Поиск по сайту

Коррекционно-развивающие игры как средство повышения речевой активности


Авторcтво: Кулькеева Елена Викторовна, учитель-логопед ГБДОУ детского сада №115 Выборгского района Санкт-Петербурга


Общее недоразвитие речи — это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. В процессе диагностики у детей с общим недоразвитием речи выявляется недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания и памяти; нарушение пальцевой и артикуляторной моторики; недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

Нарушение внимания и памяти проявляется в том, что дети с трудом восстанавливают порядок расположения даже четырех — пяти предметов после их перестановки; не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Дети чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности и слабости движений подвижных органов артикуляции — языка, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, невнятности речи.

У 90% обследованных детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут кисточку и карандаш, не могут застегивать пуговицы, складывать мозаику, зашнуровывать ботинки.

Дошкольники с ОНР испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

Многолетняя практика показала, что ребенка — логопата при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привел к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации индивидуальных занятий. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, познавательных процессов, коррекции звукопроизношения и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Важным моментом является и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение.

В процессе работы над коррекцией ОНР у дошкольников, разработана серия индивидуальных занятий, где сюжет и тема всего занятия соответствует лексической теме недели. В игровой форме проводится развитие артикуляционной моторики, постановка звуков, автоматизация и дифференциация их, развитие фонематического восприятия, формируется лексико-грамматические категории, проводится развитие мелкой моторики, дыхание с учетом возможностей каждого ребенка.

Коррекция звукопроизношения проводится в 4 этапа:

1 этап — подготовительный;

2 этап — постановка звука;

З этап — автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, текстах;

4 этап — дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.

На подготовительном этапе происходит знакомство с органами речевого аппарата, развитие артикуляционной моторики, проверяются ощущения от движения органов артикуляции. Данный материал предлагается детям в виде сказок, веселых полянок, стихов, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти ее условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Уже в четыре года у большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому я использую стихотворные тексты, придуманные, срифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений, которые развивают у ребенка внимание к звуковой стороне речи, способствуют развитию речевого слуха.

Благоприятный эмоциональный фон создают артикуляторные сказки и сказки о Веселом Язычке. В дальнейшем аналогичные сказки дети начинают сочинять сами.

Когда ребенок видит картинку, ему сразу хочется говорить, поэтому каждое упражнение артикуляционной гимнастики сопровождается иллюстрациями, картинками, фотографиями. Для показа правильной артикуляции звука можно использовать свою руку и руку ребенка. Каждый звук можно связать с какой-либо песенкой или символом.

При использовании скороговорок, чистоговорок, считалок, веселых стихов закрепляется не только правильное звукопроизношение, но и отрабатывается дикция, развивается голосовой аппарат, темп речи дошкольников.

Развивая фонематический слух на каждом занятии, я учу различать речевые и неречевые звуки, слышать звук, находить его место в слове, делить слова на слоги. Поэтому включаю задания и игры на выделение звука из слова, чтобы ребенок определил, где стоит звук — в начале, середине или конце слова, игры «Подбери рифму», «Подскажи словечко», «Будь внимательным».

Для облегчения процесса воспроизведения правильного звука, а также для исправления дефектных звуков используются игры для развития дыхания.

Формирование лексико-грамматических представлений происходит на подгрупповых занятиях, а на индивидуальных занятиях отрабатывается новый материал.

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. В связи с этим на каждом индивидуальном занятии реализуется задача развития мелкой моторики посредством игр, вкладышей, шнуровок, застежек, конструкторов, упражнений с сопровождением стихов, различных штриховок, обводок, трафаретов. Таким образом, регулярно опосредованно стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на коррекции речи и облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то индивидуальные занятия немыслимы без развития познавательных процессов. Для решения этой задачи я подобрала различные игры по лексическим темам. Предлагаемые игры предназначены для развития восприятия, памяти, логического мышления, воображения, произвольного внимания, связной речи.

Все занятие объединяется одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу занятия сочиняют сами дети. Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, что в свою очередь благотворно влияет на коррекцию звукопроизношения. Сюжетно-тематическая организация и разнообразие преподнесения учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса, и эффективной коррекции звукопроизношения, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы — понятия, что очень важно для последующих этапов обучения.

Важен и итог занятия. Он обязательно должен быть в игровой форме: это может быть сюрприз или угощение, картинка на память. В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали с нетерпением следующей встречи с логопедом!

Приложение: конспекты занятий


Поделиться: