Поиск по сайту

Модифицированная программа: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, посредством игровых сеансов»


Авторcтво: Гришанова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада №91 Выборгского района Санкт-Петербурга; Пехенько Мария Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №91 Выборгского района Санкт-Петербурга


Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о его психическом развитии.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные способности такие, как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творчество.

Для полноценного психического развития ребенка необходимы особые формы развития маленьких детей, определенные педагогические воздействия. Однако, эти воздействия имеют серьезную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста.

Дети растут очень быстро, и каждый новый год приносит ребенку и взрослым радости открытия. Важно своевременно организовать жизнь малыша, чтобы он смог максимально использовать возможности своего возраста и резервы роста.

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, посредством игровых сеансов »

Адресат:данная программа рекомендована детям 2-3лет, посещающих группы раннего возраста.

Особенность программы состоит в том, что она дает возможность объединения нескольких направлений: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, творческое и сенсорное развитие.

Актуальность программы:проведение игровых сеансов по представленной программе способствует развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной и двигательной сфер ребенка, тем самым обеспечивая всестороннее развитие ребенка.

Сеансы проходят в форме игры, так как игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).

Цель: Стимуляция развития у детей познавательных процессов, обеспечение успешной социализации детей в обществе.

Задачи:

1.Создать систему психолого-педагогического взаимодействия, направленного на всестороннее развитие ребенка.

2.Развивать познавательную, коммуникативную, эмоционально-волевую, двигательную сферы.

3.Способствовать развитию высших психических функций: восприятие, память, речь, мышление, внимание.

3.Развивать игровые навыки, координацию движений, моторику

4.Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;

5.Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения;

Принципы, на которых основана программа:

1.Учет возрастных особенностей, зоны ближайшего развития;

2.Личностный подход;

3.Системность

4.Последовательность;

5.Интегративность;

6.Вариативность;

7.Повторяемость.

1. Принцип учета возрастных особенностей детей раннего возраста предполагает, что ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Учета зоны ближайшего развития ребенка - это опора на актуальный уровень развития ребенка;

2.Принцип индивидуально-дифференцированного и личностного подхода

означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

3.Принцип системностисостоит в том, что затрагиваются все стороны психофизического развития ребенка.

4.Принцип последовательности изложения материала предусматривает его подачу от простого к сложному и логическую связь всех тем и этапов сеанса между собой.
5. Принцип интегративности предполагает соединение различных видов деятельности в единый комплекс как всего курса в целом, так и каждого сеанса в отдельности.

6.Принцип вариативности предусматривает использование различных вариаций выполнения одного задания.

7. Принцип повторяемости заданий предполагает повторение тем, видов деятельности в течение нескольких сеансов.

Для успешного проведения сеансов необходимо создание благоприятных условий:
• Эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия

комфортности и благополучия;
• Максимальное число детей в группе от 6 -10 человек,

• Продолжительность игровых сеансов составляет 30минут при условии чередования видов деятельности.
• Наличие отдельного помещения предусматривающего организацию следующих зон: игровая – спортивная (с ковровым покрытием), практическая – возможно детская мебель для рисования, лепки, конструирования.

• Использование яркого, нового, необычного оборудования, позволяющего поддерживать интерес каждого ребенка до конца сеанса.
• Наличие наиболее привлекательного игрового оборудования в комплекте для каждого ребенка.
• Единство педагогических воздействий со стороны всех взрослых, участвующих в реализации программы.
• Процесс выполнения свободный и предполагает проявление творческих способностей детей и родителей.

Программа реализуется с октября по май , 1 раз в неделю, итого 32 игровых сеанса.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети:

-имеют представление о цвете, размере, форме;

-расширят представления об окружающем мире и его законах;

-разовьют чувства эмпатии, воображения, фантазии, расширят представления об эмоциях;

-разовьют умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-приобретут опыт, на основе своих ощущений делать прогнозы, оценивать последствия;

-разовьют произвольное внимание, слуховую и зрительную память, общую и мелкую моторику;

- разовьют координацию движений, чувства ритма, темпа;

-обогатят словарный запас;

-приобретут умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц, способность регулировать процессы возбуждения и торможения;

-разовьют способности:

· подражание,

· воспроизведение,

· умение смотреть и слушать,

· умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Структура игровых сеансов:

1. Приветствие;

2. Двигательная разминка;

3. Основное содержание:

- введение в тему,

- встреча с персонажем,

- показ сказки;

4.игры, упражнения :

- на развитие психических процессов (память, внимание, восприятие);

- на сенсомоторное развитие;

- на развитие мелкой моторики;

- на релаксацию;

- подвижные игры.

5.Продуктивная деятельность.

6.Прощание.

Ритуал приветствия

Задача: создать благоприятную обстановку, эмоционально-положительную атмосферу в группе.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия, они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них бодрое, хорошее настроение.

Двигательная разминка

Предполагает непосредственную организацию детей: с целью переключения внимания на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней.

Задача:

-снять эмоциональное и мышечное напряжение;

-развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений;

-развить умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха;

-развивать умения подражать движениям взрослого.

Используя стихи с движениями, музыкально-ритмические упражнения.

Основная часть

Все составляющие игрового сеанса имеют единый сюжет, стержнем которого является лексическая тема, на которую нанизываются различные задания, виды деятельности. Все лексические темы близки и понятны ребенку (времена года, игрушки , овощи и фрукты, деревья, насекомые, транспорт и т.д.).

Задача:

1.Развивать речь, активизировать и обогащать словарный запас.

2.Расширить представление детей об окружающем мире.

Используются следующие приемы:

-встреча с персонажем;

-рассматривание картин, иллюстраций;

-показ сказки.

Игры на развитие психических процессов

Упражнения и игры на развитие:

- зрительного и слухового внимания;

- зрительной и слуховой памяти;

- восприятия: цвет (красный, желтый, зеленый, синий), размер (большой-маленький), форма (круг, треугольник, квадрат);

- мышления;

- физиологического речевого дыхания,

- умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- саморегуляции и произвольности поведения;

- формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц, развивая у детей умение наблюдать за ощущениями в теле (напряжение-расслабление, тяжесть-легкость, твердость-слабость), способность регулировать процессы возбуждения и торможения.

Подвижные и хороводные игры:

-на развитие саморегуляции и произвольности поведения.

-на взаимодействие со сверстниками, способствуя развитию коммуникативных навыков, эмоциональной сферы

-Продуктивный вид деятельностиявляется органическим продолжением темы. Для маленьких детей важно увидеть результат своей деятельности. Особый интерес они испытывают к рисованию, лепке, аппликации.

Задания подбираются по тематике заявленной темы.

Используются нетрадиционные техники работы с крупами, макаронами, отпечатки поролоном, палочками, всевозможные превращения отпечатков собственной ладони, геометрических фигур и т.д.

- Ритуал прощания

«Дружно топнули ногой,

Помахали мне рукой,

До свидания сказали,

И в группу быстро побежали»

Стихотворение разучивается на первом сеансе и выполняется на протяжении всех встреч.


Приложение: игры



Список литературы:

1. Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю. Тренинг раннего развития в паре мама-ребенок. – СПб.:Речь,2008.

2. Граббет Р. Игра для малышей от 2 до 6 лет.-М.:РОСМЭН,1999.

3. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).-СПб.:Речь, 2001.

4. Печера К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.,2004.

5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2008.


Поделиться: