Поиск по сайту

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и личностно-ориентированных технологий на уроках математики как средство формирования УУД


Авторcтво: Дьякова Марина Михайловна, учитель математики ГБОУ школы № 94 Выборгского района Санкт-Петербурга


Инноватика – область науки, изучающая формирование новшеств и их распространение, а также способы выработки инновационных решений [1].

Одними из наиболее характерных инновационных технологий в предметном обучении являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и личностно-ориентированные технологии.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет решить одну из насущных проблем современного общества, а именно – повысить качество образования.

Дьякова1.JPG

В зависимости от содержания и способов организации образовательной деятельности учащихся изучение любого учебного предмета создает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД):

· коммуникативных,

· познавательных,

· регулятивных,

· личностных.

На уроках математики формируются:

· познавательные действия, к которым относятся основные мыслительные операции, умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи (например, нахождение решений уравнения), производить анализ и поиск информации (в учебнике, в интернете) и т.д.;

· коммуникативные действия: формирование речевых умений высказывать суждения, строить фразы с использованием математических терминов и понятий, отвечать на поставленные вопросы, умения учитывать позицию собеседника, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, точно передавать информацию и т.д.;

· личностные УУД, которые дают возможность самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, а так же формирование личной мотивации необходимости изучения конкретной темы для каждого ученика и т.д.

ТИП УРОКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Урок сообщения новых знаний

ИКТ, технология проблемного обучения

Урок закрепления знаний

ИКТ, обучение в сотрудничестве,

технологии критического мышления

Урок повторения

ИКТ, игры, групповые формы работы

Урок систематизации изученного материала

ИКТ, метод проектов, обучение в

сотрудничестве, групповые формы работы

Комбинированный урок

Возможно применение всех технологий

В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету. Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Следует отметить, что во время урока компьютер используется главным образом для активизации познавательной деятельности учащихся и ни в коем случае не заменяет учителя.

Дидактические возможности информационных технологий обучения довольно разнообразны. Прежде всего, это источник информации. Во-вторых, информационные технологии повышают степень наглядности, организуют и направляют восприятие.

В-третьих, наиболее полно отвечая интересам учащихся, ИКТ создают положительное эмоциональное отношение учащихся к учебной информации и создают дополнительную мотивацию. И, наконец, ИКТ могут являться или быть источником дополнительного материала, позволяющего выйти за пределы обязательного уровнях в случаях, когда это необходимо.

Личностно-ориентированные технологии предполагают признание ученика основным субъектом процесса обучения и обеспечивают комфортные, безопасные (без конфликтов) условия его развития, реализуя его природные потенциалы. Так, например, задания разного уровня облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, учитель наблюдает, что на уроке работает весь класс, так как каждому есть посильное задание, «сильным» ученикам всегда есть задача с «изюминкой», над которой надо думать. Учитель имеет возможность помочь «слабому» ученику, а также не забыть и «сильного» ученика, который желает быстрее и глубже продвигаться в образовании. Слабоуспевающие учащиеся получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации. Проблемное обучение дает возможность учителю нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний.

Таким образом, очевидно, что преподавание математики в настоящее время немыслимо без использования указанных инновационных технологий.

Цели и задачи ИКТ и личностно-ориентированные технологии на уроках математики

Применение компьютера на уроках математики, главным образом, увеличивает скорость и качество изучения предмета, улучшает коррекцию и проверку полученных знаний и, оптимизирует весь процесс обучения в целом (рис. 1).

Дьякова2.JPG

рис. 1 Использование компьютера на уроках математики

Кроме того, учитывая факт, что человек может запомнить 20% услышанного, увиденного – 30%, а услышанного и увиденного – более 50% [2], очевидно стремление учителя использовать презентации на уроках математики (созданные самостоятельно или найденные в сети Интернет), и тем самым:

- достичь оптимального темпа работы ученика;

- изучить большее количество материала;

- повысить уровень наглядности в ходе обучения;

- повысить познавательный интерес;

- показать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;

- достичь эффекта быстрой обратной связи

В-третьих, повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента, для чего успешно применяются не только демонстрационные материалы, но и разнообразные тренажеры (рис. 2).

Дьякова3.JPG

рис. 2 ИКТ на уроках математики

В-четвертых, использование ИКТ на уроках математики позволяет учителям сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей, тем самым эффективно решать проблему наглядности обучения и делать этот процесс более понятным и доступным для учащихся. Учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Это может быть объяснено тем, что информатизация обучения снимает психологическое напряжение ученика, а информатизация преподавания позволяет учителю повысить производительность его труда и общую информационную культуру учителя. Наконец, благодаря компьютеру у нас появилась возможность дистанционного обучения, которое позволило создать и новую форму получения образования — дистанционное образование. Учащимися, в соответствии с их возможностями и потребностями, предлагаются индивидуальные образовательные программы.

Технология личностно - ориентированного обучения на уроках математики обусловлена целями:

- заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

- развить творческий потенциал учащихся;

- развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;

- помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Для этого надо решить следующие задачи:

- выявить внутренние психофизиологические ресурсы учащихся, позволяющие им реализовывать себя в познании математики;

- определить индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности учащихся;

- осуществлять реализацию дифференциации и индивидуализации обучения математике на уроках, спецкурсах, индивидуальных занятиях, во внеклассных мероприятиях;

- внедрять и совершенствовать новые программы, разрабатывать дидактические пособия;

- развивать самостоятельность учащихся, умение организовывать и управлять своей научно - познавательной деятельностью;

- развивать интеллектуальные компетенции учащихся.

Практическое применение (ИКТ) и личностно-ориентированных технологий на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставило меня задуматься над возникшей проблемой: как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Некоторые дети опускают руки перед трудной задачей, другие даже не хотят приложить определенных усилий для приобретения знаний. Для успешного внедрения инновационных технологий в процесс обучения необходимо выработать соответствующую методику, обозначить круг используемых технологий. В своей практике я использую индивидуальный подход к каждому ученику, поддерживаемый личностно-ориентированными и информационно-коммуникационными технологиями.

Во-первых, это мониторинг интеллектуального развития, а именно анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

Во-вторых, это использование воспитательных технологий как ведущего механизма формирования современного ученика является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Вовлекая учащихся в дополнительные формы развития личности (участие во внеклассных и других мероприятиях), мы тем самым помогаем ребенку найти себя и реализовать свои таланты.

В дополнении к вышеперечисленному, можно добавить дидактические технологии, представляющие собой самостоятельную работу с помощью учебника, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др.

Более того, очень важно психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы (анализ на методических советах, семинарах и др). Таким образом, мы имеем достаточный опыт применения педагогических инноваций в процессе обучения.

На своих уроках я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, стараюсь заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. Например, проект «Понял сам – помоги своему товарищу!» помог лучше усвоить материал как «сильному», так и «слабому» ученику (рис. 3). Подобная работа в парах наиболее эффективна при повторении изученного материала: в короткий срок можно опросить всю группу, при этом ученик может побывать как в роли учителя, так и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей.

Дьякова4.JPG

рис. 3

Результат анализа годовой контрольной работы по математике за курс седьмого класса (программа курса – одинакова в обоих классах; в 7Б классе инновационные технологии применялись в большем объеме)

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. На протяжении всего курса обучения ребенок должен научиться ставить перед собой задачу: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). Используя средства и инструменты ИКТ для решения учебно-познавательных задач, мы будем формировать и развивать у обучающихся необходимые УУД и учебные умения, которые необходимы для успешной учебной деятельности. ИКТ – инструментарий универсальных учебных действий. Наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития – это умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, обобщать на базе имеющейся информации новые знания.

Таким образом, если ребенок будет иметь возможность на уроках математики обращаться к интерактивным средам, позволяющим моделировать и преобразовывать математические объекты, прежде всего геометрические, то будут созданы условия для эффективного развития познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Заключение

Мы, учителя, не можем обеспечить учеников всем спектром отдельных знаний на всю жизнь, (например, как оформить кредит или рассчитать коммунальные платежи), но мы в состоянии вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.

С введением новых технологий произошли радикальные изменения в системе образования, и центром ее стал не учитель, а ученик. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Использование информационно - коммуникационных и личностно – ориентированных образовательных технологий позволяет учителям повысить эффективность учебного процесса, достичь лучшего результата в обучении математике, повысить познавательный интерес к предмету. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Таким образом, задача учителя организовать учебную деятельность так, чтобы полученные знания учащихся на уроке были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. И именно инновационные технологии позволяют учителям построить свои уроки таким образом, чтобы учить учащихся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, то есть – думать.


Список литературы

1. Словарь бизнес-терминов, ссылка: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/5333

2. R.Karnikau, F.McElroy, Communication for the Safety Professional, Chicago 1975

3. Телегина Н.Д. Инновационные технологии, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/innovacionnye-tehnologii

4. Моренкова М.Ю. Обзор личностно-ориентированных технологий, http://www.videouroki.net/filecom.php?fileid=98660380

5. Математика в профессии,

http://antoshkina.nmcuv.org/ant/Matematika_v_professii_ili_nauka_byt_ucitelem/Zapisi/2012/2/9_Licnostno-orientirovannoe_obucenie_matematike.html

6. Безуцкая Т.В. http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/95-maths/2612-2013-03-30-20-30-16.html


Поделиться: