Поиск по сайту

Использование игровых технологий как профилактика дискалькулии у обучающихся первых классов: рекомендации практикующего логопеда родителям


Авторcтво: Дмитриева Ольга Юрьевна, учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС Выборгского района Санкт-Петербурга, Алексеева Ольга Федоровна, учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС Выборгского района Санкт-Петербурга


В процессе обучения у первоклассника могут возникнуть трудности в формировании арифметических навыков. Они могут проявляться в: непонимании смысла числа; трудностях в автоматизации числового ряда; трудностях установления отношения числа к его соседям; слабом усвоении состава числа; затруднении в овладении вычислительными операциями сложения, вычитания умножения, деления; трудностях в распознавании числовых знаков; проблеме с заучиванием таблицы умножения; трудностях в решении задач, требующих нескольких логических операций с удержанием в памяти определенных действий; недостаточном владении математическим словарем. В особо трудных случаях можно говорить о дискалькулии.

Специалисты, труды которых посвящены проблемам диагностики и коррекции нарушений письменной речи (Т.В. Ахутина, Р.И. Лалаева, Л.Б. Баряева) отмечают, что у детей с проявлениями дискалькулии диагностируется незрелость ряда психических функций, лежащих в основе формирования как языковых способностей, так и счетных операций.

Математические действия – это специфическая познавательная деятельность, в осуществлении которой ведущая роль принадлежит речи. Основной единицей речи является слово. На уроках математики при описании свойств предметов и отношений, требуется подбор точных слов (терминов), которые в обычной жизни употребляются нечасто. Для успешного усвоения счетных операций необходим определенный объем словарного запаса. Сформированность лексико-грамматического строя речи важна при решении арифметических задач. Понимание условия задачи во многом зависит и от техники чтения. При анализе условия задачи большая роль принадлежит фонематическому анализу, который обеспечивает восприятие звукового состава слова, способствует дифференциации форм слова, уточнению связи между словами в предложении. Одним из условий успешного овладения математикой является сформированность высших психических функций, в том числе и речи.

Комплексный подход в профилактике дискалькулии – это совместное взаимодействие логопеда, психолога, родителей. Учитель-логопед в своей деятельности большое внимание уделяет развитию пространственных представлений, зрительно-моторной координации, оптико-пространственного гнозиса, временных и количественных представлений, развитию пальцевого праксиса, слухоречевой и зрительной памяти и внимания, лексико-грамматического строя речи. Использование игровых педагогических технологий помогает создать условия для гармоничного развития личностных качеств, для формирования коммуникативной компетентности и навыка самоконтроля.

Использование игровых технологий в логопедической работе позволяет осуществлять профилактическое воздействие на первоклассников в интересной, увлекательной форме, поддерживать познавательный интерес, активизировать самостоятельную работу.

Успешность профилактического воздействия зависит и от активности и заинтересованности родителей. Работу необходимо проводить, соблюдая следующие условия:

• Отводить для занятий специальное время и место.

• Заниматься регулярно и не более 15 минут.

• Помогать ребенку в достижении цели: не сравнивать успехи с другими детьми; поддерживать приобретенные навыки.

— Приучать к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: «Что ты делаешь сейчас?», «Как ты будешь это делать?», «Для чего ты будешь это делать?»

— Формировать желание учиться, используя приемы: похвала, график достижений, лестница успеха. Ни одно, даже самое маленькое достижение, не оставляйте незамеченным.

Используя предложенные нами виды заданий, можно оказать своевременную помощь своему ребенку в профилактике нарушений овладения математическими знаниями, умениями и навыками. Предлагаемые задания не ограничены жесткими рамками, они могут быть дополнены и адаптированы к конкретному обучающемуся.

Приложение (презентация)

I. Формирование сенсомоторных функций.

II. Формирование логических операций.

III. Формирование количественных представлений.

IV. Формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями.



Литература:

1. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. Серия «Работаем по новым стандартам». М., Просвещение, 2012.

2. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулия) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб, Союз, 2005.

3. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., ЮРИСТЪ, 1997.

4. Ануфриев А.В., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1997.

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997

6. Екжанова Е.А, Фроликова О.Ф. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях. СПб, КАРО, 2007


Поделиться: