Поиск по сайту

Авторский конспект педагога ДОУ как творческий продукт (значимость авторских конспектов в дошкольном образовании)


Авторcтво: Ощепкова Марина Анатольевна, учитель детского сада «Кукушечка», г. Нарва, Эстония; Петрова Вера Сергеевна, учитель детского сада «Кукушечка», г. Нарва, Эстония


Слово «конспект» происходит от латинского слова conspectus – обзор. Современное значение этого слова – краткая запись, изложение содержания чего-либо (лекции, речи,…)(1).

В контексте этой статьи данный термин понимается как полноценное руководство к занятию с детьми, авторский труд учителя ДОУ.

Создание конспекта – важная часть педагогической работы, серьезный исследовательский и творческий процесс. Работа с детьми без творчества невозможна, поэтому не может быть двух одинаковых занятий – они всегда отражают индивидуальность учителя и зависят от возрастных и личностных особенностей детей.

Каждый раз, составляя очередной конспект занятия, учитель ДОУ вносит в него свое видение педагогической деятельности, наполняет его своими знаниями и эмоциями. Поэтому невозможно представить ситуацию, при которой два разных учителя на одну и ту же тему написали бы одинаковые конспекты. Да и один учитель, по прошествии некоторого времени, напишет уже несколько другой текст – ведь у него накопился новый педагогический опыт, и само занятие готовится теперь для других детей.

В каждом конспекте, тем не менее, должны быть обязательные части: указание на дату, тему занятия и его продолжительность, на возраст детей. В конспекте фиксируются цели и задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные), необходимое оборудование и игровой материал. В тексте должны быть отражены все структурные элементы содержания, при этом важно выстроить логическую последовательность изложения материала. Нужно также отметить те книги, статьи, учебные материалы, которые помогли подготовиться к данному занятию, потому что спустя время у автора может появиться желание вернуться к уже изученной литературе.

Значение авторского конспекта трудно переоценить. Во-первых, это некая «памятка»: он задает «рамки» занятия и потому должен четко отражать тематическое содержание и способ подачи материала. Во-вторых, это своеобразный сценарий, следуя которому учитель задает эмоциональный тон данной встречи с детьми. Кроме того, это своеобразная «копилка» педагогического опыта учителя ДОУ, ведь таким способом можно сохранить на будущее свои сегодняшние находки и задумки.

При составлении авторского конспекта проявляется исследовательская, поисковая сторона учительского труда. Прежде чем приступить к созданию текста, педагог проводит немало времени, изучая литературу по избранной теме. Но важно не только проанализировать прочитанное и систематизировать учебный материал, не менее важно осмыслить, как лучше преподнести избранную тему своим воспитанникам. Нужно обдумать организационные и игровые моменты, отобрать игровой материал, наметить коллективные и индивидуальные задания. Следует предусмотреть, как они будут восприняты именно этой группой ДОУ, какие могут быть психологические сложности и достижения у детей и как активизировать их деятельность. Создавая конспект, педагог, с одной стороны, обобщает свой наработанный опыт, а, с другой стороны, каждый раз делает шаг вперед, развивая и совершенствуя свое педагогическое мастерство.

Разумеется, конспекты должны обновляться. Содержание созданного когда-то конспекта не может быть повторено полностью. На новом этапе текст творчески перерабатывается в соответствии с новыми педагогическими требованиями и условиями в группе; происходит корректировка целей, идет поиск оптимальных методов и приемов.

Перечитывая конспект, учитель заново оценивает свой труд, анализирует его, смотрит на старые записи «новыми глазами». При проведении занятия на ту же тему, но с другой группой детей, у педагога рождаются новые идеи, как сделать занятие более познавательным, логичным, увлекательным, какие новые педагогические приемы следует применить, чтобы дети с большей легкостью усвоили содержание занятия, а полученные знания были более прочными. С течением времени авторский конспект превращается в стимул для размышлений над основными позициями методического построения занятия и над результатами педагогического труда.

Работа с детьми в ДОУ всегда нацелена на будущее. Воспитывая детей, мы, взрослые, развиваем их личностные качества, закладываем основы поведения и мировоззрения, формируем у них целостную картину мира.

Ежедневный педагогический процесс в ДОУ предполагает творческое решение различных учебных и воспитательных задач. Поэтому перед каждым педагогом стоит необходимость непрерывного личностного и профессионального роста. Он должен постоянно изучать передовой опыт, заниматься самообразованием – все это находит отражение в его авторских конспектах.

В заключение хочется вспомнить слова одного из известных педагогов Ф.И. Янковича, написавшего еще в 1783 году: «Учитель должен представлять, что он, как человек, рожден на свет для многотрудной работы» (2, 145)

От себя добавлю, что работа учителя не только «многотрудная», но и счастливая.

Очень хочется поделиться с другими педагогами своими авторскими конспектами занятий. Надеемся, что они будут полезными для ознакомления и практического применения при работе с детьми дошкольного возраста.

Приложение 1: конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие на Северный полюс»

Приложение 2: конспект открытого интегрированного занятия по теме: «В гостях у сказки «Теремок» (3-4 года)

Приложение 3: конспект интегрированного открытого занятия «Дружная семья»

Приложение 4: конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в страну умных игр»


Литература:

1.Ефремова Т. Ф. «Новый толково-словообразовательный словарь русского языка».

2. Кукушин В.С. «Введение в педагогическую деятельность», Ростов н/Д.: Март, 2002.


Поделиться: