Поиск по сайту

Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста - вдумчивый подход, позитивный педагогический опыт

Автор: Худякова Галина Петровна, инструктор по физической культуре ГБДОУ №133 Выборгского района Санкт-Петербурга


       

 Становление физической культуры личности человека начинается еще в раннем детстве с успешного двигательного опыта, формирования ценностного отношения к здоровью, стремления к физическому совершенству. Особенно важно это для детей имеющих отклонения в состоянии здоровья и развития, но, как правило, трудности достижения ими спортивных успехов уменьшают их желание и интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности. Диагностика детей с патологией речи выявляет у них отсутствие понимания и осознанного стремления к физической коррекции, совершенству. Проблема полноценной реализации личностных возможностей таких детей, коррекции их физического развития может решаться с помощью создания более комфортных условий для получения положительного двигательного опыта, увеличения познавательной и двигательной активности детей, анализа, осмысленности детьми собственной двигательной деятельности. Важно создать условия, при которых ребенок задумается над вопросами: «А какой Я? Сильный или ловкий, внимательный или быстрый? Каким я хочу стать? А как это сделать?» Необходимо создать условия, при которых механическое выполнение общих двигательных заданий перерастет в осознанное стремление к личному физическому совершенству. Именно в игровой двигательной деятельности присущей дошкольникам создаются наиболее комфортные условия для формирования универсальных учебных действий, формирования мотивации к дальнейшему обучению. Ведь ребенку свойственно с рождения использовать двигательные функции для того чтобы учиться - учиться ползать, ходить, достигать желанной цели. Задача педагога помочь ребенку осознать и освоить алгоритм умения учиться, совершенствоваться. Опытным путем в совместной двигательной деятельности необходимо учить детей ставить перед собой цель, находить средства и способы ее достижения, оценивать и корректировать результат деятельности. Важно акцентировать внимание ребенка на личном лучшем достижении и возможных перспективах! Основой этому могут стать физкультурные занятия, способствующие активному восприятию окружающего мира, формированию представлений и знаний, развитию физических качеств и способностей, проявлению волевых усилий. В поисках решения проблемы мы обратились к теме «Развитие физических качеств человека /быстроты, силы и др./» как наиболее доступных пониманию дошкольников.
           Цель работы - развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством усиления интереса к физическому совершенствованию, приобретению двигательного опыта.
Задачи:
  • формировать начальные представления детей о значении, тренировке физических качеств и двигательных способностей человека (быстроты, силы, ловкости, равновесия, меткости и др.)
  • создавать условия для формирования самосознания ребенка (самоанализа, самооценки, осмысленности двигательной деятельности)
  • развивать физические качества и двигательные навыки детей посредством разнообразия физических упражнений, игровых заданий и инвентаря
  • способствовать развитию психических качеств – внимания, мышления, речевых и коммуникативных навыков
План работы. Приложение № 1.
Раздел работы 1. Знакомство детей с теоретическим материалом по темам «Физические качества и способности человека (в спорте, в профессии)», «Тренировка», «Я хочу стать…»
Форма работы / содержание. 
        Беседа - обсуждение (сбор информации), игровые опыты. Презентация, наглядный материал содержит ответы на вопросы. Например: Что такое быстрота? В каких играх детям необходима быстрота? В каких профессиях взрослым необходима быстрота? В каких видах спорта спортсменам необходима быстрота? Как тренировать быстроту? Как соревноваться? Самоанализ личных качеств. Что я умею делать быстро? Зачем я хочу стать быстрым? Кем я хочу стать? Какие качества пригодятся? Кто из семьи, друзей самый быстрый?
Раздел работы 2. Практическая двигательная деятельность, совершенствование физических качеств детей
        Форма работы / содержание
Тематические физкультурные занятия, содержащие игровые и соревновательные задания, самостоятельная деятельность детей. Акцент на поиск способов совершенствования двигательных способностей, на мониторинг развития личных возможностей, достижение определенного результата. Например: Цель. Хочу, чтобы левая рука была такая же ловкая как правая. Способ. На занятиях буду учиться отбивать большой мяч левой рукой, так как умею правой. Дома как жонглер научусь подбрасывать яблоко и ловить левой рукой. Цель. Хочу быть сильным как мой брат. Способ. Буду учиться подтягиваться и отжиматься.
Раздел работы 3. Результат - мониторинг развития физических качеств, способностей.
Форма работы / содержание
Тестовые задания, самоанализ, досуговая деятельность.
         Итоговые презентации по развитию разных физических качеств (информационный материал для закрепления знаний детей, педагогов, родителей)
Двигательно-познавательная деятельность встраивается в текущий план физкультурных занятий, содержание соответствует основной образовательной программе по физическому воспитанию дошкольников. Из личного опыта - для детей логопедических групп эффективнее изучать одно качество в течение месяца, темы удобнее разрабатывать в соответствии календаря текущих событий и условий. Например, быстрота - «Тренировка легкоатлета» (октябрь, в содержании техника старта, челночный бег, эстафетный бег). Например, меткость - «Отважные военные» (февраль, в содержании метание в цель, прыжки в глубину в обозначенное место).
         В практическом опыте важно акцентировать внимание детей на осмысленности двигательной деятельности, совершенствовании личных двигательных умений и достижении определенного результата. В процессе занятий необходимо постоянно создавать условия для анализа двигательной деятельности, для проявления творческой двигательной активности. Например, предлагать детям следующие задания, вопросы.
  1. Кто быстрее начнет старт спортсмен с открытыми глазами или спортсмен с закрытыми глазами? А вы?
  2. Подскажите, какие предметы в зале, и каким образом можно использовать для тренировки меткости.
  3. Что нужно изменить в своих движениях метания, если изменилось расстояние до мишени, положение мишени. Проверьте.
  4. Насколько раз больше ты отбил мяч сегодня? Ты стал более ловким? Ты молодец? Да! Чему бы еще ты хотел научиться? Важно чтобы мониторинг личного роста способствовал дальнейшему стремлению к обучению и совершенствованию.
       А возможная проблема оценки личной деятельности неуверенных в собственных силах в группе детей разного уровня физического развития и подготовленности может и должна решаться с помощью педагогической оценки качества, а не количества, где в игровой соревновательной деятельности неуверенные и слабо подготовленные, но старающиеся дети получают дополнительные бонусы от педагога.
       Таким образом, педагог может способствовать развитию у детей умения ставить перед собой определенные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, оценивать результаты деятельности. В работе с детьми логопедических групп важно подключение к процессу родителей. Сбор информации по теме с возможностью в дальнейшем ответить на заданные вопросы ребенку желательно обсудить, обыграть дома. Таким образом, и родители имеют возможность задуматься над индивидуальным гармоничным развитием ребенка и своевременно поучаствовать в физическом воспитании детей. Итогом общей совместной деятельности стало не только углубленное и осознанное развитие необходимых физических качеств детей, но и педагогический опыт, создание методического материала для использования в будущем.
        Педагогическая деятельность по проблеме «Развитие физических качеств личности» помогает детям пройти путь от самоопределения - какой я, каким хочу быть, через практический опыт развития собственных двигательных способностей, получения конкретного результата, до начала формирования мотивации к дальнейшему обучению, освоению умения учиться в будущем.


Приложение: Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста – вдумчивый подход, позитивный педагогический опыт



Поделиться:


Назад в раздел