Поиск по сайту

Опыт реализации культуротворческого подхода во внеурочной деятельности

Автор: Цвигун Оксана Михайловна, учитель физики, заместитель директора по информационным технологиям ГБОУ Лицей № 101 Санкт-Петербурга


        Основные требования к учащемуся современной школы федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения описывает достаточно четко – социализированный, мотивированный, способный воспринимать другие культуры. В связи с этим перед нами встают задачи, требующие поиска оптимальных способов развития подрастающей личности, которые в полной мере используют воспитательно-образовательный потенциал. В педагогических поисках основными инструментами учителя в наше время являются познавательный интерес и творческие способности, обусловливающие результативность культуротворчества учащихся.
        Познавательный интерес – особая избирательная направленность личности на процесс познания в той или иной предметной области, в которую человек стремится проникнуть, чтобы её изучить, овладеть ее ценностями. Творческие способности – индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества. И то, и другое должно развивать, создавая некую среду, в которой развитие было бы естественным и продуктивным.
        Одним из условий для создания развивающей среды является внеурочная деятельность. Цель внеурочной деятельности - создание условий для самоопределения и самореализации личности ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Задачи, решаемые внеурочной деятельностью: оптимизация учебной нагрузки обучающихся; создание благоприятных условий для развития ребенка; создание условий для удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья; формирование коммуникативной, этнической, социальной компетентности школьников; формирование у детей социокультурной идентичности; развитие личностных качеств на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности; развитие творческого мышления. Средствами достижения результата являются современные образовательные технологии: технология сотрудничества; игровые технологии; технологии проектной и исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Названные технологии интегрируются при реализации культуротворческого проекта.
         Культуротворческий проект является абсолютным и чуть ли не единственным средством для формирования необходимой нравственной и патриотической культуры школьника. Анализируя значимость культуротворческого подхода, важно описать его как условие, характеризующее индивидуальность и эстетическое сознание человека, основу которого составляет взаимосвязь ощущения и восприятия объектов и явлений окружающей действительности. Как часто в последнее время мы с вами сталкиваемся с детьми, явно получающими образование и не получивших воспитание. Такого рода флюсообразное развитие не может сформировать полноценную личность.
Только когда человек осваивает различные способы восприятия мира, выражающиеся в устойчивых системах норм и воплощающиеся в культурных традициях, он развивается гармонично. Таким образом, можно судить об освоении, усвоении и присвоении культуры в целом. Возникновение новых связей в этом смысле и есть развитие.
         В ходе реализации культуротворческого проекта мы добиваемся, чтобы у школьников сформировалось собственное отношение к предметам и проявлениям культуры и науки. Отношение как психическое образование личности неотделимо от ее эстетического сознания и культурно-ценностных установок. С.С. Важенина определяет «ценностное отношение» как устойчивую «внутреннюю позицию личности».
         Полная реализация культуротворческого подхода при проведении занятий внеурочной деятельностью позволяет уже на первом году обучения (т.е. в 5 классе) начать реализовывать различные проекты с культуротворческим уклоном. Начало всему положил проект классного печатного издания «Знакомьтесь, наши учителя». При реализации этого проекта учащиеся приобретали опыт культуры общения и взаимодействия “ученик - учитель”. В самом начале нашего совместного с пятиклассниками пути мы проводили игры и викторины, затем перешли к интеллектуальным играм. На занятиях выясняли, каким образом должна собираться информация, как формируются вопросы.             Воспитательный потенциал культуротворческого подхода проявляется в силе воздействия на личность школьника, которая актуализируется именно в тот момент, когда ребенок начинает задумываться о прочитанном, увиденном, услышанном, пытается разобраться и понять, почему так произошло и что будет потом. Следующим был проект «Пойдемте с нами на экскурсию», при выполнении которого учащиеся посещали экскурсии и готовили свои мини - путешествия по городу. Проект завершился квестом в Александровском парке на тему «Санкт-Петербург», на мини модели Санкт-Петербурга. В середине учебного года приступили к новому проекту, посвященному празднованию годовщины снятия блокады. Заключительным этапом было выступление учащихся перед другими классами и параллелями, в результате возникла литературно-музыкальная композиция. Все действия непременно получали отражение в классной газете. Учащийся начинает анализировать поступки окружающих и собственные, которые являются результатом культурно-эстетического отношения к действительности.
         Таким образом, культуротворческий подход представляет собой комплексное и непрерывное воздействие на все сферы личности, основывается на переосмыслении человеком собственной значимости в процессе творческой деятельности, что впоследствии обусловливает возникновение необходимых и достаточных условий для формирования культурно-эстетического отношения личности к окружающей действительности.

                                 Литература

  1. Семенов С. В. Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37.
  2. Степанова И. Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет".- Санкт-Петербург, 2001.
  3. Чечель И.Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. - № 4. – С. 3.
  4. Ястребцева Е. Н., Быховский Я. С. Моя провинция – центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Федерация Интернет-образования, 2001.
Интернет-ресурсы
  5. Быховский Я.С. Что такое образовательный веб-квест? http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php

Поделиться:


Назад в раздел