Поиск по сайту

Формирование универсальных учебных действий у учащихся в условиях реализации ФГОС


Авторcтво: Чуйнышена Елена Николаевна, учитель английского языка гимназии №116 Приморского района Санкт-Петербурга


Сегодня задачей школьного образования является формирование у учащегося таких качеств личности, которые позволят ему по окончании школы быть способным к анализу существующей ситуации, ориентироваться в меняющемся мире, самостоятельно и ответственно принимать оптимальные решения, уметь общаться с людьми разных профессий и культур.

Мы не можем предугадать какие профессии и сферы деятельности будут востребованы через 10 лет. Поэтому ФГОС были разработаны УУД, которые являются метапредметными и не привязаны к определенной области знания.

Согласно ФГОС универсальные учебные действия (УУД) делятся на:

1. Личностные

· Самоопределение

· Смыслообразование

· Нравственно-этическая ориентация

2. Познавательные

· Общеучебные

· Знаково-символические (моделированные)

· Информационные

· Логические

3. Коммуникативные

· Инициативное сотрудничество

· Планирование учебного сотрудничество

· Взаимодействие

· Управление коммуникацией

4. Регулятивные

· Целеполагаение

· Планирование

· Прогнозирование

· Контроль и самоконтроль

· Коррекция

· Оценка

· Саморегуляция

Метапредметные образовательные результаты, как раз, и представляют собой различные универсальные учебные действия учащегося (т.е. такие, которые могут использоваться в любой деятельности и в любых видах социальной практики, и гарантируют успешную социализацию молодого человека в обществе), обеспечивают его способность к самостоятельному освоению новых компетенций.

Компетенция, в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые охватывают основные образовательные области и учебные предметы. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Развитие у учащегося общеобразовательных компетенций позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных, практических, жизненных задач или проблемных ситуаций из-за низкого уровня развития креативного мышления. Какие задачи решают в школе? Так называемые “Закрытые задачи”, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи, имеющие достаточно размытые, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов. Требуется использовать в обучении открытые задачи. Такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах. Помогают научить решать такие задачи ТРИЗ- технологии (теория решения изобретательских задач). Эти технологии существуют уже много лет, но остаются и сейчас инновационными. Ведь инновационные – не значит новые, возникшие в последнее десятилетие. Это технологии, пока редко используемые в общеобразовательных школах.

Также я хотела бы остановиться на формировании информационных компетенций. Информационные компетенции – умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и передавать ее, формируются при помощи реальных объектов и информационных технологий.

Все возрастающий объем информации невозможно запомнить, а значит надо научиться быстро добывать нужную информацию в нужный момент. Поэтому мы должны научить детей находить кратчайший путь поиска информации в различных источниках.

Здесь я бы хотела уточнить, что информационные технологии это не только использование ИКТ, но и умение работать с любым источником информации, начиная с книги.

Например, в 1 классе мы не говорим «Откройте учебник на странице…», а сначала дети выводят тему урока, отвечая на проблемные вопросы или в результате наблюдений, а затем, открыв оглавление учебника, находят нужную тему и нужную страницу, таким образом, ребенок научается находить нужную информацию в книге.

Нельзя отрицать пользу Интернет-ресурсов. Объем информации в Интернете огромен. Вся эта информация составила бы тысячи томов, которые не поместятся ни в одну домашнюю библиотеку. Важно учить способам рационального поиска необходимой информации. Познакомить учащихся со знаковой системой при поиске. Например, в поисковой системе Яндекс знак «+» перед необходимым словом гарантирует обязательное присутствие слова в найденном документе, знак «-» – исключение слова из результата поиска, «кавычки» – поиск устойчивых словосочетаний, «!» – точная словоформа. Используя различные сочетания символов, можно сделать запрос более точным. Таким образом, мы можем легко и быстро находить нужную информацию в интернете. Конечно, каждый учитель-предметник будет рекомендовать «свои» сайты.

При всей неоспоримой пользе ИКТ в образовательном процессе, необходимо помнить о формировании компетенции личностного совершенствования, которая включает в себя: правила личной гигиены, заботу о собственном здоровье, внутреннюю экологическую культуру. Наша задача научить ребенка испытывать внутреннюю потребность в здоровом образе жизни, регулировать, ограничивать время работы с гаджетами.

В основе формирования и развития УУД лежит компетентно-деятельностный подход. Его специфика состоит в том, что усваиваются не «готовые знания» кем-то предложенные к усвоению, ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Современные методы обучения – это активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс. Одним из примеров является цифровая лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР, работа с которой, позволяет нам, в том числе и познать себя, чтобы знать, что сохранять, сохраняя здоровье.

Человек часто вредит своему здоровью неосознанно. Ребенок садится читать в плохо освященном помещении, не задумываясь об освещенности. Делает уроки при работающем телевизоре, не подозревая, как посторонний шум и мелькающие картинки негативно влияют на его работоспособность. Я предлагаю провести с детьми наблюдения, сделать ряд измерений, используя цифровую лабораторию, чтобы дети увидели, ощутили, прочувствовали, что такое комфортные условия для работы, учебы.

Суть исследования заключается в том, что дети производят замеры освещенности, температуры помещения, уровня шума в классе и замеряют свой пульс, при чтении книги, в покое. (При этом в классе учителем созданы комфортные условия: температура - 20 оС, освещенность у парты 450-500 лк). Далее условия меняются: уменьшаем освещенность (выключаем часть ламп) и производим замер пульса читающего ребенка – пульс увеличивается, что говорит нам о стрессе, который испытывает организм; при обогреве или охлаждении помещения мы снова отметим увеличение пульса; при включении громкой музыки читающий, желающий понять содержание ребенок опять будет испытывать стресс, мы отметим учащение пульса. При восстановлении комфортных условий пульс постепенно вернется к “эталону”. Ребенок сам придет к пониманию связи благоприятных условий на рабочем месте с результатами своего труда и состоянием здоровья.

Безусловно, ЛабДиск не может соперничать со специализированными приборами – погрешности велики для использования его профессионалами (строителями, врачами), но его использовании на начальной ступени обучения, помогает сформировать у ребенка полноценное представление о физических факторах окружающей среды, их влиянии на здоровье, работоспособность человека. Формирует активную жизненную позицию. Ведь ты можешь изменить условия окружающей среды: уменьшить звук, отключив тот или иной прибор, включить дополнительное освещение и пр.

Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование ключевых компетенций и УУД, позволяет добиваться существенных успехов в обучении и воспитании учащихся.

Таким образом, использование современных технологий на основе деятельностного подхода позволило создать условия, в которых учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, самостоятельно планирует и организует собственные и привлеченные ресурсы, что способствует формированию ключевых компетенций школьника.


Литература

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

2. Голубовская Е. В.Формированиеключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий //Учительский журнал on-line// http://www.teacherjournal.ru/shkola/russkij-yazyk-i-literatura/1524-formirovanie-klyuchevyx-kompetenczij-uchashhixsya-na-osnove-sovremennyx-obrazovatelnyx-texnologij.html


Поделиться: