Поиск по сайту

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов образования нового поколения


Авторcтво: Тумарева Анна Геннадьевна, учитель географии ГБОУ школы №471 Выборгского района Санкт-Петербурга


«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»

А. Дистервег



Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.

Образовательные результаты

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей

Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Реализация технологии системно-деятельностного метода в практическом применении (при подготовки урока-конференции и др. типов уроков) обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения

Ситемно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Немного истории: урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. До 50-ых годов 20 века урок представлял феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 – 60 годы происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и возможностей. И развитию подвергается не только хозяйство страны и экономика, но и все сферы жизни человека. Молодой человек, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе. Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность, а для успешной карьеры ему еще понадобятся и качества лидера (умение общаться, находить новые неожиданные решения и т.д.) Реальность диктует нам, что молодой человек должен обладать набором определенных качеств и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и быть полезным обществу. Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания. Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа строительства школы будущего: «Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать». Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.

Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок. Урок проводит учитель. От его мастерства зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения.

На сегодняшнем этапе вся система образования постепенно меняется и к ней предъявляются следующие общие требования:

- формирование у учащихся сознательных, глубоких и прочных знаний, умений и навыков, способствующих подготовке их к жизни

- повышение воспитательного эффекта обучения на уроке, формирование у

учащихся черт личности;

- осуществление всестороннего развитие учащихся

- формирование у учащихся самостоятельности, творческой активности,

инициативы, как устойчивых качеств личности, умения творчески решать жизненные задачи

- вырабатывать умение самостоятельно учиться, приобретать и углублять знания, работать с книгой и другими источниками информации, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

- формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности,

познавательный интерес и потребность в расширении и

приобретении знаний.


Побудить интерес к предмету – одна из важных задач каждого учителя. Экспериментально доказано, что применение разнообразных форм работы поддерживает активность внимания и снижает утомляемость. Различные формы обучения при изложении нового материала и обобщении знаний учащихся на любой ступени обучения приобретают все большее значение. Так при обобщении знаний учащихся, активизируются, формируются умения применять знания, самостоятельно мыслить. Проведение различных форм на уроках повышает интерес учащихся к предмету, помогает ученикам обобщить и закрепить знания по темам, способствует формированию умений, работать коллективно и повышать ответственность за качество учебы.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

В свете сказанного выше, российская школа стоит на пороге рождения нового урока, который основан на использовании различных областей научного познания. Использование различных видов уроков расширяет возможности использования системно-деятельностного подхода в образовании. Примером этому может служить - урок-конференция.

2.2. Урок-конференция, как одна из форм системно-деятельностного подхода в образовании

Урок-конференция - достаточно сложная форма работы, которая требует длительной, тщательной подготовки, т.к обучающимся предстоит создать обобщенную картину по отдельно взятой теме, что требует определенных интеллектуальных усилий. Она активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, обеспечивает им возможность учиться самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, широко использовать образовательные ресурсы Интернет. Работа над уроком состоит из трех основных этапов:



urok-konf.jpg


Роль учителя на уроке-конференции меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на уроках предметов школьного курса, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.

Во время подготовки и проведения такого урока происходит взаимодействие двух и боле учебных дисциплин, и ребенок здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающая его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала учебника.

Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К ребенку - участнику урока-конференции предъявляются следующие требования:

· Умение находить и использовать информацию, используя различные источники;

· Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;

· Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;

· Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;

· Выступать публично, литературно выражая свои мысли.

Пространства среды, используемые методические приемы, новая стратегическая картина урока достигнут цели развития личности, если будут интегрированы в единое целое.

В объемной многомерной пространственной структуре среды урока возникают различные отношения, которые, подчиняясь стремлению ребенка к развитию, выводят его на более высокий качественный уровень.

Мне хотелось представить Вашему вниманию некоторые моменты из опыта своей работы. Это урок-конференция на тему "Глобальные проблемы человечества" в 11 классе.

Эпиграфом к уроку были взяты слова Г. Лейбница: « Высшее совершенство человека не только в том, что он действует свободно, но и в том, что действует разумно; пожалуй, это даже одно и то же…». Мной были поставлены цели, которые могут быть характерные так - же и для любого традиционного урока или урока по одной из инновационных технологий: образовательная, развивающая, воспитывающая цели. Особо хотелось бы выделить воспитывающую цель развитие экологической культуры школьников, которая подразумевает:

· Формирование у ребят представлений о единой, реальной картине мира;

· Понимание актуальности практического применения полученных знаний в повседневной жизни;

· Осознание необходимости привлечения внимания общественности к Глобальным проблемам человечества.

Предварительно была организована инициативная группа учащихся по более глубокому изучению Глобальных проблем человечества. Результатом этой работы на выходе должны быть созданные учащимися презентации по обозначенным Глобальным проблемам.

Проведенная конференция позволила не только углубить знания по заданной теме, но и предложить коллективное решение их на уровне мира, России и Санкт-Петербурга, а также организовать выпуск листовок-обращений к жителям своего микрорайона «Что выбираешь ты?»

В заключении хотелось бы обратить Ваше внимание, на то, что активность и неподдельный интерес ребят при подготовке и проведении урока - конференции, подтверждают эффективность применения таких типов уроков в нашей практике.

2.3. План урока на тему: "Экологические проблемы человечества"

Тип урока: урок – конференция (обобщение знаний)

Цель:

· обобщить и систематизировать знания о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путей решения каждой из этих проблем;

· научить обосновывать главную мировоззренческую идею темы «Решение Глобальных проблем возможно только в результате совместных усилий всего человечества».

Задачи урока:

· Образовательная: создание условий для более глубокого изучения и понимания глобальных проблем человечества.

· Развивающая: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять факты, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, формировать умения работать с различными информационными источниками;

· Воспитательная: формирование у ребят экологической культуры - представлений о единой, реальной картине мира; понимание актуальности практического применения полученных знаний в повседневной жизни; обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем.

· Создание условий для самоорганизации и коммуникативных умений при работе в группах.

Оборудование: раздаточный материал, презентации, музыкальное сопровождение, мультимедиа.

Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы, экологический кризис, продовольственная и демографическая проблема, терроризм.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный этап:

Человечество не стоит на месте, оно постоянно развивается, совершенствуется.

В жизни человека возникает много разных проблем, но сегодня мы поговорим о глобальных проблемах человечества, то есть проблемах, которые приобрели планетарный характер и затронули интересы всех стран и народов.

Презентация (1-4 слайд)

Звучит стихотворение « О человек, услышь…»




Основной этап:

1.Классификация глобальных проблем, их характеристика, пути решения.

Б.Френсис « Лучший способ избавится от проблемы - решить ее».

Сейчас вы увидите презентации по некоторым глобальным проблемам, ваша задача -заполнить таблицу и оценить презентацию и выступление ваших одноклассников.

Вывод:

Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации, будущее человечества зависит от того насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие факторы устойчивого развития общества.

1.Выступления ребят с презентациями

по глобальным проблемам человечества.

2. Индивидуальная работа учащихся по заполнению таблиц.

2.«Что выбираешь ты?»

Учитель представляет учащимся презентацию №2 и ставит задачу о поисках путей решения проблем на уровне: мира – России – Санкт-Петербурга.

Вывод: Существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но какими они будут зависит от каждого из нас. Если мы все возьмем за правило слова Антуана де Сент Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету» , тогда мы сможем найти разумное решение всех глобальных проблем.

Обобщение и систематизация знаний полученных на уроке:

1.Работа в группах по предложенным глобальным проблемам.

2. Выступления представителей групп по решению проблем на разных уровнях.

Заключительный этап

Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами.

Всем огромное спасибо за работу. Отметки, за заполненную вами таблицу, вы узнаете на следующем уроке.

Звучит стихотворение

Н. Старшинова «Нам жить в одной семье»

В течение нескольких дней после проведения конференции инициативная группа учащихся должна подготовить листовки-обращения к жителям микрорайона.

Заключение

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота,

обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие

нити… Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их

приемам и способам, которые помогут им постигать».

Антуаном де Сент Экзюпери

Я уже много лет работаю в школе. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, несмотря на имеющийся педагогический опыт, понимаю, что нужно еще многое сделать. И для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И я учусь, ищу, тружусь. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь» (вьетнамская пословица). Радикальная смена представлений о мире требует и соответствующего пересмотра взглядов на человека, на его развитие и образование. Подумать за другого нельзя, даже если очень хочется, поэтому не стоит и пытаться; каждый мыслит сам, хотя помощь со стороны возможна и желательна. Ребенок, конечно, не маленький взрослый, но и не заготовка для взрослого, а более или менее самостоятельный человек. Думаю, нет смысла навязывать ему какие бы то ни было знания, даже с самыми лучшими намерениями, — надо просто пробудить внутреннюю потребность в знаниях или умениях и создать внешние возможности для того, чтобы он эти знания или умения нашел и освоил. «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас» (К.О. Конради). Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в школе, обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации. Что будет завтра? Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников. Я как учитель – буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход к учащимся.




Список используемых источников

1. http://standart.edu.ru

2. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224.

3. http://www.prosv.ru/book.aspx?ob_no=209&d_no=23807&ltype=21833&subject=20692

4. www. vgf.ru

5. www.festival.1septembr.ru

6. www.pedsovet.org

7. www.shkola.edu.ru

8. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение. 2011

9. География в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – М: Изд. "Школа-Пресс", №. 3, ст. "Глобальные проблемы человечества", Косолапова Л.В. 1996, – с. 52-55.

10. География в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – М: Изд. "Школа-Пресс", № 3, ст. Экологические преступления. Вронский В.А. 1999, - с. 16.

11. География в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – М: Изд. "Школа-Пресс", № 3, ст. Охрана и рациональное использование ресурсов пресной воды. 1997, -с. 10.

12. Гладий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. Книга для учащихся. – М: "Просвещение", 1995.

13. Новиков А.М. Методология учебной деятельности [Текст] / – М.: Эгвест, 2005. – 176 с.

14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения /основная школа. – М.: Просвещение, 2011 http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400.

15. С.В. Алексеев Экология: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 2000.

16. Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» [Текст] / – Уфа, 2004

17. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] / – М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

18. Ю.Н. Гладкий В.В. Николина География. Современный мир. 10-11 классы: учеб. для образоват. учреждений: базовый уровень; М. Просвещение. 2011


Поделиться: