Автор: Леонтьева Ольга Михайловна, учитель химии ГБОУ гимназии № 105 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Работа с современной молодежью требует принципиально нового подхода по сравнению со сложившимися традициями педагогической практики. Подрастающее поколение находится в потоке информации из различных источников. Получаемые знания необходимо систематизировать, вычленять главное и направлять в нужное русло. Одна из основных целей школы – научить ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) актуализируют умение учителя проектировать учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить достижение обучающимися не только предметных, но и метапредметных и личностных образовательных результатов.
Разрабатывая урок, преподаватель не должен забывать, что его задача – дать фундаментальные и одновременно легко применимые на практике знания. И в зависимости от группы, уровня обученности и обучаемости детей, их эмоционального состояния выбирать соответствующие методы и приемы.
Эффективной технологией активного обучения является игровая. Ниже приведена технологическая карта урока, относящегося к типу «Деловая игра», используемая мной в педагогической практике.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 9
Ведущая технология: метод проектов.
Форма работы: групповая и индивидуальная работа.
Тема: "Производство серной кислоты контактным способом". |
Тип: деловая игра. |
||
Задачи. 1. Усвоение нового и закрепление старого материала по теме: " Подгруппа кислорода. Соединение серы VI. Химическая технология как наука". Систематизация знаний школьников о технологии получения, переработке и применении серной кислоты.
2. Формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.
3. Способствование развитию экологического, политехнического образования, профессиональной ориентации учащихся.
4. Активизация самостоятельной деятельности учащихся, формирование умений и навыков подготовки сообщений, презентаций на основании самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, публичных выступлений.
5. Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения.
6. Воспитание ответственного отношения к делу. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные – Систематизировать знания о технологии получения и применении серной кислоты. _ Расширять политехнические знания на примере «Основные закономерности химических реакций» – Способствовать профессиональной ориентации учащихся. – Игра является средством развития и самореализации учащихся; вовлекает в творческую деятельность, побуждает к самосознанию, создает условия для общения, для реализации творческой активности через ролевое экспериментирование. Учащиеся должны отработать и усвоить основные стадии получения серной кислоты и её применение в народном хозяйстве. Знать технику безопасности при работе с серной кислотой.
|
Метапредметные ·формируют умения и навыки в поиске, отборе, структурировании информации; моделирование изучаемого материала;
·позволяют устанавливать логическую взаимосвязь между элементами изучаемого материала;
· формируют умение слушать и понимать партнера;
·обеспечивают возможность вести дискуссию, грамотно выражать свои мысли.
· позволяют управлять познавательной и учебной деятельностью ученика через постановку цели, планирование, корректировку действий при выполнении задания. |
Личностные · формируют ответственное отношение к учению, готовность к самообразованию; · формируют осмысленное отношение к учебе, связывая учебные действия с реальными жизненными целями и ситуациями; ·формируют устойчивый учебно-познавательный интерес к учению; · формирование основ экологической культуры. · изучение темы позволяют подчеркнуть связь теории и практики |
|
Межпредметные связи: · позволяют формировать у учащихся осознанный подход к познавательному процессу, гибкость мышления, глубину знаний; · способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности и интереса к природе; · расширяют кругозор учащихся за счет познания межпредметного взаимодействия. |
|||
|
|
|
|
Ресурсы урока |
|
Для учителя: · Рабочая программа Н.Е. Кузнецова, Н.Н.Гара «Химия 8-9 класс». · Пособие для учителя.
|
Для ученика: · базовый учебник: Н.Е. Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара 9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. - М., «Вентана-Граф» 2018 г. · рабочая тетрадь · дополнительная литература · Интернет · ноутбук · презентация, выполненная учащимися · экспозиция продукции предприятия: минеральные удобрения, коллекция «Металлы», спички, изделия из пластмассы, краска, кислоты и др. |
Ход урока |
|
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности |
|
I. Подготовительный этап: 1 учитель продумывает ход игры, игровые роли, возможные варианты выступлений участников. 2 учитель разъясняет ученикам цели, задачи, правила игры, структуру производства. 3. Подготовка участников педагогической игры: распределение ролей по желанию среди всех учеников класса в соответствии с профессиями и должностями, задействованными в технологическом процессе, а также других специалистов, заинтересованных в данном химическом производстве. 4. Организация игрового пространства и установление временных рамок. 5. Консультирование учителем учащихся в процессе подготовки к игре. Создание единой презентации химического предприятия на основании домашних презентаций учащихся. |
I. Подготовительный этап: Самостоятельное ознакомление и изучение учащимися технологического процесса, включая химические, экологические, экономические и другие аспекты химического производства. Повторение ранее пройденного материала по заданной теме. Подготовка учащимися выступлений и презентаций, согласно выбранным ролям.
|
Актуализация необходимых знаний |
|
Вводное слово учителя. Продолжительность игры – 45 минут. Игра проходит в виде производственного совещания, на котором выступают специалисты – учащиеся. Записывают число, тему урока в тетрадь, знакомятся с задачами урока. |
Представляют стадии технологического процесса, доказывая верность своих решений, отстаивая свое мнение. Таким образом происходит усвоение материала, пройденного на уроках и самостоятельно. В конце игры принимается решение о целесообразности и рентабельности данного производства, основанное на доводах «производственников» и «инвесторов». |
Организация познавательной деятельности (ролевой этап урока). Ход игры через деятельность ученика. |
|
|
На уроке учащиеся представляют предприятие по производству серной кислоты. 1. Вступительное слово инвесторов о возможном вложение денежных средств в предприятие, т. к. его продукция имеет большое значение для народного хозяйства. 2. Вступительное слово директора предприятия о структуре предприятия и его заместителю. Замдиректора рассказывает о формуле, строении серной кислоты, о возможностях данного предприятия. 3. Работа цеха по переработке серного колчедана (I сдадия). · инженер-технолог-предлагает промышленный способ переработки колчедана и получение сернистого газа, условия протекания реакции; · аппаратчик – рассказывает о работе печи с «кипящим слоем». 4. Работа цеха по производству оксида серы VI (II стадия): · инженер-технолог- предлагает промышленный способ переработки сернистого газа и получение оксида серы (VI), условия протекания реакции, отмечая динамичность процесса и внутреннюю противоречивость химической реакции; · аппаратчик – рассказывает о работе аппаратов II стадии производства; 5. Работа цеха по получению олеума: · инженер-технолог – рассказывает о переработке оксида серы (VI) и получении олеума, отмечая условия, необходимые для осуществления этой стадии. · аппаратчик – рассказывает о работе аппарата (поглотительная башня) II стадии производства отмечая внутреннюю противоречивость химической реакции; 6. Инженер по технике безопасности рассказывает о правилах поведения на химическом производстве, о технике безопасности при работе с кислотой; 7. Эколог – рассказывает о веществах которые не синтезируются и не усваиваются в природном круговороте. Предлагает способы разрешения экологических проблем — использование технологических схем, сводящих к минимуму загрязнение атмосферы; 7. Маркетолог – представляет продукцию, которую можно изготовить на основе серной кислоты; 8. Выступление врача предприятия о первой медицинской помощи при производстве кислоты, расширяет знания об использовании лекарственных препаратов, используемых в медицине. |
Рефлексивно-оценочный этап |
|
Учитель предлагает учащимся проанализировать деловую игру (самоанализ) и внести предложения по усовершенствованию игровой деятельности. |
В конце производственного совещания инвесторы задают вопросы производственникам (вопросы-повторение изученного материала). Производственники отвечают на вопросы инвесторов. Директор предприятия вместе с инвесторами подводят итоги совещания (вывод). Вывод: предприятие выпускает важную для страны кислоту, полученные на её основе продукты находят огромное практическое применение в народном хозяйстве и жизни человека. Необходимо обратить внимание на поиски новых дешёвых сырьевых баз, на обеспечения безопасной работы предприятия и охране окружающей среды. Учащиеся-производственники вносят свои предложения по удешевлению производства и его продукции. |
Подведение итогов |
|
Учитель выставляет оценки участникам, включающие в себя подготовительный и ролевой этапы урока. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
При этом использована дополнительная литература учителем:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. СПб: СПбГУПМ, 2003.
3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С, Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
5. Шилов К.В. Классификация инноваций // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 82-85