Поиск по сайту

Мониторинг физического развития и психического здоровья учащихся (методические рекомендации)


Авторcтво: Бабенкова Евгения Алексеевна, к.п.н., ведущий научный сотрудник; Параничева Татьяна Михайловна, к.б.н., ведущий научный сотрудник, зам.директора по научной работе; Тюрина Елена Владимировна, научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, г. Москва


Методические рекомендации по проведению мониторинга (под редакцией Е.А. Бабенковой, к.п.н., Т.М. Параничевой, к.б.н.) подготовлены в рамках комплексной оценки физического развития и психического здоровья учащихся.

В методические рекомендации включены данные современной научно-методической литературы по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся в учреждениях общего образования, а также материалы этапов мониторинга. Первый этап содержит материалы диагностики физического и психического здоровья учащихся и представлен в виде таблиц. Для их заполнения необходимо проводить анкетирование. Ответственные за проведение указаны в каждом разделе мониторинга. Второй этап состоит в статистической обработке первичного материала. Для этого авторами разработана электронная версия таблиц. Третий этап мониторинга предполагает подведение итогов мониторинга: ответственные за проведение анализа мониторинга делают выводы и корректируют здоровьесберегающую деятельность всех подразделений образовательного учреждения (по 6 блокам), направленную на новое качество общего образования.

Под новым качеством общего образования понимается соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

К методике прилагается электронный вариант таблиц для проведения анкетирования, перечень анкет и ответственные за проведение анкетирования с участием учителей и классных руководителей, электронная версия таблиц для проведения анализа мониторинга и практические рекомендации по совершенствованию системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательных учреждениях.

Методическое пособие предназначено для учителей, психологов, медицинских работников и родителей, которые смогут применять материалы пособия для проведения мониторинга физического развития и психического здоровья школьников.

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

1.Антропометрические методы оценки физического развития

и функционального состояния

(ответственный за проведение измерений – медицинский работник)

Длина тела.

Измерение роста осуществляют с помощью ростомера. При измерении роста ребенка ставят босыми ногами на площадку. Пятки, ягодицы и спина (межлопаточная область) должны прикасаться к вертикальной стойке. Подбородок слегка опущен, чтобы наружный угол глаза и козелки ушных раковин были на одной горизонтали. При этом не обязательно, чтобы затылок прикасался к вертикальной стойке. Затем горизонтальную планку опускают и слегка прижимают к темени, выводят ребенка с площадки ростомера и записывают показания с точностью до 0,5 см.

Масса тела.

Взвешивание проводят утром натощак. Ребенок в трусах встает на середину площадки медицинских весов. Определение массы тела производят с точностью до 10 граммов.

Окружность грудной клетки.

Ребенок стоит в выпрямленном состоянии, приподнимая руки при наложении сантиметровой ленты. Измерительную ленту накладывают сзади под прямым углом к лопаткам, а спереди по нижнему краю околососковых кружков.

Для изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы использовались следующие методы: пульсометрию и АД-метрию.

Пульсометрия

Пульс, частота сердечных сокращений – ЧСС. Этот показатель дает важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы. Пульс измеряют у ребенка в положении сидя. Подсчитывают ЧСС на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего второй, третий и четвертый пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава. Нащупав артерию, надо прижать ее к кости. Измерения проводят в течение минуты в состоянии покоя, после дозированных физических нагрузок и в восстановительном периоде.

АД-метрия

Артериальное давление. Этот показатель функционирования сердечно-сосудистой системы измеряется с помощью тонометра с детской манжеткой. Детскую манжетку накладывали на правое плечо, расположенное под углом 45° к горизонтальной поверхности стола.

Нижний край манжетки располагается на 2-3 см выше локтевого сустава. Наиболее высокое систолическое давление (САД) определяется при первом тоне Короткова и наиболее низкое диастолическое давление (ДАД) определяется при исчезновении второго регулярного тона Короткова. Медицинским работникам школы необходимо заполнить анкету № 1.

Анкета №1

Карта физического развития и функционального состояния

Город ___________________________________

Образовательное учреждение_____________________________________

Группа, класс ____________________количество детей_______________

Дата заполнения_________________________________________

п/п

Имя, фамилия

Дата рождения

(число,

месяц,год)

Вес

(М)

кг

Рост

(L)

см

ОКГ

см

(покое)

АД

мм/рт.ст.

ЧСС

уд./мин

ДАД

САД

1.









2.









3.









4.









5.









6.









7.









8.









9.









10.









11.









12.









2. Методы определения физической подготовленности

(ответственный за проведение измерений - учитель физической культуры)

Челночный бег 3х10 м. Челночный бег позволяет исследовать не только быстроту, но и координационные способности испытуемого. Тест проводят в спортивном зале на заранее нанесенной разметке (можно мелом). Проводятся две линии на расстоянии 10 м друг от друга (линии старта и финиша). Они должны быть достаточно длинными, чтобы можно было тестировать сразу двух испытуемых. Для осуществления теста необходимо приготовить заранее четыре деревянных кубика с ребром равным 5 см. Эти кубики кладутся за линией старта по два каждому испытуемому. Учитель находится на линии финиша. По команде учителя включаются два секундомера (или один двух стрелочный), испытуемые берут по одному кубику, подбегают к линии финиша, кладут кубик за нее (бросать нельзя!), бегут к линии старта, вновь берут по второму кубику и бегут с ним к финишу. В момент касания кубиком пола за линией финиша останавливается секундомер. Для дошкольников и учащихся начальной школы, впервые выполняющих тест, дается предварительная тренировка

Бег 30 м используется для измерения быстроты. Стартуют дети попарно с высокого старта по команде методиста по физической культуре, находящегося на линии финиша с двумя секундомерами в руках (или секундомером с двумя стрелками). Команда подается голосом. На финише фиксируется результат каждого ребенка.

Прыжок в длину с места проводится по общепринятой методике для дошкольников и учащихся школ. В спортивном зале испытуемый с исходной линии, поставив ноги врозь, производит прыжок толчком двух ног со взмахом руками. Приземление одновременно на обе ноги. Отсчет ведется по отметке, расположенной ближе к стартовой линии. Регистрируется лучший результат из трех попыток.

Прыжок в высоту проводится для дошкольников и учащихся начальной школы в спортивном зале у стены, к которой прикреплена линейка, ребенок становится боком с поднятой рукой. Сначала замеряем исходный уровень высоты ребенка с поднятой рукой, затем замеряем второй уровень высоты после прыжка вверх. Регистрируется лучший результат из двух попыток.

Метание мяча на точность весом 150г (баллы). Заранее делается разметка площадки, ребенок стоит на расстоянии 5 метров от стены, на которой начерчены круги, первый - диаметром 50 см, второй – 70см, третий - 90см. Ребенку выдается шесть мячей и предлагается бросить мяч точно в цель (3 раза правой и 3 раза левой рукой). При попадании в первый круг ребенок получает 5 баллов, во второй круг – 4 балла, в третий круг – три балла, за пределами круга – оценка не ставится. Результаты замерить и лучший результат занести в журнал. Метание считается правильным, когда школьник стоит по направлению броска, ноги слегка расставлены, туловище прямо, замах от плеча, бросок выполнен точно в указанном направлении. Учителям физической культуры необходимо заполнить анкету № 2.

Анкета №2

Диагностика физической подготовленности детей

Город ___________________________________

ДОУ № ___Школа №_______ (200 уч.год)

Группа _______Класс_____________количество детей_______________

Дата заполнения_________________________________________

Фамилия, имя

Дата рождения

Челночный бег(3х10)с

Бег

30 м (с)

Прыжок в высоту (см)

Прыжки в длину с места (см)

Метание мяча весом 150г(бал.)

левой рукой

правой рукой

1.









2.









3.









4.









5.









6.









7.









3. Методы оценки состояния здоровья

(ответственный за проведение измерений – медицинский работник)

Состояние здоровья детей изучают по данным анализа медицинских карт, семейного анамнеза, направлений из детской поликлиники. О наличии хронических заболеваний у ребенка судят на основании педиатрического обследования, а также осмотров специалистами (ортопедом, отоларингологом и др.). При оценке состояния здоровья учитывают характер острой и хронической заболеваемости. Медицинским работникам школы необходимо заполнить анкету № 3.

Заболеваемость — показатель, чутко реагирующий на изменение условий среды в изучаемый год. При анализе этого показателя за ряд лет можно получить наиболее правильное представление о частоте возникновения и динамике заболеваемости, а также об эффективности комплекса социально-гигиенических и лечебных мероприятий, направленных на ее снижение.

Диагнозы острых заболеваний (в том числе ОРЗ и т.д.) регистрируются при каждом новом случае их возникновения. Инструкция по оценке показателей заболеваемости учащихся по пропускам занятий в течение учебного года*, согласно которой, в конце учебного года проводится оценка показателей заболеваемости учащихся:

- по количеству случаев заболеваний у детей, находящихся под наблюдением, за учебный год, т. е. с 1 сентября по 30 апреля;

- средней продолжительности одного случая заболевания;

- числу дней, пропущенных в связи с заболеваниями;

- количеству учащихся, часто болеющих (четыре и более раз в течение

учебного года) и не болевших ни разу в течение учебного года ("индекс здоровья").

Расчет показателей заболеваемости проводит медицинский работник ОУ.

Для этого он ведет соответствующий журнал регистрации всех пропусков занятий детьми по болезни. Учитываются данные о количестве дней, пропущенных по болезни (определяется по классному журналу и сверяется с медицинскими справками). Подсчитываются каждый месяц пропуски учебных дней по болезни по классу в целом, затем в среднем на 1 учащегося. Анализируя справки о пропусках занятий, можно вычислить среднюю продолжительность одного заболевания, а также определить детей, не пропускавших занятия из-за болезни, и вычислить "индекс здоровья".

Анализ заболеваемости позволит выделить наиболее сложные периоды учебного года и спланировать необходимые здоровьесберегающие мероприятия: снижение учебной нагрузки в определенные месяцы учебного года, увеличение количества Дней здоровья и спорта, проведение оздоровительно-профилактических мероприятий и т.п.

Заболеваемость сама по себе не может быть единственным показателем эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, но ее учет необходим. Наиболее показательным является количество детей в классе, не болеющих на протяжении учебного года. Их число характеризует эффективность и комплексность решения проблем оздоровления в данном образовательном учреждении.

В соответствии с этим учитывают частоту и длительность заболеваний, число часто болеющих детей, количество детей ни разу не болевших за год (индекс здоровья), число дней, пропущенных одним ребенком за год в связи с заболеваниями. В конце учебного года учителям, классным руководителям вместе с медицинским работником необходимо заполнить анкету №7 и сделать анализ показателей заболеваемости.

Анкета №3

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

(заполняется медработниками)

Город__________________________

Дата заполнения_______________

№ ОУ Группа _____________ или № Класса, буква__________

Фамилия, имя_________________________________________________________

Дата рождения____________________ Пол М Ж

Дата заполнения анкеты

Диспансерный учет: состоит не состоит

Группа здоровья

I

II

III

IV – V

Медицинская группа

Основная

Подготовительная

Спецмедгруппа







Наличие хронических заболеваний у ребенка

(ответить «+» или «-», заполняется медицинским работником из медицинской карты)

ЗАБОЛЕВАНИЯ

«+»

или

«-»



Врожденные пороки


Сердечно-сосудистая система


Органы дыхания


Желудочно-кишечный тракт


Эндокринная система


Нервная система


ЛОР


Кожно-аллергические


Опорно-двигательный аппарат


Кариес


Органы зрения


Травмы


Операции


Туберкулез


Прочее



Подпись:

ТЕКУЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ № ГОРОДА


(количество пропущенных дней по болезни в 20.. - 20.. учебном году)
















классы

общее

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

итого

Кол-во

Кол-во


учащихся

учащихся

кол-во

не болев-ших

болевщих

учащихся

в учебном году

4 раза и более

1 А






















































































































































































Примечание: количество пропущенных дней по болезни - это пропущенные дни в связи с "простудными" заболеваниями (грипп, ОРЗ. бронхиты и т.д.)



4. Методы оценки психического здоровья

(ответственный за проведение измерений – психолог)

Термин “психическое здоровье” был введен Всемирной Организацией Здравоохранения в 1979г. Эксперты ВОЗ определили психическое здоровье как определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. ВОЗ дает также и другое определение: психическое здоровье-состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Психическое здоровье включает в себя высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности и т.д. На сегодняшний день существует много определений термина “психическое здоровье”. Нам ближе точка зрения, согласно которой психическое здоровье - это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, это позволяет человеку гармонично функционировать в социуме. Проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики, поэтому изучение факторов, влияющих на психическое и общее здоровье детей и подростков, является одной из актуальнейших проблем современности.
Глубокая и точная диагностика факторов влияющих на психическое здоровье детей и подростков на сегодня помогает определить наиболее целесообразный путь их позитивного изменения, выбрать оптимальные методы, эффективные технологии воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход
Диагностика специфической психоневрологической симптоматики представляет сложный комплексный процесс, объединяющий в себе проявления разной этиологии и патогенеза, как функционального, так и резидуально-органического генеза. Объективность полученных исследований, проводимых в процессе работы, во многом зависит от того, насколько грамотно и объективно реагируют на задаваемые вопросы, анкетируемые родители или интервьюируемые взрослые, насколько правильно оценивают практическую значимость задаваемых вопросов. Необходимо заполнить анкету № 4 и анализировать ответы. См. ключ к анкете.

Анкета №4

Нервно-психическое здоровье

(заполняют родители)

Дата заполнения (число,месяц, год)____________________

Город ____________________ ОУ №_____________________________

Класс (№ буква)______________

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год) ____________________ Пол М Ж

Отметьте, пожалуйста, из перечисленных ниже жалоб имеющихся или возникающих вновь у Вашего ребенка, если какой-либо признак имеется. Попытайтесь оценить степень выраженности каждого признака, проставляю напротив каждого знака «+» в соответствующей колонке:

0 – отсутствует; 1 – слабо выражен;

2 – умеренно; 3 – сильно выражен.

Если Вы какой-либо симптом отметили у своего ребенка после того, как он пошел в школу, то свой ответ обведите в кружок.

Симптомы

0

1

2

3

1. Грызет ногти





2. Сосет пальцы





3. Отсутствие аппетита





4. Засыпает медленно и с трудом





5. Спит беспокойно





6.Встает неохотно





7. Жалуется на головные боли





8.Жалуется на боли в животе, области в сердце





9.Бывает тошнота, рвота.





10 Бывает головокружение или обмороки





11.Заикается





12.Чрезмерно потеет, краснеет, бледнее (при волнении)





13. Легко пугается, плачет





14.Часто дрожит от возбуждения или волнения





15.Часто моргает, наморщив нос, лоб





16. Дергает рукой, плечом, раскачивает головой и т.д.





17.Недержание мочи (днем или ночью)





18.Бывают припадки злости, грубости





19.Боится за свое здоровье





20.Не может сосредоточиться, рассеян





21. Стал агрессивен, раздражителен





22.Тревожен





23.Старается быть всегда тихим





24.Боится темноты





25.Боится всего нового





26.Боится одиночества





27. Боится животных (каких?)





28.Боится чужих людей





29. Боится неудачи (в чем?)





30.У него чрезмерное чувство стыда, позора, вины





31.У него бывает чувство неполноценности, отчаяния










Сумма баллов





Примечание: Дополнительные жалобы (укажите хронические заболевания, как часто и чем болеет ребенок в последнее время на обороте)

Практический опыт показывает, что наиболее целесообразно подобные анкеты раздавать для детального анализа родителям, на родительском собрании и обратить особое внимание на практическую важность правильных и откровенных ответов. После возврата анкет от родителей обработка полученных результатов проводится исследователями.

В качестве «ключа» к анкете используется прилагаемое к тексту «ПОЯСНЕНИЕ» (см. приложение). При этом, как правило, определяется частота той или иной патологии в процентах; цифры, обведенные в кружочек, обозначают, что данное нарушение проявилось только при поступлении ребенка в детское учреждение.

Для дальнейшего анализа имеет определенное значение то, что 31 симптом, отраженный в анкете, увеличивая разброс и уменьшая, таким образом, наполняемость каждой группы, снижает критерий достоверности и сглаживает определенную закономерность. В связи с этим, мы сочли целесообразным объединить определенный комплекс симптомов в более крупные синдромы, увеличивая тем самым наполняемость группы, и с большей долей достоверности выделить наиболее значимые виды выявленной патологии. В качестве примера приводим таблицу, в которой отражена укрупненная структура нервно-психической патологии.

Структура нервно-психических нарушений

Симптомы

Дети

1. нарушение сна (4,5,6)




2.Головные боли, головокружение, боли в животе (7.8,9,10)




3.Невротические реакции (11,15,16,17)




4. Эмоц. неустойчивость, раздражительность, плаксивость (12,13,14,18,21)




5.Вялость, рассеянность, усталость (3,20)




6.Навязчивости, вредные привычки (1,2)




7.Тревожность (22)




8.Страхи темноты, одиночества (19,23,24,25,26,27,28,29)




9.Страх неудачи, чувство вины, неполноценности (30,31)




Итого

100%

100%

100%

Ключ к анкете: Структура – это определенный вид статистической обработки, которая дает возможность выделить наиболее значимый симптом в комплексе патологии. При обрабатывании анкеты каждый симптом обозначается отдельным значком (1). Суммарный подсчет этих значков принимается за 100,0%, что дает возможность выделить наиболее значимый показатель в данной структуре. С целью более детального анализа степени тяжести наблюдавшихся в течение определенного времени изменений психического здоровья детей проводилась оценка имевшейся симптоматики по бальной шкале. Принцип оценки был следующий: Вся выявленная симптоматика была разделена на 31 симптом. Каждый симптом оценен в 5 баллов, что в итоге суммарно составило 155 баллов. По сумме набранных баллов вся симптоматика была распределена на 5 уровней по степени выраженности, тяжести и комплексности клинических проявлений.

В итоге, анализ показал, что вся выявленная симптоматика распределилась следующим образом:

1 уровень – 0 – 31 балл – Отсутствие или единичные симптомы;

2 уровень – 32 – 62 балла – нарушения легкой степени выраженности;

3 уровень – 63 – 93 балла – нарушения средней степени выраженности;

4 уровень – 94 – 124 балла – выраженные комплексные нарушения;

5 уровень – 125 – 155 баллов – Проявления декомпенсации.

Чем больше жалоб предъявлял ребенок, тем занимал более низкий уровень по балльной школе. Полученные результаты, как правило, свидетельствуют о низкой устойчивости показателей психического здоровья у детей, менее благополучных по таким показателям как функциональная зрелость, неблагоприятные социально-бытовые условия воспитания.

Адаптация детей к школе

(ответственный за проведение измерений – психолог)

Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что желание учиться (школьная мотивация) практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению различна.

Под готовностью к школьному обучению понимается определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения. Важно отметить, что готовность к обучению не является абсолютным показателем, не имеет нормативных критериев и зависит от требований школы, объема и интенсивности учебной нагрузки, условий, направленности и дифференцированности обучения и других условий.

Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем, овладение навыками учебной деятельности. Именно поэтому при проведении специальных исследований по изучению адаптации детей к школе изучается характер поведения ребенка в этих трех сферах, и по этим критериям анализируются особенности социально-психологической адаптации.

Адаптация – приспособление к условиям окружающей среды. Это процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз. Первый период адаптации – это первый год жизни ребенка, причем первые три месяца – это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда ребенок начинает говорить. Третий период – вхождение ребёнка в коллектив (ясли, сад). Четвёртый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1 классе, в 5 классе, в 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи. Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки в зависимости от времени протекания адаптации, возраста человека, цели адаптации.

Учащимся необходимо заполнить анкету № 5, психологам анализировать ответы в соответствии с анкетой № 5 с условными обозначениями и таблицей. См. ключ к анкете.

Анкета 5

Адаптация учащихся к школе

(для учащихся)

Школа №____________________ Класс (№ буква)___________________

Фамилия, имя ________________________________________________________

Инструкция:

просим тебя ответить на приведенные ниже вопросы.

Подчеркни тот вариант ответа, который кажется тебе наиболее подходящим относительно тебя.

1. Охотно ли ты идешь в школу?

Неохотно

Без особой охоты

Охотно, с радостью

Затрудняюсь ответить

2. Вполне ли ты приспособился к новому режиму обучения в школе?

Пока нет

Не совсем

В основном да

Затрудняюсь ответить

3. Переживаешь ли ты свои учебные успехи и неудачи?

Скорее нет, чем да

Не всегда

В основном да

Затрудняюсь ответить

4. Делишься ли ты с родителями своими школьными впечатлениями?

Никогда

Иногда

Довольно часто

Затрудняюсь ответить

5. Каков на твой взгляд характер этих впечатлений?

В основном отрицательный

Положительных и отрицательных впечатлений примерно поровну

В основном положительный

Затрудняюсь ответить

6. Нуждаешься ли ты в помощи при выполнении домашних заданий?

Довольно часто

Иногда

Не нуждаюсь в помощи

Затрудняюсь ответить

7. Как ты преодолеваешь трудности в работе?

Перед трудностями сдаюсь

Обращаюсь за помощью к взрослому

Настойчиво преодолеваю трудности

Затрудняюсь ответить

8. Способен ли ты сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

Сам этого сделать не могу

Иногда могу

Чаще могу

Затрудняюсь ответить

9. Справляешь ли ты с учебной нагрузкой без напряжения?

Нет

Скорее нет, чем да

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

10. Часто ли ты обижаешься на товарищей по классу?

Довольно часто

Бывает, но редко

Такого практически не бывает

Затрудняюсь ответить

11. Как ты воспринимаешь свои отношения с учителями?

Хорошо, положительно

Не все устраивает

Плохо, отрицательно

Затрудняюсь ответить

СПАСИБО!

Анкета 5

Адаптация учащихся к школе

(инструкция для психологов)

ОУ №____________________ Класс (№ буква)___________________

Фамилия, имя __________________________________________

Инструкция. Психологам следует обработать варианты ответов с учетом условных обозначений «А» - адаптация, «ДА» - дезадаптация, «ВДА» - возможна дезадаптация.

1. Охотно ли ты идешь в школу?

Неохотно (ДА)

Без особой охоты (ВДА)

Охотно, с радостью (А)

Затрудняюсь ответить

2. Вполне ли ты приспособился к новому режиму обучения в школе?

Пока нет (ДА)

Не совсем (ВДА)

В основном да (А)

Затрудняюсь ответить

3. Переживаешь ли ты свои учебные успехи и неудачи?

Скорее нет, чем да (ДА)

Не всегда (ВДА)

В основном да (А)

Затрудняюсь ответить

4. Делишься ли ты с родителями своими школьными впечатлениями?

Никогда (ДА)

Иногда (ВДА)

Довольно часто (А)

Затрудняюсь ответить

5. Каков на твой взгляд характер этих впечатлений?

В основном отрицательный (ДА)

Положительных и отрицательных впечатлений примерно поровну (ВДА)

В основном положительный (А)

Затрудняюсь ответить

6. Нуждаешься ли ты в помощи при выполнении домашних заданий?

Довольно часто (ДА)

Иногда (ВДА)

Не нуждаюсь в помощи (А)

Затрудняюсь ответить

7. Как ты преодолеваешь трудности в работе?

Перед трудностями сдаюсь (ДА)

Обращаюсь за помощью к взрослому (ВДА)

Настойчиво преодолеваю трудности (А)

Затрудняюсь ответить

8. Способен ли ты сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

Сам этого сделать не могу (ДА)

Иногда могу (ВДА)

Чаще могу (А)

Затрудняюсь ответить

9. Справляешь ли ты с учебной нагрузкой без напряжения?

Нет (ДА)

Скорее нет, чем да (ВДА)

Скорее да, чем нет (А)

Затрудняюсь ответить

10. Часто ли ты обижаешься на товарищей по классу?

Довольно часто (ДА)

Бывает, но редко (ВДА)

Такого практически не бывает (А)

Затрудняюсь ответить

11. Как ты воспринимаешь свои отношения с учителями?

Хорошо, положительно (А)

Не все устраивает (ВДА)

Плохо, отрицательно (ДА)

Затрудняюсь ответить

Ключ к анкете:

В скобках указаны условные обозначения «А» - адаптация, «ДА» - дезадаптация, «ВДА» - возможна дезадаптация.

При обработке результата подсчитывается общее количество по каждому виду. Доминирующий вид будет представлять картину адаптационного процесса с позиции ученика. Можно провести сравнительный анализ результатов анкеты ученика с результатами его успеваемости.

ОУ

Класс

Фамилия, имя

Адаптация

Возможна дезадаптация

Дезадаптация



1







2







3






















ИТОГО:

в %

в %

в %

Диагностика психоневрологической симптоматики учащихся

(ответственный за проведение измерений – психолог)

Объективность полученных данных, во многом зависит от того, насколько грамотно и объективно реагируют на задаваемые вопросы, анкетируемые учащиеся. Необходимо заполнить анкету № 6, провести анализ ответов и сделать выводы. См. инструкцию.

Анкета № 6

Оценка психоневрологического статуса

учащихся

Дата заполнения (число, месяц, год)_________________________________________

Город _____________________________ ОУ №_____________________________

Класс (№ буква)___________________

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год) ____________________ Пол М Ж

Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.

Да Нет

Меня часто наказывают, ругают.

Да Нет

Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.

Да Нет

Дома мне часто приходится волноваться.

Да Нет

Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).

Да Нет

Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).

Да Нет

Я могу рассказать членам моей семьи обо всем, что со мной происходит.

Да Нет

У членов моей семьи есть от меня секреты.

Да Нет

Родители следят за моим здоровьем.

Да Нет

Я с желанием хожу в школу.

Да Нет

Мне интересно на уроках.

Да Нет

Я не боюсь отвечать на уроке.

Да Нет

Я хочу разговаривать с учителем наедине.

Да Нет

Я плачу, когда мне делает замечания учитель.

Да Нет

Я соблюдаю правила поведения в школе.

Да Нет

Домашние задания я делаю сам.

Да Нет

Я имею друзей в классе.

Да Нет

Инструкция.

Анкетирование школьников в конце года (начало декабря) проводится учителем (психологом) в форме индивидуального интервьюирования. Школьники заполняют анкету сами, отвечая на вопросы “да” или “нет” (подчеркивают нужное).

По результатам собеседования (анкетирования) каждого ребенка психологи заполняют индивидуальный протокол:


Номер вопроса

Количество

ответов учащегося

Сумма баллов



Да

Нет


1.

С 1-го по 6-й






С 7-го по 9-й





2.

С 10-го по 17-й





Выводы:

1.__________________________________________________________

2.__________________________________________________________

Оценка результатов.

Ответ «да» равен 1 баллу.

Если ученик, отвечая на 1-6 вопросы, набирает от 4 до 6 баллов, а на 7-9 вопросы – от 0 до 1 балла, то состояние ребенка в семье диагностируется как тревожное, с нервно-психическим напряжением, отсутствием чуткого внимания со стороны взрослых, эмоциональным дискомфортом, чувством отверженности.

Если ученик, отвечая на 1-6 вопросы, набирает от 0 до 3 баллов, а на 7-9 вопросы – 3 балла, то можно диагностировать состояние ребенка в семье как комфортное, с внимательным и чутким отношением взрослых к ребенку.

Если ученик, отвечая на 10-17 вопросы, набирает от 0 до 3 баллов, то можно диагностировать психологическую и социальную неготовность ребенка к школе.

Если ученик, отвечая на 10-17 вопросы, набирает от 5 до 7 баллов, можно диагностировать готовность ребенка к обучению в школе, сформированность учебной мотивации, адекватное реагирование на ситуацию.


Анкета № 7

Оценка психоневрологического статуса

учащихся начальной школы

Дата заполнения (число, месяц, год)_________________________________________

Город _____________________________ ОУ №_____________________________

Класс (№ буква)___________________


Подпись: ФИО Дата рождения (число, месяц, год ВОПРОСЫ (ДА +, НЕТ ─ ) 1 2 3 4 5 6 Су-мма баллов 7 8 9 Су-мма баллов 10 11 12 13 14 15 16 17 Су-мма баллов



Система критериев оценки здоровьесберегающей деятельности

образовательных учреждений

Оценка проводится по шести критериальным блокам:

I блок – здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения;

II блок – рациональная организация образовательного процесса;

III блок – организация физкультурно–оздоровительной работы;

IV блок – просветительско–воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

V блок – организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями;

VI блок – медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

блок I - здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения
В этом блоке оцениваются:

состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;

оснащенность кабинетов, спортивного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;

наличие и оснащение медицинского кабинета;

наличие и оснащение школьной столовой;

организация и качество питания;

наличие необходимого (в расчете на количество обучающихся) состава и уровень квалификации специалистов, обеспечивающих работу с воспитанниками (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

блок II - рациональная организация образовательного процесса

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;

использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;

использование в педагогическом процессе методов и методик, прошедших широкую апробацию;

соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении;

соответствие требованиям организации уроков физической культуры, а также занятий активно-двигательного характера в начальной школе;

степень индивидуализации обучения (учет индивидуальных особенностей развития) в старших классах.

блок III - организация физкультурно–оздоровительной работы

полноценность и эффективность работы с учащимися всех групп здоровья, в том числе организация занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ);

организация работы групп корригирующей гимнастики;

организация часа активных движений («час здоровья»);

организация динамических перемен, физкультминуток на уроках и физкультпауз при подготовке домашних заданий в ГПД;

наличие условий и организация работы спортивных секций;

регулярность проведения спортивно-оздоровительных мероприятий.

блок IV – просветительско–воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

лекции (лектории), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

проведение “Дней здоровья”, конкурсов, праздников;

наличие общественного совета по здоровью.

блок V – организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями

проведение лекций, семинаров, консультаций, курсов по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья и факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.;

приобретение необходимой научно-методической литературы;

привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

блок VI – медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний в детских коллективах;

регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;

регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, ведение карты здоровья класса (школы);

создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами;

привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ АНКЕТ

мониторинга физического и психического здоровья

учащихся 1-5 классов школ здоровья

Анкета №1. Карта физического развития и функционального состояния. Срок проведения – сентябрь-октябрь. Ответственный – медсестра. Отчет в XL – таблице.

Анкета №2. Диагностика физической подготовленности детей. Срок проведения – сентябрь-октябрь. Ответственный – учитель физкультуры. Отчет в XL – таблице.

Анкета №3. Состояние здоровья ребенка. Срок проведения – декабрь. Ответственный – медсестра, классные руководители. Отчет в XL – таблице.

Анкета №4 (для родителей). Нервно-психическое здоровья. Срок проведения – ноябрь (родительские собрания). Ответственный – психолог и классный руководитель. Отчет в XL – таблице.

Анкета №5 (две - для учащихся и психолога). Мониторинг адаптации пятиклассников к средней школе. Срок проведения – ноябрь. Ответственный – психолог.

Анкета №6 (для учащихся). Оценка психического и психоневрологического статуса учащихся 1-2 класса. Срок проведения – декабрь. Ответственный – психологи. Отчет в сводной таблице.

Анкета №7 (для медсестры, учителя и классного руководителя). Текущая заболеваемость. Срок проведения – до 30 апреля. Ответственный – медсестра. Отчет в XL – таблице.

ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

"Состояние психического здоровья нашей молодежи... это бомба замедленного действия, часовой механизм уже заведен, и, если не предпринять нужные действия, миллионы наших детей почувствуют на себе последствия" (Д-р Hans Troedsson, бывший директор отдела ВОЗ по охране здоровья детей и подростков).

Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Эта достаточно известная в отношении здоровья позиция ВОЗ применительно к детям должна быть дополнена 3 критериями.

1. Здоровье ребенка - это, прежде всего оптимальный уровень достигнутого развития - сомато-физического, психического и личностного, его соответствие хронологическому возрасту, так как замедление или ускорение развития требуют повышенного внимания специалиста - например, детского психолога или медицинского специалиста- педиатра, психоневролога, психиатра.

2.Здоровье ребенка - это его позитивная психическая и социальная адаптация, определенная толерантность к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям. (Президент Всемирной психиатрической ассоциации Н.Сарториус,1990)

3.Здоровье ребенка - это его способность к формированию оптимальных адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста (Вельтищев Ю.Е.)

Психическое здоровье - это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие.

Эксперты ВОЗ (1979) определили психическое здоровье как определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. Психическое здоровье рассматривается также как состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, это позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.

Психическое здоровье включает в себя высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности.

Проблемы психического здоровья детей актуальны сегодня для многих стран, в том числе и высокоразвитых. В США по данным National Adolescent Health Information Center от 17 до 22% детей и подростков имеют проблемы развития, поведения и психоэмоциональные расстройства. 7,7 млн. детей и подростков нуждаются в психологической и психиатрической помощи. Примерно два миллиона молодых людей в Европейском регионе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) страдают психическими расстройствами - от депрессии до шизофрении - и многие из них не получают какой-либо помощи или лечения. В то же время состояние психического здоровья детей и подростков имеет большое значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества. В настоящее время признается, что многие психические расстройства, наблюдающиеся у взрослых людей, возникают в детском возрасте. В подростковом возрасте значительно возрастает распространенность многих психиатрических проблем, таких как депрессия и суицидальное поведение.

До двадцати процентов детей и подростков во всем мире страдают проблемами психического здоровья, приводящими их к инвалидности. Четыре процента лиц в возрасте от 12 до 17 лет и 9% лиц в возрасте 18 лет страдают депрессией, которая является одним из наиболее распространенных видов расстройств с самыми разнообразными последствиями. Психические расстройства поведения относятся к числу наиболее распространенных среди молодежи.

В Eвропейской стратегии «Здоровье и развитие детей и подростков» (2005) обеспечение психического благополучия рассматривается как приоритетное направление.

За последнее десятилетие состояние психического здоровья детей и подростков стало приоритетной медико-социальной проблемой, так как за эти годы произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей всех возрастных групп. Ведущее место в структуре функциональных нарушений и хронической патологии стали занимать психические расстройства и расстройства поведения, нарушения и хронические заболевания нервной системы. Наиболее выраженный рост распространённости функциональных нарушений и хронических заболеваний нервной системы и психической сферы происходит в период получения детьми систематического образования. Это связано как с более ранним началом обучения, с возрастающей учебной нагрузкой, углубленным изучением отдельных предметов при интенсификации учебного процесса, так и с тем, что на возрастном отрезке от 3 до 18 лет организм ребёнка интенсивно растёт и развивается и с этим этапом совпадает большинство критических периодов онтогенеза, когда дети наиболее чувствительны к всякого рода воздействиям.

Весь уклад жизни в нашей стране резко повысил психические нагрузки и требования к механизмам стрессоустойчивости не только взрослых, но и особенно детей и подростков. В процессе жизнедеятельности дети постоянно испытывают психоэмоциональное напряжение при резком сокращении продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, не соответствующем возрастным потребностям. Все это снижает общую резистентность растущего организма, способствует формированию различных функциональных отклонений и их переходу в хронические заболевания, приводит к увеличению распространенности пограничных психических расстройств разной степени выраженности и психосоматических нарушений здоровья.

По данным Всероссийской диспансеризации детей (2002) у подростков от 15 до 18 лет темпы роста заболеваемости за 10 лет в 2 раза выше, чем среди детей 0–14 лет. Заболеваемость подростков от 15 до 18 лет возросла с 786,0 в 1992 г. до 1356,4 в 2002 году (в 1,7 раза), распространенность соответственно с 4778,5 до 5858,8 (в 1,2 раза) на 100000 детей соответствующего возраста. По данным МЗ РФ (2001), в 2000 году в амбулаторно-поликлинических психоневрологических учреждениях наблюдалось 238 тыс. подростков.

Увеличивается число первично обратившихся больных детей и подростков с психозами, непсихотическими расстройствами, умственной отсталостью. Невротические расстройства встречаются более чем у 80% девушек и 70% юношей. Депрессии отмечены практически у каждого пятого подростка.

Более 70% учащихся учреждений общего среднего образования испытывают значительные трудности в усвоении базовой школьной программы обучения. Среди учащихся ПТУ по сравнению со школьниками в 14 раз чаще встречаются лица с психогенными реакциями, в 19 раз — с патологическим формированием личности, в 2,5 раза — с неврозами, 1,5–2 раза — лица, употребляющие психоактивные вещества. Это сказывается на уровне профессиональной подготовки и влияет на возможность дальнейшего трудоустройства. Среди заболеваний, послуживших причиной освобождения юношей от призыва на военную службу в 2002 году, более 30% страдали психическим расстройствам (По материалам сайта adolesmed.ru, Александр Мананников, 2011).

Таким образом, психическое здоровье выступает в качестве одного из основных элементов здоровья в целом и позволяет обеспечить равновесие человека с окружающим миром и выполнение социальных функций.

Наличие в обществе детей и подростков, подвергающихся риску развития психических расстройств или проявляющих их признаки, ведет к дестабилизации ситуации в обществе в целом.

Профилактика является ключевым элементом работы служб охраны психического здоровья детей и подростков.

Профилактика и укрепление психического здоровья детей имеют важнейшее значение, поскольку являются неотъемлемым элементом более целостного подхода к оказанию помощи детям, который должен учитывать все вопросы охраны психического здоровья, вызывающие озабоченность.

Для профилактики развития психических расстройств следует развивать просветительную деятельность в целях информирования родителей, преподавателей, лиц, оказывающих медицинскую помощь, и других людей о проблемах охраны психического здоровья детей и подростков.

Совершенствование профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков требует разработки вопросов ранней диагностики пограничных нервно-психических расстройств, выявления донозологических нарушений, что приобретает особую значимость в условиях современной школы, изобилующей действием многих стрессовых факторов.

Необходимо раннее выявление у детей минимальных нарушений нервно-психического здоровья, т.к. именно пограничные состояния, занимающие промежуточное положение между здоровьем и болезнью, содержат в себе истоки нервно-психической неустойчивости, психосоматических расстройств, психопатологии, психо-социальной дезадаптации, так как непринятие своевременных мер коррекции донозологических отклонений приводит к их отягощению.

В пособии «Оценка нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах», 2005, разработанным Научным центром здоровья детей РАМН в рамках подпрограммы «Здоровый ребёнок» Федеральной целевой программы «Дети России» (Авторский коллектив: Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Чубаровский В.В., Рапопорт И.К., Даниленко О.В., Гончарова Г.А., Павлович К.Э., Бережков Л.Ф., Ильин А.Г., Куинджи Н.Н.) для оценки состояния нервно-психического здоровья детей предлагаются на индивидуальном, групповом и популяционном уровне ежегодные скрининг-обследования и профилактические медицинские осмотры, проводимые в критические периоды развития. По их результатам дается комплексная оценка состояния здоровья, в том числе, психического здоровья и развития каждого ребенка. Подобная оценка состояния здоровья позволяет отнести каждого ребенка или подростка к одной из пяти групп здоровья и получить информацию о:

- достигнутом уровне психофизиологического развития;

- отсутствии или наличии симптомов нарушений нервно-психического здоровья;

- состоянии психосоциальной адаптации.

Обследование детей и подростков рекомендуется проводить в 2 этапа: доврачебный (психологический и психофизиологический) и врачебный (осмотр педиатром и врачами-специалистами, входящими в бригаду, проводящую профилактический медицинский осмотр). При необходимости, в случае выявления выраженной патологии, ребенку (подростку) рекомендуется пройти дополнительный (специализированный) этап обследования в условиях специализированного кабинета, диспансера (ПНД) или стационара, где применяются современные диагностические методы.

Доврачебный этап реализуется на основе анкет-опросников для родителей, детей и педагогов, скринингов и экспресс-методов диагностики и позволяет осуществлять раннее выявление нарушений нервно-психического здоровья. Анализ данных анкетирования и тестирования дает возможность получить представление об имеющихся симптомах и о степени их выраженности в различные моменты социального функционирования ребенка, оценить особенности его индивидуально-личностного развития, в т.ч. уровень зрелости основных психофизиологических функций, эмоциональное благополучие и успешность социальной адаптации.

В соответствии с этим, для оценки состояния нервно-психического здоровья и уровня социально-психологической адаптации на доврачебном этапе профилактического осмотра должны быть рассмотрены следующие параметры:

1. Психофизиологический статус показывает сформированность в соответствии с возрастной ступенью компонентов, составляющих внутреннюю, физиологическую и психофизиологическую основу деятельности всех систем развивающегося ребенка.

Оценка психофизиологического статуса проводится с помощью специальных тестов, что особенно важно при поступлении ребенка в школу. Необходимо провести оценку так называемых школьно-значимых психофизиологических функций: развитие мелкой моторики руки, кратковременная память и уровень внимания, сформированность фонематического слуха. На старших ступенях школьного онтогенеза диагностика должна проводиться по показаниям, в первую очередь, при низкой успешности обучения или наличии неврологических нарушений, психомоторной неловкости, выявляемых при анкетировании родителей и педагогов.

2. Успешность в сфере общения со сверстниками является существенным условием социально-психологической адаптации школьника. Удовлетворённость своим местом в коллективе сверстников важна для школьника любого возраста, а в подростковом возрасте общение со сверстниками является вообще одним из ведущих видов деятельности.

Коммуникативность - это сложная интегральная характеристика, включающая в себя не только общительность как свойство личности, но и чувство уверенности в себе, умение прогнозировать поведение другого человека, рефлексировать последствия слов и поступков, контролировать свои эмоции и поведение. Эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, излишняя сфокусированность на себе затрудняют установление дружеских отношений. Можно сказать, что низкая коммуникативная успешность ребёнка или подростка указывает на наличие серьезных проблем в социально-психологической адаптации, а возможно, и в состоянии психического здоровья.

Для изучения социальных контактов детей и подростков, объединенных в учебные коллективы, применяется социометрический эксперимент, в ходе которого учащимся предлагается выбрать из числа одноклассников тех, с кем они хотели бы находиться в одной группе, а с кем - нет. По результатам обработки каждый школьник получает свой социометрический индекс. Чем этот индекс выше, тем успешнее данный школьник в сфере общения. Некоторые учащиеся получают отрицательный индекс. Это значит, что данного подростка отвергает больше учащихся, чем выбирает. Не менее негативная ситуация и в случае нулевого значения индекса. Такой ребенок не имеет ни одного выбора, он как - бы не существует для одноклассников. Если такой ребенок не является новым учеником в данном коллективе и регулярно посещает школу, то в основе подобной ситуации могут быть проявления аутизма или других серьезных нарушений психического здоровья. Для дошкольного возраста возможно проведение социометрического эксперимента в игровой форме.

3. Оценка эмоционального состояния школьника. Тревожность помногочисленным исследованиям является одной из важных характеристик эмоционального реагирования. Тревога, как и всякий регуляторный процесс,может быть адекватной степени предстоящего события, и в этом случае она будет оказывать оптимизирующее влияние на поведение человека. Однако, при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревожности, создается готовность к реагированию по тревожному типу. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личностной чертой - тревожностью. Современные исследования детской тревожности среди причин ее формирования указывают как природные, генетические факторы развития психики ребенка, так и факторы социализации.

Тревожность существенно влияет на степень адаптированности детей и подростков. Высокий уровень тревожности обуславливает большую чувствительность школьников к стрессовым воздействиям и более длительное протекание отрицательных переживаний, что в свою очередь, отражается в более продолжительных и длительных вегетативных сдвигах. Наслаивающиеся друг на друга аффекты приводят к формированию тревожного ожидания, снижают адаптивные возможности этих детей, ухудшают состояние здоровья. С целью экспресс - диагностики рекомендуется использовать рисуночный тест «Красивый рисунок» для младших школьников (Приложение 1), для оценки уровня тревожности детей среднего школьного возраста тест «Школьной тревожности Филлипса» (Приложение 2) и для выявления разных видов тревожности у подростков можно использовать методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973. (Приложение 3).

4. Для оценки социально-психологической адаптации школьников важно учитывать особенности его поведения в повседневной жизни.

На доврачебном этапе осуществляется сбор информации об имеющихся у конкретного ребёнка или подростка трудностях, поведенческих проявлениях социального функционирования, самовосприятия и особенностях самочувствия, которые могут указывать на нарушение нервно-психического здоровья. Эти сведения позволяет получить анкетирование. Соответствующие анкеты адресованы родителям, воспитателям, учителям и самим школьникам. (Приложения 4, 5, 6, 7, 8, 9). Сведения, полученные из анкет, анализируются, сопоставляются между собой ответы родителей, учащихся и учителей, а также результаты тестовых исследований. Это позволяет рассмотреть имеющиеся особенности поведения и симптомы с разных точек зрения. Необходимо помнить, что процесс социально-психологической адаптации зависит не только от особенностей самого ребенка, но и от характеристики социальной среды. Особое значение имеет рассмотрение шкалы психосоциальных влияний для выбора адекватного пути коррекции имеющихся проблем. В зависимости от возраста проведение доврачебного этапа обследования имеет свои особенности.

Доврачебное обследование дошкольников (за год до поступления в школу в возрасте 5-7 лет).

Поступление в школу является для ребенка важным испытанием его способности к адаптации. Для успешного вхождения в школьную жизнь ребёнку необходимо иметь соответствующий уровень зрелости в физиологическом и социальном отношении. Развитая мелкая моторика рук, достаточный уровень внимания и памяти, эмоциональное равновесие, способность к саморегуляции и проявлению волевых усилий, необходимое речевое развитие - эти проявления школьной зрелости зависят от общего соответствия развития ЦНС ребенка возрастным нормативам. Нарушения соматического и нервно-психического здоровья, своевременно не выявленные и не скорректированные на этапе дошкольного периода, вызывают серьёзные затруднения адаптации к школе, часто приводят к хронической неуспеваемости ребенка, переутомлению и, как следствие, еще более выраженным нарушениям здоровья. Профилактический осмотр, включающий этап доврачебной диагностики, является важным дополнением к психолого-педагогическому изучению готовности к школе конкретного ребёнка. Как показывают специальные исследования, первое место среди причин, затрудняющих адаптацию в младшей школе, занимают минимальные мозговые дисфункции, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (52,2%), второе место - неврозы и невротические реакции (26,6%), третье место (11,7%) - психические заболевания, четвёртое -неврологические заболевания (9,5%). Это показывает, насколько важно выделить детей, нуждающихся в дополнительной консультации невролога, медицинского психолога и психиатра на этапе активной подготовки к школьному обучению, когда еще имеется время для коррекции нарушений развития.

Диагностика дошкольников должна включать следующие методы: -анкета экспресс-диагностики нарушений психического здоровья для родителей (Приложение 4);

- анкета экспресс-диагностики нарушений психического здоровья и адаптации для воспитателя (Приложение 5);

оценка тревожности с использованием проективного метода «Красивый рисунок» (Приложение 1).

Доврачебное обследование первоклассников (после окончания первого класса в 8 лет).

После первого года обучения диагностика доврачебного уровня позволяет выявить имеющиеся у ребенка трудности обучения и адаптации, а также жалобы и поведенческие проявления, которые могут свидетельствовать о нарушении нервно-психического здоровья.

Диагностика на этом этапе обучения должна включать следующие методы:

анкета экспресс-диагностики нарушений психического здоровья для родителей (Приложение 4, 9);

анкета экспресс-диагностики нарушений психического здоровья для учащихся (Приложение 8);

- анкета экспресс-диагностики нарушений психического здоровья и адаптации для учителей младшей школы (Приложение 6);

-оценка тревожности с использованием проективного метода «Красивый рисунок» (Приложение 1).

Доврачебное обследование в 10 и 12 лет включает следующие методы:

-анкета экспресс-диагностики нарушений психического здоровья для учащихся (Приложение 8);

анкета экспресс-диагностики нарушений психического здоровья для родителей (Приложение 4, 9);

анкета экспресс-диагностики нарушений психического здоровья и адаптации для учителей младшей школы (Приложение 6);

- оценка тревожности с использованием теста школьной тревожности Филлипса (Приложение 2).

Доврачебное обследование подростков 15-17 лет включает:

-анкету экспресс-диагностики нарушений психического здоровья для учащихся (Приложение 8);

анкету экспресс-диагностики нарушений психического здоровья для родителей (Приложение 4, 9);

анкету экспресс-диагностики нарушений психического здоровья и адаптации для педагогов, обучающих подростков (Приложение 7);

- методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973) (Приложение 3).

Для подростков с повышенной тревожностью рекомендуется оценка выраженности депрессивных проявлений и суицидальной настроенности, а также оценка уровня агрессивности.

Оценка результатов доврачебного этапа обследования.

Осуществление оценки нервно-психического здоровья требует содружества специалистов. Сбор данных у родителей, педагогов и учащихся предпочтительно осуществлять школьному психологу при участии медсестры. Психолог проводит оценку уровня развития психофизиологических функций, социометрический эксперимент. В исследовании могут использоваться данные текущей психолого-педагогической диагностики (результатов социометрического эксперимента, оценки внимания, памяти, психомоторики), но при этом с момента психолого-педагогического обследования до профилактического медицинского осмотра должно пройти не более трех месяцев. Результаты тестовых исследований обрабатываются психологом и оцениваются в соответствии со стандартом каждого теста. Психологом проводится анализ анкет и выделение признаков, которые предположительно могут указывать на нарушения нервно-психического здоровья, социально-психологической адаптации и факторов, способствующих их развитию. На основании комплексного анализа полученных на первом этапе данных психологом и школьным врачом выделяется «группа риска» детей и подростков, имеющих значительную отягощенность факторами риска нарушений нервно-психического здоровья и нарушения социального функционирования. Предварительный анализ материалов доврачебного этапа обследования позволяет сфокусировать внимание педиатра, участвующего в профилактическом осмотре, на имеющихся в конкретном случае «зонах напряжения» адаптации и жалобах ребенка или подростка. Педиатр на осмотре уточняет материалы доврачебного этапа. При этом важным элементом диагностической гипотезы является сопоставление выраженности симптоматики, ее нозологическая очерченность и степень нарушения социально-психологической адаптации. Педиатр определяет, кто из учащихся нуждается в углубленном обследовании специалистов - невролога, психиатра, медицинского психолога и дает соответствующие рекомендации для родителей.

Приложение 1: анкеты мониторинга физического и психического здоровья учащихся (комплект методического материала):

Анкета №1. Карта физического развития и функционального состояния. Срок проведения – сентябрь-октябрь. Ответственный – медсестра. Отчет в XL – таблице.

Анкета №2. Диагностика физической подготовленности детей. Срок проведения – сентябрь-октябрь. Ответственный – учитель физкультуры. Отчет в XL – таблице.

Анкета №3. Состояние здоровья ребенка. Срок проведения – декабрь. Ответственный – медсестра, классные руководители. Отчет в XL – таблице.

Анкета №4 (для родителей). Нервно-психическое здоровья. Срок проведения – ноябрь (родительские собрания). Ответственный – психолог и классный руководитель. Отчет в XL – таблице.

Анкета №5 (две - для учащихся и психолога). Мониторинг адаптации пятиклассников к средней школе. Срок проведения – ноябрь. Ответственный – психолог.

Анкета №6 (для учащихся). Оценка психического и психоневрологического статуса учащихся 1-2 класса. Срок проведения – декабрь. Ответственный – психологи. Отчет в сводной таблице.

Анкета №7 Для педагогов (данные заполняются в сводную таблицу к анкете №5)

Анкета №8 (для медсестры, учителя и классного руководителя). Текущая заболеваемость. Срок проведения – до 30 апреля. Ответственный – медсестра. Отчет в XL – таблице.

Приложение 2: презентация " Система мониторинга здоровья учащихся в условиях новой школы как один из факторов повышения качества образования"


Поделиться: