Поиск по сайту

Технология развития критического мышления как средство активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ в 5-7 классах


Авторcтво: Юрина Марина Геннадьевна, учитель ОБЖ, заместитель директора по ВР ГБОУ №558 Выборгского района Санкт-Петербурга


Одной из целей процесса обучения является создание условий для выявления развития способностей и склонностей учащихся, навыков критического мышления. Еще К.Д. Ушинский писал, что учение есть труд, полный активности и мысли.

Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и
коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки
критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их формированию во многом способствует технология РКМЧП (Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо). [1] Цель данной статьи - показать, как с помощью различных приемов в рамках названной технологии на каждой фазе урока заинтересовать учащихся в необходимости получения знаний.

Основные условия работы по данной технологии для учащихся — активность, поиск, риск, понимание ценности знаний, для учителя — сотрудничество и уважение мнения учащихся. Тексту в этой технологии отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учителя, в основном, координирующая. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. [2]

Технология РКМЧМ - это совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нем творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала, и, наконец, помочь ему обобщить полученные знания. Предлагается познакомиться с опытом работы на основе использования технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ.

1. Фрагменты уроков на стадии вызова, целью которой является:

пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

  1. Урок в 7 классе на тему «Лесные и торфяные пожары».

Тема урока общеизвестная, доступная для понимания, поэтому дети легко отвечают на поставленные вопросы в начале урока (автор использует прием «Покопаемся в памяти» - вопросы выписаны на доске) :

l Что вы знаете о пожарах?

l Каковы причины лесных пожаров?

l Что бы вы хотели узнать еще о лесных пожарах?

l Почему вам это необходимо узнать?

Учащиеся обсуждают два первых вопроса в парах, затем кратко записывают ответы в тетрадь (могут быть неправильные ответы). Также предлагается записать интересующие их вопросы в тетрадь. В течение дальнейшего хода урока ребята либо подтверждают свои знания, либо исправляют ошибочное мнение, дополняя знания новыми материалами. В конце урока необходимо вернуться к поставленным вопросам и уточнить, получили ли ребята все ответы или осталось что-то невыясненным. Если да, то ответить на них.

2. Урок в 5 классе на тему «Город как источник опасности».

На данном уроке целесообразно применить в фазе вызова прием «Ассоциации». Ребятам предлагается прочитать тему урока, подумать и ответить на вопросы:

l О чем пойдет речь на этом уроке?

l Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «Опасная ситуация»?

Все перечисляемые ассоциации записываются на доске, затем обсуждаются. В ходе урока формируются понятия, умения, знания уточняются, систематизируются, делаются выводы, которые записываются в тетрадь.

3. Урок в 6 классе на тем «Ожоги».

На этом уроке применяется прием «Ключевых слов» на стадии вызова, так как почти каждый ребенок испытывал ожоговую травму на себе. Все слова ребята записывают в тетрадь. Дальше, используя ключевые слова, ребятам предлагается составить мини-рассказ по теме урока. В дальнейшем ходе урока идет обсуждение мини-рассказов, исправление допущенных ошибок. Отмечаются ошибки в тетрадях (если они есть), исправляют их в записях.

2. Фрагменты уроков на стадии осмысления содержания, целью которой является:

l помочь активно воспринимать изучаемый материал,

l помочь соотнести старые знания с новыми.

1. Урок в 7 классе на тему «Режим — необходимое условие здорового образа жизни».

После актуализации знаний по теме предлагается ребятам поработать с текстом учебника (С.Н. Вангородский и др. «Основы безопасности жизнедеятельности») на стр. 192-195. Читая, ребята должны заполнить таблицу, отвечая на вопросы. Таблицы заранее подготовлены и положены на парты. Работа ведется либо парами, либо группами по 4 человека.

Примерная таблица:

Дайте объяснение, какие принципы режима обязательны?


Почему вы думаете, что режим не важен?


Почему режим способствует хорошей работоспособности?


Предположите, что может произойти ,если не соблюдать режима дня?


После заполнения таблицы, ее содержание обсуждается в группах, подготавливается выступление: учащимся необходимо представить и защитить мнение, оценивая информацию, обоснованность идей или качество работы, по выработанным критериям. Каждое выступление группы обсуждается всеми учениками. В итоге каждая группа получает оценки за работу на уроке. Таким образом, у детей формируются не только предметные умения, но и коммуникативность.

2. Урок в 5 классе на тему «Характеристика ранений. Первая помощь при ранениях».

На данном уроке в фазе осмысления содержания темы урока ребята работают с текстом учебника (В.В.Полякова и др., «Основы безопасности жизнедеятельности»). Читая текст на стр.112-115, ребята маркируют его карандашом, делая заметки:

«+» - я это знаю

«-» - я думал по - другому

«V» - это для меня новое

«?» - мне не понятно, хочу узнать

В процессе чтения учащиеся прорабатывают текст. Им необходимо рассмотреть информацию и разделить ее на части, определяя мотивы и причины, делая выводы и приводя доказательства для подтверждения обобщений. Затем идет обсуждение в парах. Если остаются невыясненные вопросы, они ставятся перед классом и обсуждаются вместе. В результате такой работы все знания систематизируются.

3. Фрагменты уроков на стадии рефлексии, целью которой является:

l помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал.

1. Урок в 6 классе на тему «Экстремальные ситуации в природе и их причины».

На этой стадии предлагается ребятам использовать графический метод систематизации полученных знаний на уроке (прием «Кластеров»). В центре страницы тетради записывается ключевое слово по теме «Экстремальные ситуации». Далее ребята самостоятельно записывают слова, пришедшие на ум, связанные с темой урока. Затем устанавливаются связи в виде стрелок между ними. Если ребята затрудняются в установлении связей, приходит на помощь учитель.

2. Урок в 5 классе на тему «Движение и здоровье».

На данном уроке используется на стадии рефлексии прием «Синквейн». При обучении этому приему сначала показывается один пример написания синквейна:

1. Физкультура.

2. Здоровый, естественная.

3. Ухудшается, ослабевает, болеет.

4. Движение — естественная потребность организма.

5. Здоровье.

Ребятам дается время для написания своего синквейна. Затем они прочитываются, обсуждаются и лучшие могут быть оценены.

Технология развития критического мышления помогает учащимся самостоятельно определять направление в изучении нового материала и самостоятельно решать проблемы, то есть мыслить. При применении этой технологии замечается интерес у ребят на уроках. Ведь они сами решают все возникающие вопросы, задача учителя - только лишь направить желание учащихся на получение новой информации, помочь систематизировать уже известные и новые знания, делать выводы. Использование данной технологии помогает ребятам освоить главное умение - умение учиться, что является одним из главных требований ФГОС.

Технология критического мышления дает возможность придать урокам творческий характер, благодаря чему получают удовольствие не только ученики, но и учитель.


Литература

1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. Пособие для учителя – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

2. Заир-Бек С., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.


Поделиться: