Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В настоящее время современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. В этой ситуации возвращение духовности как ценностного основания воспитания подрастающего поколения в образовательную практику является актуальным. Актуальность проблемы воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности своего народа, общества, страны, в которой он живет, легла в основу разработки в лицее «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Данная концепция является методологической основой образовательных стандартов второго поколения, ключевой особенностью которых является то, что образовательный процесс не ограничивается системой предметных знаний, умений, навыков, а включает систему духовно-нравственных ценностей и ориентирован на личностное развитие учащихся. Одной из личностно-ориентированных технологий является метод проектов. Он не является принципиально новым в мировой педагогике. Он использовался в педагогической практике еще в начале прошлого столетия. В настоящее время наблюдается новая волна интереса к технологии метода проекта в образовательной деятельности. Почему? В условиях перехода школы на ФГОС технология проектирования из разряда инновационных переходит в группу базовых образовательных технологий, по крайней мере в лицее № 101. По нашему мнению, использование метода проектов в начальной школе представляет несомненный интерес с точки зрения формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС, позволяет учителю быть не просто преподавателем, а педагогом широкого профиля в разных ролях: энтузиаста-мотиватора, специалиста-консультанта, руководителя-координатора, эксперта, старшего товарища. Именно в таких ролях выступает учитель на разных этапах проектирования. Эффективная работа учащихся на каждом этапе проектирования создает основу для формирования универсальных учебных действий разных видов: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Лицей №101 более 15 лет реализует культуротворческую концепцию в образовательном процессе, является коллективным членом Ассоциации культуротворческих школ России, а также опытно-экспериментальной площадкой Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), что способствовало выбору тем проектов за последние 3 года. Коллективом начальных классов были реализованы следующее проекты: «Что за прелесть наши сказки» «По тропинкам народной мудрости (Кладовая народного творчества)» «Масленица» Продолжая культуротворческие традиции, нами был реализован проект «Там на неведанных дорожках…» по сказкам А.С. Пушкина. Цель проекта: развить интерес к творчеству А.С. Пушкина, к литературе. Задачи. Обучающие: обобщить полученные знания о сказках Пушкина и применить их на практике; познакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина; обогащать и расширять словарный запас детей. Метапредметные: развивать у детей познавательную активность, образное мышление, фантазию, творческие способности. Воспитание личности: формировать любовь к русской поэзии, к национальным традициям, воспитывать эстетический вкус. Проект по количеству участников – групповой; по характеру результата - проблемно – ориентированный с элементами исследовательской деятельности; по характеру участия учителей в детском проекте - открытая координация преподавателя; по продолжительности: среднесрочный (11.01. – 05.03. 2015). Возрастная категория: 4 классы (10-11 лет). Проект охватывал следующие предметные области: литературное чтение, изобразительное искусство, технология, музыка. Культурные универсалии: культурное наследие, совместный труд, декоративное творчество. Этапы работы над проектом Подготовительный: -определение задачи (проблемы), формулирование темы проекта, обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; -подбор художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта; -подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности; -составление плана работы; -определение участников проекта, их роли в реализации проекта. Основной (технологии): -исследование; -информационные технологии; -театрализация; -игровые технологии; -технология сотрудничества; -технология оценивания; -технология критического мышления, -проблемный диалог. Заключительный этап: -оформление выставки творческих работ в электронном виде; -фестиваль презентаций газет по сказкам Пушкина «Там, на неведомых дорожках…» -рефлексия. Проект — это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством учителя, направленной на решение творческой, исследовательской, поисковой, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта. Продуктом проекта стала газета по сказкам А. С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках…». Реализация данного проекта развивает личностные качества каждого маленького гражданина своей Родины: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; потребность в чтения; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Поделиться:Назад в раздел |