Поиск по сайту

Использование технологий здоровьесбережения в условиях детского сада

Автор: Макеенкова Ирина Александровна, воспитатель ГБДОУ детского сада №74 Выборгского района Санкт-Петербурга


Если нельзя вырастить ребенка, 

чтобы он совсем не болел,

 то во всяком случае поддерживать

его высокий уровень здоровья вполне возможно.

Академик, Н.М. Амосов


Еще в древние времена люди задумывались о здоровье, о том, как его укрепить и сохранить. А в наше время существует множество организаций, которые занимаются вопросом здорового образа жизни, а также, увеличением продолжительности и качества жизни.

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.   

Дети - это наше будущее. Поэтому тема сохранения здоровья наших детей актуальна именно сейчас, когда увеличивается число хронических заболеваний и детской патологии в целом.

Учитывая то, какой процент детского населения нашей страны, посещает дошкольные образовательные учреждения, нужно понимать, что часть ответственности за здоровьесбережение и здоровьеобогащение, возлагается на педагогов.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровье ребенка можно сравнить с нежным цветком. Цветок нуждается в уходе, который осуществляется по определенным правилам. Вот и здоровье нужно сохранять, используя определенные правила и принципы. Какие же педагогические принципы должны соблюдать педагоги, используя технологии здоровьесбережения:                             

  • «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
  • Непрерывность и преемственность –работа ведется не от случая к случаю, а каждый день.
  • Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
  • Комплексный подход – единство в действиях педагогов ГБДОУ, врачей и родителей воспитанников.

1.jpgДетский сад – это макросоциальная среда, в которой трудятся педагоги и медицинские работники. Какие же виды здоровьесберегающих технологий, используются в этом макросоциуме.

  • медико-профuлактические технологии (закаливание, здоровьесберегающая среда, контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов);
  • физкультурно-оздоровительные технологии (занятия по физической культуре, организация рационального двигательного режима, гимнастика);
  • здоровьесберегающие образовательные технологии (динамические паузы, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика),
  • технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка (сказкотерапия, пескотерапия, релаксация);
  • технологии обеспечения здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (голосовой режим, закаливание, здоровый образ жизни);
  • технологии валеологического просвещения родителей (знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья, круглый стол, тренинги).

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании- технологии, 2.jpgобеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с выполнением требований и использованием медицинских средств.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. И главное, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

3.jpgЗдоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Педагоги должны способствовать становлению осознанного отношения детей к здоровью и жизни человека, накоплению знаний о здоровье и развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. 

Валеологическое просвещение родителей

Укрепление здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли4.jpg родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ.

Систематизированный подход в использовании современных инновационных здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих технологий помогает сохранить здоровье воспитанников, обогатить его, а также решить ряд коррекционных задач. Осознанное отношение детей к здоровью, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяют дошкольникам самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни.

     Безымянный коллаж1.jpgБезымянный коллаж.jpg


   Литература

  1. Организация здоровьесберегающей деятельности В ДОУ. Очинникова Т.С., 2006, КАРО4
  2. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. А.М. Швецов, 2006, ВЛАДОС- ПРЕСС;
  3. Мудрые мысли о медицине и врачевании. Циммерман Я. С., 2015, ГЭОТАР-МЕДИА



Использование технологий здоровьесбережения в условиях детского сада

Назад в раздел