Поиск по сайту

Особенности современных педагогических технологий, стимулирующих профессиональное развитие педагога

Автор: Лисицинская Александра Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ №486 Выборгского района Санкт-Петербурга


         Современные педагогические технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с самореализацией личности. С помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата в развитии личностных свойств в процессе усвоения компетенций.
Цель статьи - дать теоретико-методологическое обоснование современным педагогическим технологиям и обосновать их возможности в профессиональном развитии педагогов.
Технология - от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов».
С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».
Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия. Это определение технологии, как и множество подобных ему, не может претендовать на полноту и точность, несмотря на то, что непрерывно появляются новые технологии.
В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в конкретный вид продукции или её составную часть.
Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Полезно изучить и сравнить деятельность, основанную на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, основанной на технологии [9].
         Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
  1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
«Педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики, которое имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения [19]. Словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английского aneducationaltechnology — «образовательная технология. Большинство авторов указывает следующие факторы, влияющие на обоснование выбора технологий: определение (уточнение) цели обучения; специфика его содержания (учебного материала); контингент обучающихся (возраст, уровень подготовленности и развития, количество, физическое состояние и т.п.); организационные формы, методы, средства (Л.В. Мардахаев, В.А. Трайнев и др.) [8].
        Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:
  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);
  • технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
  • поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
  • органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
В основе взаимосвязи понятий профессиональное развитие педагога и современные педагогические технологии лежит деятельность субъекта. Технология - это способы деятельности и участие личности в деятельности. Профессиональное развитие педагога - это процесс и результат его профессиональной деятельности. Использование современных педагогических технологий тесно связано с развитием личности самого педагога. Самообразование педагога позволяет обеспечитьосознанное использование современных педагогических технологий. Согласованность процессов повышения квалификации педагога и использование педагогических технологий возможно, если сам педагог определитнаправление своего развития. [20]
        Обратим внимание на подходы к определению профессиональной компетентности. В толковом словаре С.И.Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. По мнению В.Н.Введенского профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Б.С. Гершунский понимал профессиональную компетентность как «единства теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности».
Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать педагога, который на высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.
        Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Например, приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются для развития у обучающихся изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Каждому педагогу необходимо самому принять и опираться в своей работе на заповеди творческой личности, разработанные профессором Вайнцвангом:
  - будь хозяином своей судьбы;
  - достигни успеха в том, что ты любишь;
  - внеси свой конструктивный вклад в общее дело;
  - строй свои отношения с людьми на доверии;
  - развивай свои творческие способности;
  - культивируй в себе смелость;
  - заботься о своем здоровье;
  - не теряй веру в себя;
  - старайся мыслить позитивно;
  - сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к ученику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Кроме этого, концепция ТРИЗ опирается на положение Л.С.Выготского о том, что ученик принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Можно отметить, что обучая, педагог принимает эту технологию и она становится его собственной. Только в этом случае можно достичь значительных результатов. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает педагог, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. Девиз технологии ТРИЗ: каждый человек изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Детей учат выявлять противоречия и разрешать их. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Если ученик задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопроса, тогда педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, то есть в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Занятия проводятся как поиск истины и сути. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение - этап изобретательства, который проявляется в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.
Следует отметить, что технология ТРИЗ обучает не только ученика, но и педагога данной педагогической технологии. Главная проблема, стоящая перед педагогом, - это предостеречь от желания взять готовые формулы и схематично переносить их в урок. Как правило, дети с самого рождения пытаются, анализируя информацию взрослых, выстроить какую-то свою систему, понять закономерности происходящих процессов, проявляя свою непосредственность и наивность. ТРИЗ рекомендует по мере возможности знакомить с процессом понимания диалектичности, закономерности событий и явлений.
ТРИЗ дает педагогам и ученикам методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга. ТРИЗ - это не составленная раз и навсегда система творческой педагогической работы, это постоянно развивающаяся технология. На вопрос: что более всего препятствует нестандартному мышлению, принятию нешаблонных решений? А.Страунинг отвечал, что это психологическая инерция, которая присутствует почти у всех взрослых и которую взрослые с «успехом» прививают детям уже с малых лет. Психологическая инерция является барьером при издании чего-либо нового, будь то решение простой для взрослого, но трудной для ребенка, жизненной ситуации.
          Существуют разные психологические барьеры:
 - боязнь вторгнуться в чужую область, рожденная узкой специализацией;
 - боязнь показаться глупым, а отсюда боязнь критики; страх перед авторитетом;
 - боязнь идеального как чего-то невозможного, недостижимого;
 - неумение воспринимать объект в непривычной функции, иначе происходит «творческая слепота», догматическое отношение к формальной логике. Чтобы устранить эти барьеры, необходимо опираться на основные принципы стимуляции творческой активности, которые включают в себя следующие элементы:
 - создание для ребенка безопасной психологической базы, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственным открытием;
 - поддерживание способности ребенка к творчеству, сочувствие его неудачам, недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток;
 - терпимость к «странным» идеям и вопросам, необходимость ответов на все вопросы детей, даже если они покажутся «дикими» или за «гранью».
Методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, А.Страунинг называет «мозговой штурм». «Мозговой штурм» рекомендуется проводить как с педагогами, так и с детьми. Но методика проведения, естественно, имеет свои особенности. Например, с взрослыми «мозговой штурм» проводится так: в рабочую группу приглашают 7-12 генераторов идей, не только профессионалов в области решаемой задачи, но и людей совершенно посторонних. И неожиданное решение исходит как раз у тех, кто не скован привычными профессиональными рамками.
При применении информационно-коммуникационных технологий нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств обучения и воспитания надо ограничивать временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей. Таким образом, внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого педагогу необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль не только обучаемого, но и педагога.
          Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать разные задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности: творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей). Освоение педагогами современных педагогических технологий - залог успешного развития личности ребенка и профессионального развития самого педагога.
         Вывод.
   Таким образом, использование современных технологий является инструментом профессионального развития специалиста, в свою очередь деятельность педагога, направленная на самосовершенствование, результатом являет овладение современными педагогическими технологиями. Поэтому структура технологии может стать алгоритмом профессионального развития педагога.

         Литература:

 1.Аврутина Е.Ф. Модель управления профессиональным развитием педагогических кадров в учебном округе. - М.: Классике Стиль, 2005. - 72 с.
 2. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб.пособие для студентов вузов / Третьяков П.И., Митин С.Н. -М.: Academia, 2003. 367 с.
 3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. - 191 с.
 4. Баранов Ю.Ю. Теоретические основы управления профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения. Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения кадров» выпуск 2(7) 2011. 93с.
 5.Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.- 19 с.
 6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 2000. – 25 с.
 7.Бежанишвили А.З. Управление развитием профессиональной компетентности учителей в общеобразовательной школе: Автореф. дис. . канд. пед.наук. Минск, 2001. - 21 с.
 8. Бездухов В.П. Рефлексивность сознания и мышления учителя // Педагогические чтения, посвященные памяти Ю.Н.Кулюткина. СПб.: СПбАППО, 2003. 67-80 с.
 9. Бизяева A.A. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ, 2004. 213 с.
10. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
11. Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика.- 1989.-№ 12. 36-40 с.
12. Варламова В.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: Институт психологии РАН, 2002. - 253 с.
13. Виноградов В.Н. Управление инновационным развитием современной образовательной организации // Человек и образование. 2016
14. Виноградов В.Н. Перспективы и результаты управления инновационной деятельностью в системе образования Санкт-Петербурга // Академический вестник–СПбАППО 2013. –Вып.№3(22). 28-36 с.
15. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление // Magister. 1995. - № 1. - С. 71-79
16. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования // Под общ.ред. акад. РАО В.Л. Матросова. М.: Прометей, 2001. 51 с.
17. Гвишиани Д.М. Организация и управление. 3-е изд., перераб. - М.: Изд-во МГТУ, 1998. 331 с.
18. Дырдин Д. А. Управление профессиональным развитием учителя в процессе педагогической деятельности. М., 2009. 23 с.
19. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных поисках. М.: Арена, 2004. 123 с.
20. Лисицинская А.В. Критерии выбора педагогом современной педагогической технологии.//Сборник Проблемы современного педагогического образования. Выпуск 56, часть1. Ялта. 2017. с.
21. Проблемы повышения профессиональной квалификации педагогов и руководителей школ // Под.ред. Е.П. Тонконоговой. – М.:,1999. – 168 с.
22. Панова Н.В. Личностное развитие педагога в непрерывном профессиональном образовании. М. 2015. 13с.
23. ПоташникМ.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. М.2011. 45с.

Поделиться:


Назад в раздел