Поиск по сайту

«Знаешь ли ты свой город?» Методическая разработка, выпуск 1

Автор: Харатишвили Людмила Дмитриевна, педагог-организатор, Ломакина Ольга Игоревна, педагог-организатор, Берёзкина Людмила Павловна, методист ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга


          Именно в школьные годы у ребят формируется социально-нравственная жизненная позиция; вырабатывается стиль поведения ребёнка в социуме. Вот почему так важно, чтобы проблемами патриотического воспитания занимались в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования, в городских и загородных оздоровительных лагерях, т.е. там, где растёт, учится и отдыхает ребёнок.
Воспитание и образование немыслимо без игры. В играх развивается интеллект и фантазия, умение применять свои знания на практике, тренируется память и внимание. Игры способствуют социальной адаптации школьников, раскрывают их творческий потенциал.
          Занимаясь в течение нескольких лет созданием и проведением познавательных игр и конкурсов по истории и культуре Выборгского района и Санкт-Петербурга, мы наработали определённый опыт, которым и хотели бы поделиться с коллегами: методистами, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, учителями школ и вожатыми, работниками лагерей и родителями.
Какие-то формы работы можно взять целиком, какие-то – фрагментарно, что-то можно изменить и приспособить для Ваших условий. Всегда есть место ТВОРЧЕСТВУ!

                         ИГРА-РАЗМИНКА «ВОПРОС-ОТВЕТ»

         1. Расскажу тебе, родной про кораблик золотой
             Вдаль уплыть он так мечтает, только шпиль ему мешает,
             Не пускает никуда, вертит им туда-сюда.
                            Вопрос: О каком кораблике идёт речь?
                                          (Кораблик на шпиле Адмиралтейства)
         2. Площадь эта главная, площадь эта славная.
             Побывать на ней все рады, здесь проводятся парады.
             Бывают здесь гуляния, на лошадях катание.
             Хотя она и старая, но выглядит, как новая.
             Площадь наша главная, по имени… (Дворцовая)

         3. Дорогой жизни шёл к нам хлеб, дорогой жизни многих к многим.
             Ещё не знали на земле трудней и радостней дороги.
                            Вопрос: О какой дороге написала стихотворение Ольга Берггольц?
                                          (О Дороге жизни)

         4. Жил давно в России царь, очень мудрый государь.
            Он на троне не сидел, делал за день по сто дел.
            Одержал побед не мало, мореходом был бывалым.
            Он и плотник и кузнец… Кто был царь тот удалец?
                                          (Царь Петр I)

         5. Что за шум, что за гром? Почему толпа кругом?
             Пушка знать всем даёт – у нас полдень настаёт!
                                           (Пушка Петропавловской крепости)

         6. В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами,
             Темно-зелёными садами её покрылись острова.
                              Вопрос: Кому принадлежат эти строки?
                                            (А.С.Пушкину, отрывок из поэмы «Медный всадник»)

         7. Много лет тому назад появился Летний сад.
             Люди знатные хотели, чтоб фонтаны в нём звенели.
             Где же взять для них воды? Кто спасёт нас от беды?
             Протекая недалёко, не велика, не мала, той воды не пожалела
             Речка добрая дала: «Мне воды совсем не жалко», - говорит река….
                                            (Фонтанка)

         8. Ну чего здесь только нету: знаменитостей портреты,
             Удивительные вазы, украшения в алмазах.
             Раньше был он для царей, а теперь тут стал музей.
             Это наш, это наш Петербургский…. (Эрмитаж)

                                            ВИКТОРИНА

    Что означает приставка «Санкт» в названии нашего города? (Святой)
    Как называется фейерверк по торжественному случаю? (Салют)
    В этом лесопарке можно гулять, дышать чистым воздухом, кататься на лыжах и велосипеде. Это не загородный лес. В годы Великой Отечественной войны там находился военный аэродром. Назовите этот парк. (Сосновка)
    Куда впадает река Нева? (В финский залив)
    Назовите два самых знаменитых флюгера Санкт-Петербурга? (Кораблик на шпиле Адмиралтейства и Ангел на шпиле Петропавловского собора)
    Какой флот защищал наш город в годы Великой Отечественной войны?
       (Балтийский)
    В Петербурге их много на башнях. Они могут бить каждый час, полчаса, каждые 15 минут. (Куранты)
    Как назывался музей в Петербурге, созданный по указу Петра Первого?
       (Кунсткамера или кабинет редкостей (с немецкого языка))
    Назовите российского хоккеиста, предки которого были знаменитыми часовщиками в Петербурге? (Павел Буре)
    Этим строительным камнем облицованы набережные Невы. Назовите его. (Гранит)
    На берегу Невы спокойно лежат два огромных каменных сфинкса. Откуда они привезены? (Из Египта)
       Какой русской императрице установлен памятник в сквере на Невском проспекте? (Екатерине II)
    Кто автор скульптуры «Петр Первый», установленной в Петропавловской крепости. (Михаил Шемякин)
    Этот русский художник любил рисовать пейзажи. Но особенно ему нравилось изображать лес. Многие зарисовки он делал в Шуваловском парке. В русском музее много его картин, одна из них «Ели в Шуваловском парке».                                  Фамилия у него тоже лесная. О ком идёт речь?
                      (Иван Шишкин)

                                               ИГРА «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ?»

              Верите ли вы, что…
   1. Невский проспект – самая длинная улица Петербурга (НЕТ. Невский пр. 4,5 км, а Московский пр. 9,5 км)
   2. Невский проспект назван в честь реки Невы? (НЕТ. В честь полководца Александра Невского)
   3. Первый раз Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича исполнялась в блокадном Ленинграде (ДА)
   4. Самая высокая точка СПб находится в Выборгском районе? (ДА, Поклонная гора)
   5. Архитектурный памятник XVIII века Сампсониевский собор построен в честь Полтавской победы? (ДА)
   6. Нева вытекает из Онежского озера? (НЕТ, из Ладожского озера)
   7. Заячий остров самый большой остров города? (НЕТ, Васильевский)
   8. Имя первого губернатора Петербурга Александр Данилович Меньшиков? (ДА)
   9. Александр Блок в 1906 году сочинил, гуляя в Озерках, сочинил одно из известнейших своих стихотворений «Незнакомка»? (ДА)
   10. В Шуваловском парке пруды называются «Рубаха Наполеона» и «Шляпа Наполеона»? (ДА)

                                              ИГРОВОЙ ПРИЁМ «ЖИЛ-БЫЛ ПЕТР»

          Педагогическая цель: развитие игровой активности, внимания. Используется как физкультминутка. Ведущий предлагает ребятам встать и разучить следующие слова и сопровождающие их движения.

                   ЖИЛ-БЫЛ ПЕТР (двумя руками синхронно изобразить усы, потом треуголку)
                   РЕШИЛ ПОСТРОИТЬ ФЛОТ (правой рукой показать волну)
                   ЗАХОТЕЛОСЬ ПЕТРУ (двумя руками синхронно изобразить усы, потом треуголку)
                   ДА УКРОТИТЬ НЕВУ (двумя руками показать стиль «брасс»)
                   ОКНО В ЕВРОПУ ПРОРУБИТЬ (двумя руками показать «окно»)
                   И В НОВОМ ГОРОДЕ ПОЖИТЬ (сделать «реверанс» или изящный поклон)
                   ВЗЯЛ ПЕТР ТОПОР (положить воображаемый топор на плечо)
                   ЗАСУНУЛ В БОТФОРТ (изобразить движениями)
                   ВСЁ ПЕТРУ-ТО НИПОЧЁМ (двумя руками синхронно изобразить усы, потом треуголку)
                   РАССКАЗ ЗАНОВО НАЧНЁМ (движение «колобок»)

Игра повторяется несколько раз в постоянно убыстряющемся темпе.

Поделиться:


Назад в раздел