Поиск по сайту

Использование игровой технологии при обучении ручному ткачеству


Авторcтво: Галушкина Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Плетение и ткачество» ГБОУ ДОД ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга


Коллективная имитационная игра «Живой стан» используется на первом занятии по теме «Ткачество на ткацком станке».

«Живой стан» впервые упомянут Н.И. Лебедевой («Восточнославянский этнографический сборник» М. 1956, с.509) как одна из техник ткачества у восточных славян. Н.И. Лебедева приводит описание коллективного изготовления тканого пояса и высказывает предположение о том, что это архаичный способ, применявшийся в больших семьях или родовых общинах.

Этот метод может применяться и при обучении другим видам рукоделия, таким как бисероплетение, кружевоплетение, плетение кос и шнуров.

Целью игры является ознакомление учащихся с основным принципом ручного ткачества и устройством ткацкого станка. В игре принимает участие все обучающиеся объединения. Продолжительность игры - 45 минут.

Игра состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный этап.

2. Этап проведения игры.

3. Этап анализа и обсуждения результатов деятельности.

Подготовительный этап включает теоретическую часть: демонстрацию ткацкого станка, объяснение принципа его работы, рассказ о ткачестве разных народов с показом изображений разных видов станков и часть практическую, состоящую в объяснении порядка игры, распределении ролей и подготовке материала (нарезаются нити одинаковой длины - основа - и привязываются одним концом к длинной палочке; палочка крепится к неподвижной опоре; нить утка наматывается на челнок).

Этап проведения игры. Участники, исполняющие роль основы, встают в ряд и берут по одной нити в каждую руку. Исполнители роли утка встают у другого конца и берут челнок.

"Основа" по команде поднимает правые руки; "уток" прокладывает нить справа налево. "Основа" поднимает левые руки; "уток" прокладывает нить слева направо. Процесс повторяется до тех пор, пока изделие не достигнет нужной длины. В течение игры участники могут меняться местами, чтобы каждый мог побывать в роли как основы, так и утка. Когда длина изделия устраивает играющих, нити основы связываются попарно для закрепления края.

Этап анализа и обсуждения результатов деятельности. Участники игры рассматривают изделие и обсуждают его достоинства. Также выявляются отдельные недостатки и причины их появления. Например, некоторые нити основы могут быть натянуты слабее, чем другие. Это значит, что кто-то из выполнявших роль основы работал менее добросовестно, либо не до конца понял принцип работы. Если у изделия неровные края, то можно сделать вывод о неаккуратной работе «утка».

Кроме того, дети могут описать свое эмоциональное состояние во время игры.

Результатом игры является освоение принципа ткацкого переплетения в игровой форме.

Область применения данной игровой технологии может быть гораздо шире. Например, в процессе игры выявляется лидер (или несколько лидеров) группы. Игра используется как метод социализации, установления и укрепления связей внутри группы (даже на занятиях, не связанных с рукоделием). В игре заложена возможность соревнования: несколько команд могут соперничать в скорости изготовления и качестве своих изделий.

Приложение: презентация «Ткачество на ткацком станке»


Поделиться: