Поиск по сайту

Дорогою добра. Записки классного руководителя.

Автор: Слобожанинова Е.В.


Так важно, чтобы человек получил кусочек

счастья хотя бы в детстве. Тогда он будет

знать, что это такое. Это даёт силы

выносить жизнь. Это мешает отбирать

счастье других. А если у человека не

было счастья, он не даст его и другим.

М.В.Барышникова

Оглавление.

Глава 1. « Здравствуйте! Или откуда приходят трудные дети»

Глава 2. « Утро начинается с улыбки!»

Глава 3. « Солнышко на ладошке!»

Глава 4. « Спокойствие! Только спокойствие!»

Глава 5.« В нашем классе жадина! Или день подарков"

Глава 6. «Сегодня - непримиримые враги, завтра – лучшие друзья»

Глава 7. «Мы все такие разные…»

Глава 8. « Письма ученикам»

Глава 9. «Заключение. Или памятка для учителя»

Глава 1. « Здравствуйте! Или откуда приходят трудные дети»

Затихли шаги в школьном коридоре, смолкли голоса, завершилась моя встреча с родителями будущих первоклассников… Вспоминаю улыбки, взгляды, слова, и на сердце ложится тепло и покой – кажется, я понравилась им – мамам и папам моих будущих учеников! Каждая такая встреча – это начало работы классного руководителя, начало сотрудничества, содружества. Сегодня мы объединились в одну команду, девиз которой звучит так: «Пусть учение будет радостным!» « Это наши дети!» - будем говорить мы теперь о тринадцати мальчишках и тринадцати девчонках, ставших учениками 1 «А» класса.

Интересно, какие они – мои детки? Перебираю анкеты, которые сегодня заполнили родители. Помимо обязательных сведений о ребёнке, я внесла в эти анкеты особые пункты:

· Какие положительные черты характера Вы отметите у своего ребёнка?

· С какими трудностями может столкнуться учитель при работе с Вашим ребёнком?

· Какими чертами, на Ваш взгляд, должен обладать современный учитель?

· Ваши пожелания будущему первокласснику.

· Ваши пожелания учителю.

Какие замечательные детки будут учиться в моём классе – добрые, умеющие сопереживать, искренние, правдивые, любознательные!… Эти качества отметили родители в своих анкетах.

Читаю дальше: « мой ребёнок очень вспыльчив, правда, быстро отходит», «у моего сына логоневроз, он заикается», « Маша очень обидчива», «Женя очень тяжело сходится с другими детьми», «понаблюдайте, пожалуйста, за Катей, мне кажется, что она жадная», «Серёжа очень неусидчивый», «Вова невнимательный», « в детском саду Арсения часто ругали за драки», «Андрюша всего боится», «моя Марина всё время витает в облаках», «Гена у нас очень нервный», «Оля очень медлительная», «боюсь, что Ярослав будет недисциплинированным учеником»...

Вот они – мои замечательные трудные дети!

«Будем работать!» - говорю я себе и начинаю думать и придумывать!

Глава 2. «Утро начинается с улыбки!»

Вам когда – нибудь хотелось подружиться с человеком, стоящим в очереди впереди вас? Я думаю, что нет. Как подружить детей, если весь учебный день они видят перед собой только спину своего товарища по классу, а на переменке едва хватает времени для того, чтобы передохнуть, перекусить, подготовиться к следующему уроку? Да, конечно, будут совместные праздники, походы, работы в парах и группах, так сближающие детей, но мне хочется, чтобы мои мальчики и девочки учились читать радость и грусть, восторг и обиду в глазах своих товарищей, умели поддержать друг друга, ободрить в трудную минуту, научились доверять друг другу…

Восемь часов пятьдесят минут. В это время мы встречаемся с детками, для того, чтобы сказать друг другу: «Здравствуйте!» Вот как мы это делаем.

· Первые две недели в первом классе я использую для приветствия игру, которая помогает создать атмосферу доброжелательности, радости перед началом учебного дня, в процессе игры детки запоминают друг друга по именам.

Дети и учитель встают в круг.

Учитель: - Глазки мои, глазки, вы проснулись?

Дети: - Да, проснулись!

У: - Ушки мои, ушки, вы проснулись?

Д: - Да, проснулись!

У: - Ручки мои, ручки, вы проснулись?

Д: - Да, проснулись!

У: - Ножки мои, ножки, вы проснулись?

Д: - Да, проснулись!

Учитель и дети: - Глазки видят! (подставляем ручки к глазкам, смотрим в разные стороны)

Учитель и дети: - Ушки слышат! (подставляем ручки к ушкам, вертим головкой – слушаем)

Учитель и дети: - Ручки хлопают!

Учитель и дети: - Ножки топают!

Учитель: - Все мы проснулись и вместе собрались (дети берутся за руки). И Елена Валерьевна здесь (показываю на себя, дети показывают на меня)!

Учитель и дети: - И Анюта здесь (Анюта показывает на себя, а дети на Анюту)!

Далее перечисляем по именам всех присутствующих детей.

Учитель: - А кого с нами нет, ребятки?

Дети: - Егор не пришёл!

Учитель: - Егорка заболел. Давайте все вместе мысленно пожелаем Егорке скорейшего выздоровления!

· Спустя две недели наша встреча проходит так:

Мы с детками встаём в круг, берёмся за руки.

Учитель: - Кого сегодня нет с нами, ребятки?

Дети: - Полины.

Учитель: - Что мы пожелаем Полиночке?

Дети озвучивают свои пожелания.

Учитель: - А что бы вы пожелали вашим одноклассникам, которые собрались сегодня в классе?

Дети желают друг другу здоровья, хорошего настроения, быть внимательными на уроках….

· А ещё в эти утренние минутки мы поздравляем наших именинников с Днём рождения.

· Иногда я читаю деткам стихотворение, иногда мы обсуждаем школьные новости и происшествия, иногда мы поём песню…

Детям очень нравятся такие приветствия, они спешат в школу, боясь опоздать на утреннюю десятиминутку.

В конце учебного дня я обязательно провожу рефлексию, главные вопросы которой звучат так:

· Что нового вы узнали сегодня в школе?

· Что вам особенно понравилось и запомнилось?

· Что не понравилось?

· С каким настроением вы уходите сегодня домой?

Глава 3. « Солнышко на ладошке.…»

Конец декабря. Мои первоклашки ещё не умеют толком писать, а мне так хочется узнать, какое сложилось у них отношение к тем или иным школьным предметам.

Придумываю тест (по аналогии с тем, что существует у психологов):

1. М (математика)


2. Ч (чтение)


3. П (письмо)


4. О (окружающий мир)

- Ребятки, сегодня вы побываете в роли учителей. А оценить вам предстоит некоторые школьные предметы. На ваших листочках они обозначены заглавными буквами. Как вам кажется, какой школьный предмет спрятался за буквой М?

- Молодцы! Это математика!

- Что обозначает буква Ч? (П, О)

- Сосчитайте, сколько звёздочек стоит рядом с названием каждого предмета.

- Послушайте внимательно, что предстоит вам сделать. Если вам очень нравится предмет, нравится всё, что происходит на уроке…, то вы закрашиваете все пять звёздочек любым цветным карандашом. Если что – то не нравится чуть – чуть, то закрасьте четыре звёздочки. Если на этом уроке вам всё кажется очень трудным, но интересным, закрасьте три звёздочки. Если вам бывает трудно и неинтересно, вы закрасите две звёздочки. А если вам совсем не хочется приходить на этот урок, закрасьте лишь одну.

- Вам понятно задание?

- Хорошо. Тогда давайте попробуем оценить урок математики.

- Получилось? Молодцы! Продолжаем.

Для чего нужен такой тест в середине первого класса? Попробую объяснить. Передо мной листочек Оленьки - напротив математики две закрашенных звёздочки. Я ожидала такой результат – последние контрольные и проверочные работы этой девочки выполнены очень слабо. Напротив чтения у Андрюши тоже две звёздочки – Андрюша единственный в классе, кто пока так и не научился читать. Радует окружающий мир – почти у всех пять закрашенных звёздочек….

Я давно убедилась в том, что как только ученик начинает испытывать затруднения на том или ином уроке, у него начинает пропадать интерес к предмету, интерес к учению, интерес к школе. Ученик становится «неуспевающим». Можно ли избежать этого? Да.

Я использую на своих уроках различные ситуации, позволяющие вернуть ребёнку веру в свои силы.

Понятия «дифференцированное обучение» и «ситуация успеха» знакомы каждому педагогу. Я познакомлю Вас с приёмами, которые использую в работе с моими маленькими учениками.

· Эмоциональная поддержка.

Нет ничего радостнее, чем видеть расплывающуюся по лицу улыбку маленького человечка. Дарите себе такие минуты радости – не скупитесь на похвалу своим ученикам! Не проходите мимо их самого мизерного успеха, тогда он выльется в огромное достижение.

«Молодец!» «Умница!» - это стандартный набор комплиментов нашим ученикам. А вы не пробовали так: « Андрюша, ты сегодня сам прочитал целое предложение! Это достижение! И я верю в то, что завтра ты прочитаешь ещё больше!» «Женечка, своим ответом ты подарил мне радость!» «Знаешь, Оленька, вчера ты решила все примеры без ошибок, и целый вечер я ходила счастливая!» « Ребятки, Саша написала стихотворение о нашем походе в музей. Я горжусь тобой, Сашенька!» «Федя, твой ответ поразил меня. Я хочу пожать тебе руку!» « Спасибо, тебе, Вова, за твою сегодняшнюю работу в классе!»…

Работа на уроке кипит - каждый хочет быть отмеченным учителем! И будет отмечен непременно!

· Солнышко на ладошке.

Улыбающееся солнышко – это эмблема нашего класса. Маленькие копии этой эмблемы, похожие на медальки, предназначены для особых случаев. И так здорово, что таких случаев бывает много! Такие солнышки – медальки я вручаю деткам за доброе отношение к окружающим: Алёша сначала помог, а потом научил завязывать шнурки Даниле; Машенька помогла Варе помыть портфель, в котором пролился сок; у Полины закончилась тетрадка по математике, Лада с радостью одолжила ей новую; Вероника с Артёмом помогли гардеробщице развесить упавшие на пол пальто; после уроков Арсений объяснял девочкам, как решить задачу по математике…

· Уроки взаимопомощи.

Такие уроки я провожу после проведения контрольных работ. Класс разбивается на группы, в которые объединены ученики, испытавшие затруднения при выполнении того или иного задания (в течение урока ученик может переходить из одной группы в другую). В каждую группу назначается консультант, который поможет ребятам справиться с трудностями (консультантом может быть любой ученик, который правильно выполнил то или иное задание – это как раз ситуация успеха для «слабых» детей). Ребята исправляют ошибки в заданиях и выполняют аналогичные. В конце занятия обязательная рефлексия:

- Какие трудности были в работе?

- Что вам удалось?

- Поднимите руку те, кто сумел понять и исправить все свои ошибки.

- Уважаемые консультанты, за что вы можете похвалить участников своих групп?

· Уроки партнёрства.

На такие уроки я выбираю себе помощников из числа отстающих учеников. Даю ребёнку возможность побывать в роли учителя – мы вместе готовим задания для урока, подготавливаем объяснение материала, с которым мой помощник обратиться к своим товарищам: ребёнок, слабо читающий, подготовит маленький фрагмент произведения для чтения; ребёнок, испытывающий проблемы в русском языке, подготовит для ребят знакомство с новыми словарными словами; кто – то будет решать вместе с ребятами задачу…

Детям очень нравятся такие уроки – когда маленький ученик чувствует и понимает, что ему оказывается доверие, он всеми силами своей детской души будет стараться это доверие оправдать. Кроме того, давно известно, что лучше всего усваивается та информация, которая осмыслена и передана другим.

· Самооценка и взаимооценка.

Каждую пятницу мы подводим итоги недели. Обсуждаем наши неудачи и достижения.

- Ребятки, есть такие, кто хотел бы себя за что – то поругать?

- Молодец, Арсений, ты правильно подметил свои ошибки!

- А за что вы можете похвалить Арсения, ребята?

- А я похвалю Арсения за….

Может сложиться впечатление, что в моём классе нет детей, которые бы не успевали. Конечно, есть такие детки. Но в моём классе нет таких детей, которые не стремились бы стать лучше, нет детей, которые не хотят ходить в школу, нет детей, которым бывает скучно на уроках.

Глава 4. « Спокойствие! Только спокойствие!»

Начало четвёртого урока. На моих малышей начинает наваливаться усталость – читаю это в глазках, в позах, в движениях… Большинство деток уже научились справляться с капризами – что делать - жизнь есть жизнь, а есть детки, которым очень трудно совладать со своими эмоциями. Нужно успеть предотвратить «взрыв эмоций» (Егор начнёт кричать, Петя может залезть под парту, Вова может ударить соседку…) – я немного пожертвую учебным материалом (догоню, успею), но жертвовать психическим здоровьем учеников никак нельзя, тем более, что в классе есть детки, у которых оно уже подорвано. Чтобы разрядить нервное напряжение, я использую некоторые приёмы (помимо обязательных физкультминуток).

· Минутка отдыха. Вот как она проходит у нас в классе:

- Ребятки, давайте немножко отдохнём! Сядьте удобно, положите на парту головки и закройте глазки. А я почитаю вам стихи под музыку! ( Можно просто послушать музыку, можно просто послушать стихи, а можно просто посидеть в тишине. Как правило, одной – двух минут вполне достаточно для того, чтобы дети пришли в себя)

· Неожиданная эмоциональная разрядка.

- Ребята, посмотрите в окно! Первый снег! (Как красиво ложатся на землю листья! Как ветер играет ветками деревьев! Как вороны делят краюшку хлеба! Какими красивыми красками расцвечено небо! И т.п.)

· Прокричи о своей усталости! ( Этому приёму я научилась у психологов)

- Ребятки, сейчас я подброшу вверх мягкую игрушку – кубик. Пока он летит вверх и падает, я разрешаю вам кричать, можно громко, если хочется! Но как только игрушка коснётся пола, вы должны замолчать. Договорились? (Можно повторить, но не более трёх раз.)

Очень действенный способ для эмоциональной разрядки и снятия психического напряжения!

· Командировка.

Попросите ребёнка, чьё состояние находится на грани нервного срыва, сходить за мелом в канцелярию или отнести справку в медицинский кабинет (придумайте для него командировку, но обратите внимание на то, что место, куда Вы посылаете ученика с поручением, должно находиться недалеко от класса, где проходит урок, поход не должен содержать никаких опасностей для ребёнка) Такая «командировка» не займёт много времени, но позволит ученику отдохнуть.

· Игра «Верим – не верим»

Вижу, что мой Петя готовится к тому, чтобы залезть под парту. Петя устал.

- Ребятки, у нас есть минутка, чтобы поиграть. Петя будет водить.

- Вставай, Петя, к окошку и рассказывай, что ты там видишь. А мы будем говорить «верим» или «не верим»!

- Я вижу собаку!

- Верим!

- Я вижу летающую тарелку!

- Не верим!

Игра займёт две – три минуты, но позволит деткам отдохнуть.

· Любование.

Этот приём позволяет не только отвлечься на уроке, но и развивает речь учащихся, пополняет словарный запас.

- Посмотрите, дети, какую веточку (камешек, листочек, стёклышко, железку и т. п.) я нашла сегодня, когда шла в школу!

- Давайте придумаем слова, чтобы его описать её!

Возможно, кто – то возразит мне: « Такие игры отнимают на уроке драгоценное время. Программа и так насыщена, дорога каждая минута!» Да, это так! Но, наверное, вы обращали внимание на то, что порой последние уроки больше похожи на монологи учителя. В погоне за выполнением учебной программы, учитель не обращает внимания на то, что не все дети его слышат, не все уже понимают, о чём он вещает, а у некоторых его речь уже вызывает раздражение. Поверьте, несколько минут, затраченных на отдых детей, позволят вам успеть на уроке даже больше, чем вы запланировали!

Глава 5.« В нашем классе жадина! Или день подарков"

Ох, как нелегко в нашем современном мире воспитывать в детях такое качество личности, как щедрость – уж больно сложные экономические времена переживает и страна, и каждая отдельная семья. Да и не модно, к сожалению, стало чем – то делиться! А мне так хочется, чтобы мои детки, которым предстоит вместе пройти немалый отрезок жизненного пути, не сплоховали, не повернулись спиной к товарищу в ответ на его просьбу поддержать, выручить, поделиться.

- Елена Валерьевна, у меня сломалась ручка! – со слезами на глазах кричит с последней парты Володя.

- Володенька, ничего страшного, не переживай, мы обязательно тебя выручим – говорю я и продолжаю: « Ребятки, кто одолжит Володе ручку?»

В ответ тишина. Моя малышня попрятала глаза. Я в растерянности. У меня полно ручек в стаканчике на столе, но как же мне хотелось, чтобы дети поддержали одноклассника! («Нужно будет обязательно поговорить об этом с родителями на собрании!» - думаю про себя)

- Володя, подойди ко мне, пожалуйста, я с удовольствием одолжу тебе ручку!

В конце дня, на рефлексии, я скажу своим детям: « Знаете, ребята, сегодня я пойду домой огорчённая. А огорчило меня одно происшествие на уроке письма. Как вы думаете, что могло меня расстроить?»

А завтра утром я прочитаю им рассказ В. Осеевой «Синие листья»:

У Кати было два зеленых карандаша. У Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зеленый карандаш!

А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси еще брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена.

- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

- Ну что ж ты? Бери!

- Не надо, - отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зеленого нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

- Я ей давала, а она не берет.

Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

А в ближайшую пятницу мы устроим «День подарков!» Вот его описание.

За несколько дней до праздника делаю деткам объявление:

- Всех, кто любит получать подарки, приглашаю принять участие в необычном празднике! Есть желающие? ( «Да!!!» - дружный хор голосов).

- А кто любит дарить подарки? ( Не очень уверенно потянулись вверх ручки моих малышей…)

- В пятницу мы будем принимать подарки и дарить подарки друг другу. Покупать подарок для товарища не нужно, его можно принести из дома или сделать своими руками. Наверняка, в ваших коллекциях игрушек и сувениров есть такие, с которыми вы уже наигрались, но которые могут доставить радость другому ребёнку, правда? Но к выбору подарка нужно подойти очень внимательно и ответственно: спросить разрешения у родителей, объяснив им, для чего вам потребуется игрушка; выбрать такую игрушку, которая не сломана и не испорчена временем. А ещё вы должны придумать слова, с которыми вы преподнесёте подарок своему однокласснику или однокласснице. И те слова, с которыми вы примите подарок.

А ещё нужно заранее договориться о том, кому каждый будет свой подарок вручать. Я приготавливаю мешочек с записками, на каждой из которых написаны имя и фамилия. Вытащив из мешка записку, ребёнок определяет, кому он должен приготовить подарок.

· Вот и пятница, вот и праздник!

- Миша! Я хочу подарить тебе вот этого забавного медвежонка. Его зовут Тихоня. Тихоня умеет хранить секреты и исполнять желания. Пусть мой подарок принесёт тебе радость и удачу!

- Спасибо, Вероника! Мне очень понравился твой подарок!

Так светло и радостно становится в классе от каждой детской улыбки!

Глава 6. «Сегодня - непримиримые враги, завтра – лучшие друзья»

Новое школьное утро. Я готовлюсь к уроку, мои малыши потихоньку заполняют тишину своими звонкими голосами. Вдруг до моего слуха доносятся звуки какой – то возни, пыхтения, приглушённого какого – то рычания. «Елена Валерьевна! Яша и Вадик опять дерутся!» - это крики очевидцев доносятся из школьного коридора, куда я уже спешу. Красные, злющие, сжимающие кулаки, нападающие друг на друга с какой – то совсем не детской отрешимостью. Это мои мальчишки, это ученики первого класса. Пытаюсь выяснить, что случилось, что побудило к драке. «Он мне не нравится! Просто так! Чтобы знал» - слышу в ответ. Я давно заметила их непримиримость друг к другу, нежелание общения. Похоже, в моём классе есть два человека, претендующие на роль лидера, и своё право на лидерство они решили отстаивать кулаками и явно выраженной неприязнью друг к другу. Оба сильные, умные, активные, интересные… «Вот бы им подружиться!» - с этой мыслью я живу несколько дней, а потом решаюсь попробовать сблизить мальчишек хоть чуть – чуть.

· Уроки закончились. Мои ребятишки разошлись: кто – то отправился домой, а кто – то в группу продлённого дня. Я решила обновить наш классный вернисаж – одна из стен нашего класса украшена детскими рисунками в рамках, время от времени мы меняем экспозицию, заменяя рисунки – работа кропотливая, отнимающая много времени. Я отправляюсь в ГПД и обращаюсь к воспитателю с просьбой отпустить со мной двух мальчиков, которые будут помогать мне в работе. Желающих много, но сегодня я возьму с собой Яшу и Вадика. Мальчишки рады, единственное, что их огорчает – перспектива совместной работы – брошенные друг на друга сердитые взгляды рассказали мне об этом. А я делаю вид, что ничего не заметила.

· Объясняю мальчишкам фронт их работы – нужно аккуратно открыть держатели на рамке, достать рисунок, заменить его на новый, держатели закрыть. Предлагаю им работать по цепочке: один открывает, другой меняет, а я буду закрывать. Не соглашаются. Каждый хочет всё сделать сам. Пожалуйста! Начинаем работать. Тишина. Скучно. «А знаете, мальчишки, людям всегда песня в работе помогает. Давайте будем петь!» Тишина. Я запеваю песню, которую они разучивали ко Дню Учителя и пели на праздничном концерте: «У меня который год кашалот живой живёт…» Первый куплет пою одна, потом допускаю какую – то ошибку в словах, на что мальчишки реагируют мгновенно: «Не так, Елена Валерьевна, там вот так надо…» Песню допеваем вместе. Тем временем замечаю, что мальчишки, сидящие с работой в разных концах класса, уже поглядывают друг на друга, отмечая проделанную товарищем работу. Работать в одиночку неудобно – рисунки падают, смешиваются, однообразие работы начинает утомлять. «Может, попробуем цепочкой. Мне кажется, так будет быстрее и веселее» - снова предлагаю я. «Я согласен!» - говорит Вадик. «Давайте!» - не спорит Яша. Пытаюсь завести разговор на «мальчишеские» темы - рассказываю о том, какую модель самолёта собирали в выходные с сыном из конструктора «Лего» - тема благодатная, здесь есть, чем поделиться, и мои мальчишки вступают в беседу. Я замолкаю, а разговор между ними продолжается. Работа кипит, обсудив модели «Лего», мальчишки делятся способом прохождения третьего уровня в какой – то компьютерной игре… Я улыбаюсь. Улыбаюсь с надеждой, что завтра они войдут в класс друзьями!

Глава 7. «Мы все такие разные…»

Вдруг слышу в коридоре нестерпимо обидные слова, летящие в спину Илана – нашего новенького мальчика, приехавшего с родителями в Петербург из Махачкалы. Сердце сжимается. Где же потерялись мои слова, с которыми я обращалась к детям на уроке толерантности, когда мы говорили об уникальности каждого народа и красоте каждого человека, представляющего свой народ, когда я рассказывала им, как в годы Великой Отечественной войны плечом к плечу сражались солдаты разных национальностей во имя одного общего дела, слова моего рассказа о том, как тепло принимали в разных республиках наших ленинградцев, замученных блокадой? Потерялись мои слова. Как горько и стыдно за детей, как обидно за маленького Илана, плечи которого опустились под тяжестью обиды.

Сегодня мне придётся смотреть в глаза Джавата Илановича и Тават Цайлабовны - родителям мальчика – смотреть со стыдом и горечью. Смогу ли я найти слова для того, чтобы погасить обиду? Почему мы, воспитываясь в советских школах, всегда с интересом и особым вниманием (никогда с враждой и ненавистью) относились к ребятам других национальностей? Может, потому, что были школьные праздники и фестивали « Дружбы народов», о жизни ребят из других стран мы узнавали из детских журналов, которые были обязательным атрибутом воспитания в каждой семье. Вспоминается организация «КИД» (клуб интернациональной дружбы), подарившая нам друзей из разных стран на долгие годы. Время вернуться к утерянным традициям, и я попробую сделать первый шаг.

· - Уважаемые Джават Иланович и Тават Цайлабовна! Я очень сожалею о той обиде, которую нанесли дети Вашей семье, я приложу все усилия для того, чтобы это никогда не повторилась. Я от имени ребят прошу у Вас прощения.

- Я хотела бы пригласить Вас в гости в наш класс. Думаю, что рассказ о вашем прекрасном трудолюбивом народе понравится ребятам и поможет изменить отношение ребят к Илану. Подумайте, пожалуйста!

Я жду несколько дней, почти не надеясь на положительный ответ, когда Тават Цайлабовна вдруг спрашивает: «Можно приготовить для ребят угощение?» « Это будет здорово!» - отвечаю я. И мы начинаем вместе планировать наш будущий праздник, намечаем дату проведения.

· Ребята расселись по кругу, с нескрываемым любопытством они ждут начала праздника. Звучит народная лезгинская музыка (семья Илана – лезгины), в класс в национальных костюмах входят наши уважаемые гости. «Ух!» - этот первый вздох восхищения вырывается у моих девчонок и мальчишек. Илан читает стихи на лезгинском – слова не понятны, но в осанке, звучании речи, во взгляде читается гордость за свой народ, за свою Родину.

И только смолкла музыка стихотворения, зазвучала другая музыка, сразу проникающая в сердце – Джават Иланович заиграл на зурне – музыкальном инструменте, похожем на флейту. Музыка наполняет класс, в глазах ребят – нескрываемый восторг! Под звуки зурны потекла плавная, как походка горянки, речь – Тават Цайлабовна рассказывает об истории лезгинского народа. Смолкла зурна, через мгновение тишины мои дети начинают аплодировать, не жалея маленьких ладошек.

Но вот следующий сюрприз: вновь звучит музыка (диск) – это знаменитая «лезгинка». На середину класса вихрем врывается наш Илан и начинает танец, красоту которого трудно передать словами.

Восхищение, уважение, радость читаю в глазах детей. Как они красивы в эту минуту!

Наши гости не перестают удивлять моих малышей – мальчишки с замиранием сердца ощупывают ножны старинного кинжала, девочки перебирают в руках украшения из серебра. А Тават Цайлабовна угощает всех сладостями, которые приготовила сама.

«Спасибо!» , «Приходите к нам ещё!», «А можно пригласить Илана в гости?» Так провожают мои ребята гостей. И другое: « А моя бабушка татарка, можно ли её пригласить в наш класс?» «А давайте пригласим и моего дедушку, когда он приедет погостить из Украины!» Я радуюсь. Мы все такие разные, но мы вместе жители одной большой Земли, мир на которой пусть будет вечным!

Глава 8. « Письма ученикам»

Идея писать своим ученикам письма пришла мне тогда, когда мы отправились с детьми на экскурсию в Музей связи. В одном из залов, представляющих почту, детям предложили написать письмо родителям и отправить его прямо отсюда – главной почты города. Дети принялись за работу, старательно выводя на полученных конвертах свои адреса, заполняя почтовую бумагу рисунками и обращениями к дорогим мамам и папам. Невольно заразившись детским интересом, я тоже решила написать письмо Антону – мальчику, который не смог поехать с нами на экскурсию. Этот ребёнок в моём классе особенный – замкнутый, настороженный, трудно идущий на общение. Мне очень хочется подружиться с мальчиком, но при выраженном ко мне уважении, я не чувствую ответного желания дружбы ко мне или к одноклассникам.

Я начинаю писать, строчки бегут: пишу о том, что мы с ребятами очень жалеем об отсутствии Антоши на экскурсии, при этом обещая, что мы обязательно поделимся с ним всеми полученными впечатлениями и что мы даже приготовили для него небольшой подарок – марку с изображением главной почты Петербурга… Пишу о том, что будет здорово увидеться завтра в классе – Антон порадует нас всех своим великолепным чтением, слушать которое – одно удовольствие, ведь никто из ребят не может изобразить героев в лицах так, как это делает Антон. Пишу о том, что мы все будем болеть за Антона, которому предстоит выступать на шахматном турнире за наш класс, интересуюсь, как продвигается работа по сборке парусника, который Антоша собирает вместе со старшим братом… Пишу. Мои дети уже давно отправили письма родителям и обступили меня, с любопытством заглядывая через плечо. «Ребятки, я писала письмо Антону, который не смог поехать с нами на экскурсию. Может, вы хотите что – то добавить?» - говорю я. «Да!» - и обратная сторона моего послания расцвечивается рисунками и «приветами» детей. Договариваемся с ребятишками, что это наш сюрприз для Антоши.

Прошла неделя. Заходит в класс мой Антошка, взволнованный, с улыбкой на лице, сжимает в руках конверт – к моему столу: «Спасибо, Елена Валерьевна!» И рассказывает про парусник, про сбежавшего хомячка, которого искали всей семьёй два дня, про только что прочитанную книгу…

Глава 9. «Заключение. Памятка для учителя»

Сейчас я хочу ещё раз вернуться к словам необыкновенно талантливого учителя, подарившего своим ученикам незабываемые уроки физики и незабываемые уроки жизни, к словам Милитины Васильевны Барышниковой, послужившими эпиграфом моему повествованию: «Так важно, чтобы человек получил кусочек счастья хотя бы в детстве …» И, продолжая мысль, Милитины Васильевны, хочу обратиться к своим уважаемым коллегам:

Дорогие друзья!

Дарите своим ученикам счастье!

Хочу предложить Вашему вниманию памятку, которую составила для себя и советам которой стараюсь следовать вот уже 16 лет:

1. Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, плохого настроения....

2. Помни! Ты нуждаешься в учениках так же, как они нуждаются в тебе каждый день, каждый урок!

3. "Смертельный грех учителя - быть скучным", - так сказал И.Ф.Гербарт. Постарайся сделать каждый свой урок незабываемым для ученика!

4. Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестаёт интересоваться предметом. Старайся поддерживать огонь любознательности в душе ученика!

5. Ученик перестанет делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.

6. Слово - это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребёнке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!

7. Не проходи мимо детских слёз! То, что под час кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир!

8. Ученик - это "пришелец" из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача - учить и воспитывать. Пусть на смену выражению "ваш ребёнок" придёт выражение "наш ребёнок". Родители это обязательно оценят!

9. Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!

10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся, открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще!


Дорогою добра. Записки классного руководителя.

Назад в раздел