Поиск по сайту

Использование специализированных игр и упражнений для развития воображения у детей 6 – 7 лет


Авторcтво: Кольберг Елена Александровна, воспитатель ГБДОУ детского сада №72 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. Так как мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен, мы как никогда стараемся неординарно и нестандартно мыслить. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении творческих процессов, в нахождении путей их оптимизации. Воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Однако особенно значимым является выявление специфики воображения и его закономерностей при изучении дошкольного детства, когда как справедливо указывал Л.С.Выготский: закладываются основы развития этого процесса. Значение воображения и фантазии в жизни маленького ребенка отмечали практически все психологи, изучавшие психологическое развитие в отногенезе. Но, к сожалению, массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, т.к. в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоциоанально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитие творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способности к творчеству. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию.Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: "Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение..." Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л.С.Выготский: "Эти два процесса развиваются взаимосвязано. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может. К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры. Но необходимо помнить, что игра для ребенка не развлечение, а деятельность, возможность давать работу своему мозгу. Но прежде чем перейти к описанию игр и упражнений на развитие воображения, надо сначала несколько слов сказать о памяти, т.к. она тесно взаимосвязана с другими психическими функциями человека - вниманием, воображением, мышлением, если не сказать, что память является их основой. Именно память обеспечивает целостность личности и ее развитие. Поэтому я предлагаю сначала перейти к характеристике игр и упражнений на развитие памяти у детей 6 - 7 лет.

Игра "Узнай предмет"

Для развития ребенка очень важна тактильная память, т.е. способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что эта за вещь. После того, как ряд предметов будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции: узнавание и запоминание.

Игра “Делай как я“

Игра развивает двигательную память. На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны и т.п., а потом просит малыша повторить эти же движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их.

Теперь можно перейти непосредственно к описанию игр и упражнений, направленных на развитие воображения у детей 6 - 7 лет.

Игра " Следы"

Можно предложить ребенку понаблюдать за тем, какие следы оставляет кошка, собачка, птичка. Пусть ребенок нарисует эти следы или следы известных ему животных. А после этого пофантазируйте какие следы оставляют Баба - Яга, или Водяной и т. д.

Игра " Танцы"

После прочтения сказки " Мойдодыр " предложите детям изобразить как, пританцовывая, возвращались в дом самовар, чашки, тарелки. Или после прочтения сказки " Муха-Цокотуха " предложите станцевать, как на балу у Мухи танцевали кузнечики, стрекозы и т. п. Можно использовать и другие произведения.

Игра " Письмо"

Когда-то люди не знали букв, но передавали информацию, рисуя в письмах. Можно предложить детям написать своим друзьям рисованное письмо. Напимер, пусть ребенок напишет своему другу " пойдем вечером играть в футбол ". А можно просто попросить детей написать друг другу письма - рисунки, а потом проверить поймет ли адресат, что ему было передано в этом письме.

Упражнение № 1.

Предложите детям несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: Верблюд - горб, гора, пустыня...

Упражнение № 2.

Взрослый может попросить ребенка перечислить те образы, которые ассоциируются у него со следующими словами:

· зима ( снег, санки, лыжи, холод и т.п.)

· время

· бедность

· жара

· терпение

· обед

· нежность

· счастье

Игра " Пантомима"

Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет ( поезд, машина, чайник ) или какое-либо действие ( умывание, плавание и т.д.) Если с первого раза не получится, покажите сами как это нужно делать.

Игра " Сколько ты знаешь?"

1. Ребенок должен назвать как можно больше слов, обозначающих то, что может: лететь, свистеть. Например, лететь может птица, самолет, ракета, парашют и т.д.

2. Ребенок должен придумать, что делать, если надо узнать погоду на улице, не выходя из дома. Назвать все способы. Например, можно посмотреть в окно, на термометр; можно послушать прогноз погоды по радио, по телевизору и т.д.

3. Спросить у ребенка как можно сообщить новость другому человеку. Пусть перечислит как можно больше способов. Например, можно передать словами, с помощью жестов и т.д.

Упражнение " Дополни фигуру"

Детям предлагается 5 кругов или 5 квадратов. К каждому из них они должны что-то пририсовать, чтобы получилось 5 законченных рисунков. Например, из первого кружка делают солнце, из второго - часы и т.д.

Упражнение " Гуляем по парку"

Участники упражнения делятся на "скульптуров" и "глину". Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку и т.д. Скульптура замирает. И все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.

Упражнение "Укрась слово"

Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительное и ставится задача, за одну минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше "украсила" свое слово.

Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних образов другими,- это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения.

Лично мне очень импонирует педагог и психолог Е.А.Алябьева, которая предлагает для развития творческого воображения следующие игры:

1. Игры - путешествия

Они включают в себя разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, что дети читают стихи и поют песни. Дети при этом не утомляются, т.к. деятельность их разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Игры - путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, т.к. допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей.

2. Этюды

Они дают взрослым представление как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие - нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.

3. Мини - этюды

Чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Объекты изображения очень просты и доступны.

4. Игры - беседы

Они спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребята перевоплощаются в живое или не живое существо, в образе которого поможет решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. В процессе беседы необходимо придумывать вместе с детьми ситуации, фантазировать.

5. Игры - импровизации

Можно использовать на всех видах занятий, включая

музыкальные, физкультурные и хореографические. Вхождению в образ помогает музыка, которую подбирают в соответствии с характером воображаемого объекта, действия. Взрослый только описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя творческую индивидуальность.

Нельзя не сказать о том, что роль педагога невероятно высока в развитии воображения у дошкольников.

На протяжении первых семи лет жизни, ребенок проходит огромный путь развития. Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности.

Такая познавательная функция как воображение, активно используется детьми 6 -7 лет. Ребенок может сам сочинить сказку, придумать рассказ по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию. Воображение имеет очень большое значение не только для учебной деятельности, но и для воспитания творческой личности. В развитии этой психической функции сложно переоценить помощь педагога. Ведь несмотря на кажущуюся самостоятельность, ребенок не способен сам полностью организовать свою деятельность, оценить то, что получилось в результате.

Поэтому взрослый обязательно должен объяснить суть каждого задания, поощрять нестандартные и интересные решения. Также необходимо, чтобы взрослый был доброжелателен, терпелив к ответам ребенка, сумел принять и спокойно такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся недостаточными, глупыми и невероятными. Главное условие успешности работы - это умение и желание ведущего играть с детьми. Обычно занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий определяется возрастом детей. С дошкольниками 6 - 7 лет занятия можно проводить 25 - 30 минут.

Но для того, чтобы работа с детьми по развитию воображения была действительно эффективной одних занятий в группе мало. Можно и нужно использовать другие варианты работы. Например:

- Работа с родителями. Педагог должен пропагандировать игры,как средство развития детей. Надо просвещать родителей о методах и способах развития детей. Для этого подойдут родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации. Также можно использовать папки - передвижки с полезной информацией.

- Распространение профессионально - педагогического опыта по развитию воображения в педагогической среде.

Для такого вида работы подойдут педагогические советы и семинары. Воспитатель может разрабатывать свои методические пособия по заданной теме, а также писать статьи.

Еще необходимо сказать о том, что воспитатель для ребенка – это чаще всего человек, с которого хочется брать пример, образец нравственности, доброты и понимания. Поэтому от того какие личностные качества преобладают у педагога, во многом зависит результат обучения детей и взаимодействие с родителями.

И чтобы не быть голословной, хочу привести в пример собственную работу с детьми по развитию воображения.

Работа проводилась с детьми подготовительной группы. Общее количество детей 17, из них 8 мальчиков и 9 девочек. Для начала мне надо было изучить уровень воображения у каждого ребенка. В первую очередь я наблюдала за детьми в процессе игры.

Цель: определить уровень развития, воображения в процессе сюжетно - ролевой игры.

Инструкция: Предложить детям, поиграть в какую-нибудь игру. Дать возможность им самим выбрать сюжет и договориться между собой. В игру не вмешиваться, все действия фиксировать.

В результате своего наблюдения я обнаружила, что 4 человека показали очень низкий уровень развития воображения, т.к. их игра была самая примитивная, без какой - либо выдумки.

Потом я сделала анализ продуктов изобразительной деятельности детей (рисунков по замыслу).

Цель: выявить уровень развития воображения в процессе рисования.

Инструкция: Предложить детям нарисовать то, что им хочется. Обеспечить всем необходимым: листами, кисточками, красками различных цветов и баночками с водой.

При анализе рисунков детей, опять же 4 человека показали самый низкий уровень развития воображения. Они не смогли ничего придумать сами и попросили воспитателя помочь.

И, наконец, я сделала анализ уровня эстетически - развивающей среды.

Показатели:

1. Наличие в группе тематических зон

2. Разнообразие игрушек

3. Цветовая гамма помещений, где находятся дети

4. Оформление помещений

5. Природный фактор

6. Освещение

7. Внешний вид сотрудников

Проанализировав эстетически - развивающую среду, я пришла к выводу, что уровень организации эстетической среды достаточно высокий. Все помещения, где живут и занимаются дети данной группы и предметно - эстетическая среда соответствуют их функциональным значениям и эстетическим требованиям. Это в свою очередь влияет на эстетическое восприятие, формирует у детей образные представления и воображение, а также влияет на всестороннее развитие личности ребенка.

С теми детьми, которые показали низкий уровень развития воображения, я провела индивидуальную работу. В работе с каждым из 4-х детей я использовала следующие игры и упражнения:

· " Нарисуй фигуру "

· " Узнай предмет "

· " Сделай как я "

· " Художники "

· " Письмо "

· " Рисунок "

· " Дорисуй кружок " ( описание см. выше )

· " Новый календарь" Предложить ребенку немного пофантазировать и придумать вместо всем известных названий месяцев, свои названия каждому месяцу, исходя из того, что в этот месяц происходит и в какие игры в это время можно играть на улице.

Все эти игры и упражнения я использовала, придерживаясь разработанного мной плана работы с каждым ребенком. Работа велась в течение 1 месяца.

На всем протяжении работы с детьми у них был хороший эмоциональный настрой. Каждое занятие они ждали с нетерпением, т.к. знали, что обязательно будет что-то новое и интересное. Те игры и упражнения, которые особенно понравились детям мы повторяли несколько раз.

Надо заметить, что эффективность от таких игр-занятий велика. Если сравнить первые занятия и последние, то можно заметить разницу. К концу наших занятий дети стали немного раскрепощенней, не боялись творить, фантазировать и придумывать что-то новое. Более того у них появилось желание продолжать наши занятия дольше.

Как вы помните, прежде чем начать занятия, я изучила уровень воображения у каждого ребенка и при анализе продуктов изобразительной деятельности выявила, что у 4-х детей уровень был очень низкий. Этот же эксперимент я повторила после наших и результаты не заставили себя ждать.

В результате диагностики мной не было выявлено ни одного ребенка с низким уровнем воображения, а у тех детей, у которых показатели были средними,изменились в лучшую сторону.

Исходя из полученных данных итоговой диагностики детей, можно сделать следующий вывод: специализированные игры и упражнения по развитию воображения действительно способствуют развитию этого психического процесса.

Также можно улучшить результат работы с детьми по развитию воображения, если:

1. Игры и упражнения по развитию воображения будут разнообразными.

2. Будут соответствовать возрасту детей.

3. Будет высока профессиональная компетентность педагогов в вопросах образования.


Поделиться: