Поиск по сайту

Мастер-класс «Роль проектной деятельности в развитии художественно-эстетической коммуникации учащихся лицея»

Автор: Демидова Ирина Николаевна, учитель изобразительного искусства, ГБОУ Лицей № 101 Санкт-Петербурга


       Приветствие, вступительное слово
       Сообщение аудитории цели мастер-класса.

Цель мастер-класса: представить опыт организации проектной деятельности для развития художественно-эстетической коммуникации учащихся лицея.

Презентация педагогического опыта:

          Изобразительно искусство - это способ познания учащимся не только окружающего мира, но и, прежде всего, себя самого. В процессе занятий по изобразительному искусству происходит развитие художественно-эстетической коммуникации учащихся. Художественно – эстетическая коммуникация - это осуществление интеллектуально-творческой взаимосвязи автора-учащегося и создаваемого им художественного произведения, восприятие им художественной информации, содержащей определенное отношение к миру, художественной концепции, ценностных эстетических ориентаций. Таким образом, художественно-эстетическая коммуникация имеет культуротворческую направленность. Поэтому и содержанием художественно – эстетической коммуникации становятся культуротворческие компетенции, такие как: готовность ориентироваться в многообразии культурных
художественных ценностей; готовность осуществлять анализ, самоанализ продуктов собственной изобразительной деятельности и самоанализ личностного развития в процессе своей изобразительной деятельности; готовность к реализации изобразительной культуротворческой деятельности, выбирать для этого необходимый инструментарий, описывать результаты, формировать выводы по проведенной деятельности; готовность представить, провести презентацию результатов своей изобразительной деятельности.
          Для развития художественно – эстетической коммуникации учащихся учителю следует создавать необходимые педагогические условия, среди которых наиболее эффективным является проектная деятельность. Она обеспечивает включение учащихся в изобразительную деятельность по созданию разнообразных творческих продуктов, развивает ценностное отношение учащихся к деятельности по созданию продуктов изобразительного творчества, побуждает к самоанализу учащимися результатов собственной творческой деятельности.
          Организация проектной деятельности проводится нами по следующим направлениям.
               1.Урочная деятельность
                 1.1. Выполнение поисковых, проблемных заданий в процессе урочной деятельности (поиск информации, подбор литературы, устных сообщений, подготовка разовых сообщений, изготовление наглядных пособий) как подготовка к внеурочным культурным событиям.
                 1.2. Разнообразная проектно-творческая деятельность на уроке как помощь учащимся в разработке тем индивидуальных творческих проектов во внеурочное время, оказание консультационной помощи.
                 1.3. Создание исследовательских проектов на основе интеграции разных предметов на интегрированных уроках («Животные в природе и в искусстве»; «Фильм о фильме «Буратино»; «Древо жизни у славян»; «По сказкам А.С.Пушкина»; «Декоративно-прикладное искусство Японии. Роспись веера»). Например, урок изобразительного искусства и биологии «Животные в природе и в искусстве» явился завершающим этапом проектно-исследовательской работы учащихся, проведённой ими во внеурочное время в Зоологическом музее в АППО (один из проектов - «Среда обитания зайцев. Изображение зайцев в изобразительном искусстве»). Для развития художественно-эстетической коммуникации большие возможности представляют интегрированные проекты на основе ценностно-смысловой интеграции с использованием метапонятий. Метапонятие создает широкое смысловое поле для объединения разных учебных предметов. Примером ценностно - смысловой интеграции на основе метапонятия в нашей практике являются интегрированные проекты, созданные на интегрированных уроках «Древо Жизни у славян» в 5 классе (литература, информатика, музыка: метапонятие - «древо жизни»), «Фильм о фильме «Буратино» в 4 классе (русский язык, литература, изобразительное искусство, технология, окружающий мир: метапонятие – «сказка»), «Декоративно-прикладное искусство Японии. Роспись веера» (русский язык, изобразительное искусство, технология, окружающий мир: метапонятие – «искусство»). Цель таких проектов - создать условия для развития способности учащихся к самоопределению на основе рефлексии о ценности изобразительного образа, сказки, искусства как языков культуры. Планируемый личностный результат – принятие смысла творчества, активность в творческой продуктивной деятельности.
             2. Групповая работа
Работа над совместными творческими проектами в урочное и внеурочное время. Замечательным примером группового творчества является музыкальный мультфильм, созданный учащимися на основе созданных ими рисунков (просмотр мультфильма по завершению нашего выступления).
             3. Реализация разных видов ученических проектов: исследовательских - «Жостовские подносы»; информационно-исследовательских – «Русские народные праздники и обряды»; творческих – «Ювелирные украшения  Древнего Египта»; «Весенняя капель»; практико-ориентированных - «Дизайн зданий внешнего содержания», «Летняя палитра».
           В процессе образовательной деятельности в форме проектов мы исследуем результаты сформированности культуротворческих компетенций, свидетельствующих о развитии художественно-эстетической коммуникации по следующим критериям: осознание учащимися значимости продуктов собственной деятельности; осознание учащимися творчества как личностно значимой деятельности; отражение в самоанализе высказываний о ценности творчества, ценности эстетических переживаний. Представляем самоанализ участников проекта «Летняя палитра», в котором указанные критерии ярко проявляются: «Изобразительное искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Работа над проектом принесла нам удовольствие, мы смогли более внимательно разглядеть красоту нашей природы, увидели, как она меняется по месяцам. Наблюдая за природой, изучая творчество великих художников, мы погрузилась в особый прекрасный мир изобразительного искусства. Он позволил понять, что для создания поистине интересного глубокого произведения необходимо не только изучать произведения известных авторов, копируя или подражая им, но и постараться взглянуть на природу своим собственными глазами, увидеть что-то особенное и выразить это с помощью красок и кисти, слова».
            Работа с участниками мастер-класса в форме деловой игры в интерактивной форме.
Слушатели распределяются по группам и в группах апробируют содержание проектной деятельности по созданию культурного продукта.
            Алгоритм работы:
  1) Распределение по подгруппам.
  2) Интрига (мотивация к деятельности на уроке): разгадывание загадки о ящерице.
  3) Рассматривание иллюстраций с изображением ящерицы, выделение особенностей её изображения.
  4) Выполнение наброска ящерицы, камней, травинок, простым карандашом.
  5) Выполнение графической работы «Декоративные ящерицы» чёрной гелевой ручкой с использованием средств выразительности графики.
  6) Вырезание ножницами ящерицы, травинок, камней.
  7) Наклеивание фигурок в общую композицию.

3.Подведение итогов мастер-класса (рефлексия):
Участники оценивали свою работу с помощью аплодисментов и высказываний мнения в форме ответа на вопрос «Скажите одним словом, какие впечатления остались после выполнения сегодняшней работы».

                Список литературы.

  1. Волков И.П. Приобщение к творчеству.- М.: Просвещение, 2002.
  2. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе 2100// Начальная школа до и после.- № 5.- 2004.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.–М.: Аркти, 2005.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
- М.: Аркти, 2005.

Поделиться:


Назад в раздел