книги, раскраски, энциклопедии по ОБЖ
  7. Книги и плакаты по ОБЖ, изготовленные детьми вместе с родителями и воспитателями по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Приложение 1: конспект открытого мероприятия «Викторина с элементами экспериментирования «Как избежать неприятностей»

Приложение 2: презентация к викторине «Как избежать неприятностей»


Поделиться: