Поиск по сайту

Формирование основ духовно – нравственной культуры при изучении модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Автор: Шевченко Инга Станиславовна, директор ГБОУ лицея № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга


         По поручению Президента Российской Федерации в   российских школах в 2012-2013 учебном году началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
Это крутой поворот в жизни российской школы,  в обновлении содержании школьного образования. После десятилетий господства официального атеизма и гонения на церковь и верующих в нашей стране религия и религиозные организации возвращаются в общественную жизнь России. Сегодня религиозная вера в её разных проявлениях составляет важнейший компонент внутреннего мира повседневной жизни многих россиян. На исторической и религиозной тематике основаны классические страницы мировой и отечественной культуры. Без их знания культурно – образовательный багаж человека становится ущербным.
         Особенностью курса «ОРКСЭ» является то, что он  группируется вокруг трёх базовых ценностей: отечество, семья и культурные традиции. Духовное воспитание  в контексте этих ценностей в лицее осуществляется  на  культурных традициях православия в процессе изучения  курса «ОРКСЭ», модуля «Основы православной культуры» («ОПК»).  Учебный курс «ОРКСЭ» носит комплексный характер, так как включает шесть модулей. Все модули курса имеют светский, культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат образовательного процесса в рамках нового курса. Замечательная особенность  модуля  «ОПК», как и у всех остальных модулей, состоит в том, что отдельные культурологические разделы курса предшествуют учебным предметам, которые будут изучаться детьми в 5 - 11 классах. Таким образом, сохраняется преемственность в духовном воспитании.
Дети, при активном участии родителей,  самостоятельно выбирают, какой из модулей наиболее интересен для изучения в рамках этого курса. Более  62 % родителей  учащихся четвёртых классов нашего лицея сегодня выбирают модуль «Основы православной культуры» и это не случайно.  Более пятнадцати лет лицей реализует культуротворческую концепцию в образовательном процессе, является коллективным членом Ассоциации культуротворческих школ России, а также опытно  - экспериментальной площадкой Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) по теме «Культуротворческие технологии как средство духовно-нравственного воспитания».
Основной идеей культуротворческой  концепции является совершенствование форм и методов  нравственного воспитания на основе современного подхода к организации  воспитательных практик, а это означает создание культуротворческой образовательной среды лицея для самореализации личности, приобщения её  к нравственным ценностям, традиционной отечественной культуре. Рассматривая культуру  в широком смысле, как представление, прежде всего, об окружающем мире, о взаимоотношениях в обществе, об укладе жизни, о рождении и смерти, мы понимаем, что в каждой культуре эти представления особенные. Их особенности определяются той или иной картиной мира – религиозной или атеистической. Поэтому преподавать модуль  «Основы православной культуры»  -  большая ответственность, потому что грань между религиозной и светской культурами, действительно, очень тонкая. Очень важно, кто будет преподавать данный курс. Преподавать «Основы православной культуры» может такой учитель, который не просто обучался на курсах, а почувствовал необходимость на занятиях поделиться своими мыслями с детьми. Это учитель, который поможет  ребятам ответить на вечные  вопросы, над которыми задумывается каждый. В чём смысл жизни? Кто я? Зачем я живу? Что будет после меня?  Ответы на эти вечные вопросы самые креативные учащиеся могут найти в религии. Изучение курса завершается большим общим школьно – семейным праздником.
           В рамках изучения курса «ОРКСЭ» (модуля «ОПК») духовно-нравственное (эстетическое, нравственное, патриотическое) воспитание осуществляется и на основе  обращения учителя  к русскому фольклору, что  имеет глубокий смысл, так как народная культурная традиция – это сокровищница духовности. Народное творчество, православные традиции -   неотъемлемая часть жизни, одна из форм культуротворческой деятельности, помогающая от занятия к занятию, от праздника к празднику выстраивать внеурочную и урочную деятельность в единую линию педагогического воздействия в формировании духовно – нравственных ценностей.
Каждый ученик в нашем лицее участвует в культуротворческих проектах и на последних уроках по курсу и внеурочных, внеклассных занятиях представляет свои  индивидуальные и коллективные творческие работы, а лучшие работы направляются на научно – практические конференции, которые в лицее проходят в рамках УНИО.
           Особенностью проектно – исследовательской деятельности учащихся в лицее   является выбор учащимися культуротворческих тем проектно – исследовательской деятельности. Ежегодно в начальных классах        учащиеся и родители участвуют в групповых проектах:
     2012 -2013 «Что за прелесть эти сказки»;
     2013-2014 «По тропинке народной мудрости (кладовая народного творчества)»;
     2014-2015 «Там, на неведомых дорожках»  (по творчеству А.С.Пушкина);
     2016 «Русские народные праздники»;
     2016 -2017 «Рождество Христово» (театр теней).
          В 2016 г. на базе лицея проводилась секция  межрегионального научно- практического семинара «Мы славяне - Русь душа России!», где учителя показали организацию и проведение  славянских  праздников. Коллектив лицея неоднократно участвовал в конкурсе «Уроки служения Отечеству». В 2016 году в районном конкурсе «Уроки служения Отечеству», посвящённом 160 - летию со дня рождения Серафима Чичагова, лицей занял первое место.     В 2017 г. ученица 10 класса за исследовательскую работу  по  теме «Наш край под защитой  Святого Благоверного князя Александра Невского» получила первое место в городском конкурсе «Я исследователь».  А рисунки учащихся 3-4 классов по теме «Мы славяне. Рождественские сюжеты» получили на городской выставке рисунков призовые места.
Главное наше достижение – это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы завтра и будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми. Модуль  «ОПК» курса «ОРКСЭ» призван содействовать этому, так как знакомит с основами культурных и религиозных традиций России, общечеловеческими ценностями.  Данный курс играет важную роль не только в расширении кругозора школьника, но и в воспитательном процессе по формированию порядочных, честных и достойных граждан, готовых к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам своей страны и других стран мира.

             Литература
   1.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2010.
   2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.,2009.
   3.Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся  // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.

Поделиться:


Назад в раздел