Поиск по сайту

Особенности работы над ученическим проектом на этапе выбора темы

Автор: Цвигун Оксана Михайловна, заместитель директора по ИТ, учитель физики ГБОУ Лицей №101 Выборгского района Санкт-Петербурга


        В 2020 году обучающиеся 9 классов в качестве зачетной работы обязательно и все защищают проект. Темы проектов в комментариях не нуждаются. Изобретаем велосипед. Возможно в этом есть вина предметников, методистов, кураторов.
        Все годы после перехода на ФГОС регионы и конкретные образовательные учреждения разрабатывали собственные требования к проектам, взяв за основу работы теоретиков педагогики. Но там, как говорится, выдергивают фразы из контекста кто во что горазд. За последние 3 года сама лично выслушала на курсах повышения квалификации не менее 5 разных вариантов работы над проектами и исследованиями.
        По факту в школах реальной проектной и исследовательской деятельностью занимаются учащиеся в рамках конкурсов и олимпиад, а это единицы! Большинство ребят в классах именуют этим словом любую учебную работу (например, корявенький рисунок, короткое сообщение по информации, найденной в интернете, без собственной трактовки и выводов). Примерно треть учеников в каждом классе не выполняет никаких заданий, проектных тоже.
        Поскольку новые ФГОС требуют обучать детей делать проекты - стали обучать... фиксируя эту работу только на бумаге. Большинство школьных учителей не смогли переломить абсурдность ситуации: научить проектам, когда нет выделенных часов и конкретных требований; отсутствует желание учеников прилагать усилия для достижения цели; самим педагогам не хватает теоретической подготовки, жаль заваливать лишней работой добросовестных учеников, без того загруженных по всем предметам. Причины можно продолжать до бесконечности.
        Знаю несколько школ и гимназий, где исследованиями занимаются не на бумаге, работа там ведется очень давно, тщательно. Тьюторство, кураторство там предполагают не только редактирование готовой работы (написанной где-то), а выбор и формулировку темы и возможных методов исследования. Уверена, что именно этот этап является самым трудным как для ребят, желающих заниматься исследованиями, так и для педагогов.
        С чего же начать? Где взять тему проекта или исследования?
Формирование УУД не в отрыве от предметного содержания приводит нас к тому, что учитель, рассматривая область применения знаний, и является первичным источником возможных тем или направлений исследования. Темы могут/должны? уточняться методистами (предметниками или общего направления). Это означает скрупулёзное отслеживание навыков детей и их продвижение по образовательной программе.
        Методы исследования должны быть освоены к моменту формулировок. Более того, создание и уточнение тем должно поддерживаться новыми, освоенными методами исследования и развиваться в ходе освоения как знаний, так и новых методов. Формируется, своего рода, лестница, для облегчения подъема по которой ступеньки делаются небольшие и под каждую ногу. Только тогда будет реализоваться та самая необходимость знаний, про которую нам говорит ФГОС.
Итак:
   1. Берем образовательную программу и отслеживаем те умения и навыки, которые ребенок должен был приобрести к началу исследования.
   2. Уточняем область, в которой возможно исследование. Помним - интересно то, что получается. Создание атмосферы успешности немаловажный фактор.
   3. СОВМЕСТНО определяем тему и, сразу же, методы исследования.
Помните: «Дети сами должны сформулировать тему урока». Только создав у них ситуацию недостатка знаний, мы будем естественным путем получать эту тему. Аналогично должна развиваться ситуация и при формулировке темы исследовательской работы. Тогда не будет «прыжков через ступеньки», случаев, когда ребенку для объяснения результатов исследования необходим в начальной школе материал 10 классов, а при объяснении проблемы ребенок, неизбежно, теряется. Да и значимость такого исследования весьма сомнительна. За создание же данной ситуации необходимости знаний несут полную ответственность педагоги. Это они могут развернуть привычное, регулярно изучаемое таким образом, чтобы ребенок был в состоянии задать вопрос, высказать предположение. Это они могут, проанализировав имеющиеся у него опыт и исследовательский опыт, натолкнуть на их возможный синтез. Новыми на данном этапе могут быть методы исследования. Но, и в этом случае, основу должны составлять знакомые методы. Только тогда, опираясь на новую «ступеньку», ребенок сможет подняться на новый уровень.
Сама же способность создавать (формулировать) темы для исследовательских работ говорит об определенной квалификации педагога. Способность предвидеть практическую значимость предмета, использовать, а прежде развивать необходимые УУД и говорит о том, насколько преподавание, действительно, практико-ориентировано. И если все состоялось: обучающийся, необходимость знаний, педагог встретились в нужное время, то и будет естественным исходом не проект ради проекта, а исследование как метод дальнейшего обучения и развития.

                                Литература

   1. Выгодский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика,1991.
   2. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова.-М.: Просвещение , 2011.
   3. Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике.- М.: Просвещение,1991.
   4. Сергеев И.Г. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.:Просвещение,2004.

Поделиться:


Назад в раздел