Поиск по сайту

Использование компьютерных технологий в физическом воспитании дошкольников


Авторcтво: Худякова Галина Петровна, инструктор по физической культуре ГДОУ №133 Выборгского района Санкт-Петербурга


Пришедшие в область образования современные компьютерные технологии становятся сегодня все более важным и востребованным средством обучения и воспитания детей. И хотя специалисты еще продолжают вести споры в области компьютеризации образования (влияние компьютера на физическое и психическое здоровье детей, начальный возраст пользователей, временной диапазон занятий, соответствие методик возрастным возможностям), достоинства компьютерного обучения несомненны. В работах Л.А. Венгера, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, можно найти научное обоснование и подтверждение того, что в процессе компьютерных занятий и игр происходит формирование таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. В связи с этим становится актуальным вопрос использования компьютерных технологий в дошкольном воспитании, вопрос грамотного использования ИКТ педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольников без отрицательного воздействия на физическое психическое здоровье детей.

Так каким же образом, в какой форме на сегодняшний день возможно применение компьютерных технологий в области физического воспитания дошкольников?

Для удобства изучения данного вопроса можно разделить возможность применения ИКТ на три условных направления:

- использование ИКТ (во взаимодействии со всеми специалистами) в организации и планировании процесса физического воспитания дошкольников

- использование ИКТ непосредственно в совместной деятельности с детьми

- использование ИКТ в сотрудничестве с родителями, другими партнерами

Использование ИКТ в организации и планировании процесса физического воспитания дошкольников

Успешность внедрения любого новшества в образовательный процесс требует некоторых изменений в организации процесса, в обновлении методического обеспечения, в коррекции планов и зависит от заинтересованности, участии всех специалистов ДОУ, от уровня их профессиональных и компьютерных навыков. Использование ИКТ для создания электронной базы методического обеспечения образовательного процесса, расположенной на сайте (странице, почте) ДОУ и доступной всем специалистам, позволит повысить уровень теоретической подготовки педагогов, создаст возможность практической реализации или оперативной коррекции планов с учетом индивидуального, дифференцированного подхода. В решении общей задачи изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта в области физического воспитания можно использовать:

- ссылки на общепедагогические и специализированные сайты сети интернет, например: http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; http://nsportal.ru Социальная сеть работников образования; http://fispassport.ru, http://corfit.ru АРМ преподавателя физического воспитания; http://kids-hits.info А.Буренина «Ритмическая мозаика»; http://900igr.net/ , www.viki.rdf.ru и др.

- электронные информационные ресурсы, созданные самостоятельно, доступные всем педагогам дифференцированные комплексы упражнений различных видов гимнастик и подвижных игр, легко интегрируемых в общий образовательный процесс (тему логопедических занятий, текущих мероприятий и событий); обзорные электронные лекции, например, «Формирование правильной осанки и коррекция ее нарушений» /методические рекомендации/, упреждающие консультации по отдельным темам, например, «Дифференцированный подход в воспитании детей разного уровня двигательной активности»

- компьютерную мониторинговую систему, например, «физкультурный паспорт» А.Танина http://fispassport.ru, или мониторинговую обработку данных, созданную самостоятельно в программе Excel, позволяющую определять особенности (исходный уровень и динамику развития физических качеств и двигательных навыков), прогнозировать результаты развития детей и повышать качество воспитательно-образовательного процесса, подобрав оптимальное содержание обучения и воспитания, средства и приемы адекватного педагогического воздействия.

Использование ИКТ непосредственно в совместной деятельности с детьми

Анализируя научно-методическую литературу по теме использования ИКТ в физическом воспитании дошкольников, можно сделать вывод, что несмотря на значительные потенциальные возможности эти технологии еще не находят должного применения в данной области в связи с недостаточной разработанностью методических условий их использования и отсутствием соответствующих методик. Можно привести лишь первые результаты исследований в данной области. Например, в процессе диссертационного исследования С.Гурьева «Использование новых информационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников» выяснилось, что «Использование ИКТ в процессе физического воспитания ДОУ способствует воспитанию интереса к обучению и повышению познавательной активности детей; формированию у них гибких, подвижных представлений и образов, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению; целостному восприятию дошкольниками физического воспитания как системы здорового образа жизни; углубленному изучению некоторых вопросов общеобразовательных и специальных дисциплин и их интеграции в физическом воспитании; формированию у детей двигательных умений (тонкая моторика пальцев рук); оздоровлению детей и профилактике различных патологических состояний».

Современные компьютерные программы, прежде всего, расширяют возможности предъявления учебной информации, ведь в отличие от традиционной книги или рассказа электронные средства позволяют подавать материал в яркой динамичной графической форме, что особенно привлекательно для детей дошкольного возраста. Для формирования системы знаний в области физической культуры и спорта, формирования потребности в здоровом образе жизни можно использовать информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет или созданные самостоятельно с помощью программ (Power Point, Windows Media, Microsoft Word). Это могут быть (см. таблицу):

табл 1.png

Модернизация дошкольного образования с применением ИКТ на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности придает все большее значение разработке и внедрению интегрированных занятий. Пример такого мероприятия, разработанного самостоятельно: интегрированная (двигательная и познавательная) совместная деятельность инструктора физической культуры с детьми подготовительной логопедической группы по теме «День Космонавтики». (Приложение 1; Приложение 2)

Рис. 1.png

Использование ИКТ для оздоровления детей и профилактики различных патологических состояний. В ДОУ компенсирующего вида компьютерные обучающие программы эффективно применяются врачами-офтальмологами и педагогами для лечения, коррекции и профилактики зрительной патологии (повышение остроты зрения, развитие прослеживающих функций глаз, развитие подвижности глазных мышц, восприятие цвета, развитие бинокулярного зрения). Игровые компьютерные программы, применяемые в процессе медико-педагогической реабилитации, имеют большое значение для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Навыки вырабатываются с помощью компьютерной игры,успех в которой зависит от быстроты и точности действий руки (движения мышкой), концентрации зрительного внимания (перемещение объекта на экране) и аналитического мышления.

Другой пример - это использование компьютерной программы на основе оздоровительной методики БОС (тренажер «Дыхание»), позволяющей значительно улучшить основные показатели дыхательных функций, что положительно сказывается на показателях здоровья детей. Методика развивает уникальный диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца, навык вырабатывается с помощью компьютерной игры,успех в которой зависит от правильности выполнения вдоха и выдоха. Сеанс БОС состоит из периодов тренировки и отдыха, для чего подобраны слайды с музыкальным сопровождением. Программа позволяет: проводить профилактику болезней дыхательной, сердечно – сосудистой и нервной систем; снижать уровень заболеваемости среди детей из группы часто и длительно болеющих; максимально сокращать период постановки и автоматизации звукопроизношения у детей; улучшать концентрацию внимания, памяти; формировать навыки здорового образа жизни.

Использование ИКТ в сотрудничестве с родителями, другими партнерами. Информационные технологии предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности взаимодействия педагогов и родителей, в т.ч. и в области физического воспитания.

Сайт ДОУ может стать для родителей источником информации образовательного, методического или воспитательного характера (информация о Режиме дня, формах физкультурно-оздоровительной работы учреждения, презентации прошедших физкультурно-оздоровительных мероприятий, профессиональные консультации, содержащие различную информацию по вопросам обучения и развития детей). Электронная почта, форум могут стать средством массовой коммуникации, группового общения и участия семей в проектах, конкурсах (фоторепортаж «Домашняя физкультура»), диагностическим мониторинговым инструментом (анкеты, опросы). С помощью электронной почты, видеосвязи (Skype) возможен индивидуальный диалог родителей и педагогов (оперативные индивидуальные консультации, домашние задания).

Использование возможностей интернета и средств ИКТ существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия (взаимодействие с другими партнерами).

Сетевое взаимодействие выстраивается из отдельных активных педагогов, групп профессиональных единомышленников, из образовательных учреждений, других различных организаций, стремящихся к развитию и распространению нового педагогического опыта. Сеть всегда является открытой для новых идей, подходов и участников, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных компетенций. Сеть позволяет постоянно расширять круг контактов, принося пользу все большему количеству участников. Специалисту физического воспитания такое взаимодействие дает возможность оптимизировать образовательный процесс в ДОУ, найти новые подходы, пути решения задач формирования основ двигательной и гигиенической культуры, сохранения здоровья детей, пропаганды здорового образа жизни. Например, используя ИКТ, все участники процесса /педагоги, родители дети/ могут получить информацию и консультацию в выборе спортивной секции для ребенка (http://www.alexclub.ru/ Многофункциональный спортивный комплекс им. В.И. Алексеева); поучаствовать в спортивных мероприятиях района (http://sport-vyb.spb.ru/ Центра спорта Выборгского района, мероприятие «Спортивный двор»), страны (http://ufr.progress-video.ru/ мероприятие «Юный Физкультурник России»).

Таким образом, использование средств ИКТ позволяет сделать работу и жизнь более продуктивной и качественной, что является целью и результатом процессов модернизации, которые происходят в системе образования в целом.



Источники:

Гурьев С.В.: «Использование новых информационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников» /электронная библиотека диссертаций/ статья «Концепция применения информационных компьютерных технологий в физическом воспитании дошкольников» www.referun.com

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., «Воспитание сенсорной культуры ребенка» М. 1998.

Е.Н.Глубокова, И.Э.Кондракова «Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике» kafedra-forum.narod.ru

Материалы с сайтов: festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; nsportal.ru Социальная сеть работников образования; fispassport.ru, АРМ преподавателя физического воспитания;


Поделиться: