Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Разработка занятия по актерскому мастерству для учащихся театрального коллектива. Теневой театр
Освоение приема «Теневой театр» позволяет оригинально и нестандартно решить сценическое воплощение любого литературного материала. Включение в постановку элементов теневой игры актерской или с применением теневой куклы – это один из художественных приемов, способный сделать работу над сценическим произведением интересной, захватывающей, вовлекающей в процесс всех участников: и педагога, и учащихся. Цель занятия: Применить прием теневой игры в постановке инсценировки сказки. Задачи: Образовательные 1. Дать основные теоретические понятия по теме «Плоскостная теневая кукла»; 2. Познакомить с приемом воплощения роли через теневой театр; 3. Применять этюдную форму создания роли в сказке с использованием теневой куклы и пластики тела; 4. Анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику действия. Развивающие 1. Развивать навыки актерского существования через работу с тенью; 2. Развивать способность к перевоплощению через «включение» воображения; 3. Формировать способности к импровизации; 4. Развивать умения взаимодействовать с партнером; 5. Применять речевые навыки в работе над инсценировкой; 6. Развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления; Воспитательные 1. Формировать навыки коммуникативной компетентности; 2. Формировать умение принимать идеи партнера; 3. Применять жизненные наблюдения в работе над инсценировкой; 4. Формировать художественный вкус посредством работы над авторским литературным материалом (сказками). ![]()
Ожидаемый результат: Органичное пластическое существование в теневом театре инсценировки фрагмента сказки. Выполнение учащимися приемов работы с плоскостными теневыми предметами. Ход занятия Введение Организационный момент (2 минуты) Тема занятия. Настрой на занятие с целью ввести обучающихся в творческий процесс создания теневой истории в контексте сказки Валентины Василевской «Форточка». Разминка (8 минут) Выполнение подготовительных упражнений на создание рабочего ![]() Упражнение в творческом полукруге «Эмоциональный лифт». (Комплекс упражнений представлен в Приложении №1, на выбор педагога, соответственно уровню группы учащихся). Выполнение упражнений на подготовку - речевого дыхания - артикуляции: упражнения «Лопаточка», «Трубочка», «Иголочка», «Лошадь», «Вкусное варенье», «Укол зонтиком», «Конфетка». Выполнение упражнений на подготовку пластического аппарата: «Замороженные», «Ртутный шарик». Выполнение упражнений на развитие пластики рук: Упражнения: «Красим забор», «Волна», «Стена», «Гребля», «Птицы», «Канат». Основная часть Теоретическая часть (10 минут) Работа над инсценировкой сказки В. Васильковской «Форточка» с применением элементов теневого театра. (Приложение № 2) Знакомство с понятием «Теневой театр. Плоскостная теневая кукла. Теневая пластика.» (Приложение № 4) Чтение сказки Валентины Васильковской «Форточка». Определение идеи произведения и цели постановки. Определение сцен с применением плоскостной теневой куклы и существовании в теневом театре. Выявление характеров персонажей. Распределение ролей в подгруппах по пластическому признаку: Форточка юная. Форточка взрослая, Ветерок Бесшабашный, Ураганный Ветер, Окна, Крючок, Стекольщик и т.д. Выбор Рассказчика (Рассказчиков). Практическая часть (35 минут) занятия строится: 1. Выполнение индивидуальных пластических заданий в теневом театре 2. Знакомство с плоскостными теневыми предметами (куклами). 3. Проба работы с предметами в теневом театре. 4. Этюдные пробы фрагмента (сцены) инсценировки с текстом сказки (читает Рассказчик). В практической части занятия учащиеся выполняют задания: на существование в теневом воплощении: - «разговор» с собственной тенью - выполнение упражнений на пластику рук («Волна», «Птицы») - существование в определенном характере персонажа из сказки по выбору (походка, манера двигаться) - на работу с плоскостными теневыми предметами (куклами): - «вдохнуть» жизнь и характер в предмет - взаимодействие предметов - действие в сюжете сказки. - на соединение существования в тени предмета и человека.
2 сцена – Встреча с Ураганным Ветром. 3 сцена – Разбитое сердце. Финал Учащиеся разбирают набор заготовок плоскостных предметов (кукол) для теневой инсценировки сказки: Кукла на тросточке – образ форточки; Шляпка, длинная юбка; Бантик на тросточке; Ветерок в легком балахоне; Ураганный Ветер; Рамки фотографические – 8 шт. – окна; Веревка – крючок; Кукла – Стекольщик. *Предметы теневого театра могут использоваться как в данном наборе, так и в другой комплектации – в зависимости от фантазии и характера построения действия.
Этюды включают в себя: выстраивание логики и последовательности действий в предлагаемых обстоятельствах, выявление характеров и построения взаимодействия героев, соотнесение звучащего текста и действия.
Заключительная часть
В конце занятия происходит обсуждение, анализ занятия. (5 минут) Учащиеся могут высказаться на тему:
В финале учащиеся получают домашнее задание: нарисовать творческий отклик на свою роль или роль партнёра.
Библиография. • Границкая А.С. Научись думать и действовать. - М.: Просвещение, 1991 • Грибова Е.Г. Таинство теневого театра или искусство управления тенью. М.: Учебное пособие. 2018 • Иванов И. П. Технологии коллективной творческой деятельности. -М.: Просвещение, 1995 • Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. – М., Всероссийское театральное общество, 1970. • Кудашев. Т., Руки мастера. – М., Просвещение, 1970. • Плоткин В.И. Театральное творчество детей: Учебное пособие. -СПб., УКиИ. 2002. • Корогоский З.Я. Начало. Издательство «Советская Россия» -Москва — 1973. • Смирнова Л.П. Риторическая азбука. – С-Пб, Университет культуры и развития искусств, 2000. • Станиславский К.С. Работа актёра над ролью. –М., ВИГРИУС, 2006. Поделиться:Назад в раздел |