Поиск по сайту

Об организации внеклассной деятельности на межпредметной основе (методическая разработка учителей ГБОУ №76 Санкт-Петербурга)


Авторcтво: Савельева Марина Эдуардовна, учитель математики ГБОУ школы №76 Выборгского района Санкт-Петербурга; Пермякова Анна Константиновна, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга Выборгского района Санкт-Петербурга


В связи с изменениями в школьном образовании, с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, перед современным учителем возникла необходимость создавать уроки, внеклассные мероприятия с учетом новых требований к обучению, главным из которых, на наш взгляд, является подача материала, предусматривающая не только охват сразу нескольких областей знаний, но и практическую направленность деятельности учащихся. Это позволяет формировать целостную картину мира, видеть взаимосвязь теории и практики, понимать, что все созданное человечеством, в частности, все, окружающее ребенка, – результат практического применения знаний. К тому же не разобщенных, а в тесном взаимодействии дисциплин, в частности, тех, которые он изучает в школе. Такие уроки принято называть интегрированными.

Интегрированные уроки, внеклассные мероприятия – формы, давно используемые в преподавании, но сегодня они получают новое содержание. Во-первых, к известным уже целям таких уроков (образовательной, развивающей и воспитательной) добавляется конструктивная, предполагающая планирование и организацию деятельности, направленной на осуществление метапредметных связей. Во-вторых, содержательная сторона обучения также меняется: в ней уже будут задействованы материалы нескольких дисциплин. В-третьих, учебная деятельность ребенка становится настолько активной, что он участвует в создании определенных блоков урока или мероприятия, то есть, учитель и ученик превращаются в соавторов.

Такая организация взаимодействия учителя и ученика может быть и должна быть построена на проектной деятельности учащихся, которая, конечно же, предполагает и исследовательскую. Разрабатываются интегрированные уроки не одним учителем, а учителями тех дисциплин, которые включаются в данный творческий проект. Отсюда двойной положительный эффект: учащиеся становятся успешными сразу в нескольких областях знаний, а учителя повышают свою квалификацию.

Таким образом, интегрированные уроки или внеклассные мероприятия выполняют следующие задачи:

· активизируют познавательную и творческую деятельность школьников, способствуя развитию постоянной потребности в познании;

· способствуют развитию универсальных учебных действий при самостоятельном выполнении какого-либо задания;

· способствуют самостоятельному планированию собственной исследовательской деятельности: постановке цели, задач, поэтапного решения этих задач, получения результата, осмысления его практической значимости;

· формируют и развивают системное мышление, что приводит к осознанному, глубокому усвоению знаний;

· способствуют развитию, повышению самооценки, товарищеского сотрудничества, умению общаться, выступать, отстаивать свою точку зрения, что приводит к успешной социализации ребенка.

Для того чтобы организовать работу учащихся при создании интегрированного урока или внеклассного мероприятия, необходимо учитывать следующие условия:

· выбрать такую тему урока, чтобы она была востребована ребятами, чтобы она им нравилась, чтобы им хотелось ее изучать;

· правильно построить работу-сотрудничество учителя и учеников, при которой будет обеспечено творческое участие последних, будет уважаться их выбор, инициатива;

· учитывать обязательное самообразование учащихся при выполнении поставленных задач;

· использовать инновационные технологии, основанные на проблемном методе обучения;

· планировать соразмерность участия всех ребят, задействованных в проекте, избегая перегрузок;

· учитывать возрастные и личностные психологические особенности обучающихся для создания ситуации успеха.

Приложение 1: пояснительная записка

Приложение 2: презентация для игры по станциям


Литература:

1.К.Горбачевич, Е Хабло «Почему так названы?» , Изд.»Норинт» СПб 1996

2.Ю. Иванов и др. «Санкт-Петербург и его пригороды», путеводитель по культурно-историческим памятникам, «Русич», Смоленск, 2003

3.Г.Г. Бунатрян, М.Г. Чарная « Прогулки по рекам и каналами Санкт-ПЕТЕРБУРГА», «Паритет», СПб, 20010

4. Учебники по математике для 5 и 6 классов под общей редакцией Виленкина Н.Я.


Поделиться: