Поиск по сайту

Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников


Авторcтво: Бояршинова Ирина Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель физики ГБОУ гимназии №116 Приморского района Санкт-Петербурга


Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представил выпускника школы креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность образования и науки; владеющим основами научных методов познания окружающего мира; мотивированным на творчество и инновационную деятельность; готовым к сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; подготовленным к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни. В связи с этим меняются и требования к результатам освоения основной образовательной программы. Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Формы внеурочной деятельности – художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие, отличные от традиционной урочной. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение в соответствии с выбором участников образовательного процесса на добровольной основе. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, и внеурочная деятельность.

В гимназии стало традицией сочетание урочной и внеурочной деятельности. Приведу примеры. Для учащихся 7-11 классов изучение физики на уроках связано с применением новых технологий. Это и интерактивные технологии, предполагающие демонстрировать динамические модели физических явлений и процессов, и использование лаборатории L-micro, позволяющей проводить фронтальный и лабораторный эксперимент по механике, электродинамике, оптике. Особое место получили уроки, которые проводят сами учащиеся. Для этого необходима сложная работа учителя с обучающимися, постановка целей и задач, планирование и отбор материала, подготовка презентации или опыта, выступление или защита. В кабинете физики накоплен огромный материал к урокам, подготовленный учащимися и выпускниками гимназии. Важная роль отводится внеурочным формам организации изучения предмета. Физический кружок для 7-9 классов «Физика для любознательных» - один из самых любимых для ребят. Именно здесь можно получить ответ на интересующий тебя вопрос, научиться решать сложные задачи, подготовиться к участию в интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах. Элективные курсы по физике для старших школьников также пользуются популярностью. Ведь многие выпускники гимназии традиционно поступают в высшие технические учебные заведения. На протяжении ряда лет учащиеся 10-х классов в конце учебного года на добровольной основе посещают Летнюю профориентационную практику школьников «Абитуриент», проводимую ЛЭТИ. Интерес у ребят вызвали мастер-классы по оптике, а затем Летняя ознакомительная практика школьников на базе кафедры Оптической физики и современного естествознания, а также Центра Информационные оптические технологии ИТМО. Учащиеся 11 класса получили возможность исследовать свойства нанообъектов на этой кафедре, что является важной и интересной исследовательской задачей. Ведь нанотехнологии – это одно из самых актуальных направлений в современной науке. Занятия для учащихся старших классов традиционно один день в году проводятся в Пулковской обсерватории. Мы имеем уникальную возможность организовать интегрированное занятие по физике, астрономии, истории России, истории и культуре Санкт-Петербурга. Такие уроки позволяют заглянуть в прошлое России, увидеть сегодняшнюю науку, понять основные направления развития астрофизики будущего. Уроки физики и астрономии проводим и в Кунсткамере, музее М.В. Ломоносова, личность которого является неисчерпаемым источником вдохновения для исследовательской деятельности наших учащихся. Ребята успешно выступили в городской конференции школьников «М.В. Ломоносов: идеи, опыты, победы», посвященной 300-летию М.В.Ломоносова на факультете физики РГПУ им. А.И. Герцена. Вот некоторые темы наших исследовательских работ: «Жизненный путь М.В. Ломоносова, его влияние на Просвещение страны», «Громовая машина: Ломоносов и Франклин укрощают молнию», «Опыты Ломоносова по производству стекла и мозаики», «Корпускулярно-кинетическая теория М.В. Ломоносова и ее значение», «Окружена знатною атмосферою…», «Aurora borealis: Ломоносов – исследователь полярного сияния». Учащимися был сделан Сайт, посвященный М.В. Ломоносову. Многое можно сказать об участии в конференциях. Это и научно-практическая конференция «Наследники Ломоносова», проводимая в 73-й Ломоносовской гимназии Санкт-Петербурга, и научно-практическая конференция «Абитуриент. Студент» в ЛЭТИ.Научно-практическая конференция «Мой исследовательский проект в школе»
проводилась на немецком языке в Новосибирске как Проект инициативы «Школы: партнеры будущего» Немецкого культурного центра им. Гете. Особое место занимает участие в Открытой московской естественнонаучной конференции «Потенциал», организованной Департаментом образования Москвы, МЭИ, МГУ и московским лицеем № 1502 при МЭИ. Наши учащиеся успешно выступают с защитой индивидуальных проектов и исследовательских работ, получают дипломы победителей и призеров. Есть у гимназии опыт участия в интеллектуальных играх, например в игре-олимпиаде «Орион» в ГУАПе. Три года подряд команда гимназии №116 становилась победителем интеллект-игры по физике «Физический фейерверк", которая проводится ежегодно в рамках открытого фестиваля учащихся образовательных учреждений в сфере естественно-математических наук «Игры разума». Организаторами фестиваля являются физический факультет РГПУ им.А.И. Герцена и физико-механический факультет СПбГУ.

Участие в предметных олимпиадах является важной внеурочной формой организации деятельности учащихся. Гимназия очень успешно выступает в олимпиадах по математике, информатике, физике и астрономии разного уровня. В 2012 году по результатам интернет-олимпиады по физике за успехи учащихся в очном туре гимназия №116 вошла в число 23 лучших школ России и ближнего зарубежья. Учащиеся становились стипендиатами программы «Талантливая молодежь России».

Стало традицией проводить внеурочные занятия на предприятиях Санкт-Петербурга. Это аэропорт Пулково, Невский завод и многие другие. В 2012 году на автомобильном заводе «Нисан» был организован урок качества.

Таким образом, происходит развитие личности через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, развитие у обучающихся опыта самостоятельной и творческой, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской деятельности, осознанный выбор обучающимися будущей профессии. У учащихся происходит формирование социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций, самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности, выполнения индивидуального проекта. Гимназия использует различные формы работы с одарёнными обучающимися. У нее появляется возможность разностороннего использования сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений.


Поделиться: