Поиск по сайту

Интерактивные методы обучения на уроках математики


Авторcтво: Бородина Галина Викторовна, учитель математики, методист ГБОУ №558 Выборгского района Санкт-Петербурга


Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с тем, что приоритетным направлением новых стандартов является реализация развивающего потенциала обучающихся, актуальной задачей становится развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих умение школьников учиться способом саморазвития и самосовершенствования.

Современные образовательные инициативы требуют внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Проблема выбора необходимых методов возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения (обучение, взаимоотношения между учителем и учеником).

Современная системно-деятельностная образовательная парадигма предполагает использование активных, деятельностных, групповых, игровых, ролевых, практико-ориентированных, проблемных, рефлексивных форм и методов, которые лежат в основе развивающего обучения.

Так какой же урок можно отнести к развивающему? По мнению В.С. Безруковой, развивающий урок – это урок, в результате которого происходят изменения во внутренних структурах личности, способствующие ее духовному, психическому, физиологическому или физическому росту и развитию, обеспечивающие социальное становление через нравственное, этическое, интеллектуальное, трудовое воспитание.

При проведении урока необходимо добиваться того, чтобы учебная деятельность обучающихся была интересной, радостной, психологически комфортной. Этому способствует использование игровых ситуаций на уроках и внеурочной работе.

Игра — это и творчество, и труд. В игре у детей вырабатывается умение сосредоточиться, самостоятельно мыслить. В процессе учебной игры развивается логическое, образное мышление, ответственность перед сверстниками. Игровая деятельность в преподавании математики в 5–ых классах занимает важное место, помогает привлечь внимание, вызывает интерес детей к изучению предмета.

Примерами таких игровых методик, которые учитель использует при изучении математики, являются:

· Аквариум (внешний и внутренний круг.

· Интеллектуальная встреча.

· Мозговой штурм, горячий стул.

· Математическое лото.

· Встреча со сказочными героями Знайкой и Незнайкой.

· Пройди по лабиринту и др.

Использование игровых ситуаций на уроке является важным средством гуманизации учебного процесса, оптимизации учебной деятельности школьников, осуществления преемственности в обучении начальной и основной школе. Целесообразно использовать игровые ситуации на разных этапах урока. Например, встреча со сказочными героями Знайкой и Незнайкой помогает освоить распределительное свойство при умножении суммы чисел на число или разности чисел на число. Закрепление пройденного материала происходит активнее, когда учебные задания предлагают жители цветочного города, например: – вычислить значение выражения 7,4 * 14,3 – р* 14,3, если р= 6 Как вы думаете, кто быстрее из жителей города даст ответ – Знайка или Незнайка и почему?

Важным этапом урока с целью формирования регулятивных умений учащихся является определение темы урока, типа урока и целей урока обучающимися. Совсем по-другому воспринимается учащимися цель урока, когда они сами становятся исследователями той или иной проблемы и сами убеждаются в необходимости изучения данной темы. Рассмотрим это на примере изучения учебного материала по теме «Десятичные дроби». Традиционная запись учителем темы на доске не вызывает у учеников ни интереса, ни желания познавать новое. После выполнения определенной системы проблемно – поисковых вопросов и заданий цель урока и тема нового материала будет определена самими учащимися и освоение учебного материала происходит быстрее и качественнее. Приведём примеры проблемно – поисковых вопросов и заданий:

- попробуйте догадаться, как можно быстро выполнить деление 155,6 :10; 155,6 :100;

- объясните, почему 7,89 :100 равно 0,0789;

- если не можете ответить, то прочитайте в учебнике;

- придумайте сами аналогичный пример и предложите его решить соседу по парте.

После выполнения таких заданий ученики определили самостоятельно новую тему изучаемого материала - « Деление десятичной дроби на 10,100,00 и.т.д.»

В зависимости от целей урока учащиеся сами определяют тип урока, для этой цели учащиеся используют карточки красного, зеленого, желтого цвета. Ребята в конце урока демонстрируют на специальном стенде свои карточки, зная, что означает цвет: красный – изучение нового материала, зеленый – закрепление полученных знаний и умений, желтый – повторение и обобщение ранее изученного материала.

Убедительнее воспринимаются обучающимися цели учебной деятельности, когда они видят связь полученных знаний с реальной жизнью. Например, при изучении темы в 5 классе «Площади и объемы» ребятам заранее даются задания по расчету количества воды, необходимого для аквариума, который родители купили в зоомагазине. На основе знаний, полученных в начальных классах, и новых знаний, добытых из учебника, они определяют формулу, по которой находят объем прямоугольного параллелепипеда. Аналогично решается поставленная задача учителем при изучении темы «Округление чисел»: дети рассчитывают плату за электроэнергию при стоимости 2,74 рубля за один кВт и сравнивают с действительной оплатой.

Интересны детям 5 классов учебные задания на исправление преднамеренной ошибки в решении или на восстановление частично стертых записей, например:

0,0071 х ? = 0,71

0,00838 х ? = 8,3

5,8 х? = 58.

Такие задания используются для закрепления и углубления знаний, для самоконтроля выполненных заданий учителя. При выполнении подобных заданий развиваются внимание, память, логическое мышление.

В домашние задания следует включать задания, которые требуют творческую мыслительную деятельность. Сюда относятся мини-проекты по практическому приложению, по обнаружению закономерностей на основании собственных наблюдений, решение проблемных ситуаций, в том числе, требующих переноса знаний. Например, при изучении сложения и вычитания дробей учащиеся получают задания на сочинение рассказа, детектива, сказки, на придумывание интересной задачи на сложение и вычитание. Такие задания «провоцируют» ученика обратиться к учителю, родителям за помощью и дополнительной литературе.

Очень важно учителю следить за сохранением интереса к изучению предмета. Внедрение развивающих технологий в образовательный процесс требует активного включения учителя в учебный процесс с целью выполнения функций координатора, тьютера, партнера, иначе управление учебным процессом на уроке будет недостаточно естественным.


Литература

1.Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М: Амрита, 2010.

2.Беркалиев Т.Н., Заир – Бен Е.С., Тряпицына А.П. Инновация и качество школьного образования. Научно – методическое пособие для педагогов инновационных школ.- СПб: Каро, 2007.

3.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений. - Ростов н /Д, 2005.

4.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М: Аркти,2009.

5.Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010.

6.Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. Учебно – методическое пособие.- СПб: Каро, 2005.

7.Тряпицына А.П. Организация творческой учебно – познавательной деятельности школьников. Учебное пособие .- СПб:ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.

8.Шуркова Н.Е. Новые педагогические технологии. Учебное пособие. – М., 2005.


Поделиться: