Поиск по сайту

Методическое сопровождение специалистов как средство повышения профессиональной компетентности (из опыта работы)

Автор: Цыпкина Татьяна Юрьевна, учитель-логопед, методист ГБОУ ЦПМСС Выборгского района Санкт-Петербурга


Структурное подразделение «Логопедический центр» существует в составе Центра психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) Выборгского района Санкт-Петербурга с 2007 года. Большинство учителей-логопедов структурного подразделения осуществляют трудовую деятельность на логопедических пунктах общеобразовательных школ района. Основными направлениями работы являются комплексная диагностика, профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников. Учителя-логопеды оказывают помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, работают в тесном контакте с учителями начальных классов и воспитателями групп продленного дня, консультируют родителей и учителей по вопросам, находящимся в компетенции логопеда.

Современные требования, предъявляемые к уровню профессионального мастерства, диктуют необходимость методической поддержки специалистов. В нашем «Логопедическом центре» такая поддержка оказывается со стороны опытного руководителя структурного подразделения и методиста. Учителя-логопеды принимают активное участие в регулярной работе районного учебно-методического объединения и всегда находятся в творческом поиске.

Научно-методическая деятельность «Логопедического центра» представляет собой совокупность мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства, создание необходимых условий для реализации творческих инициатив, способствующих повышению качества коррекционно-развивающего обучения. Это овладение современными навыками и приемами диагностики, профилактики и коррекции речевых нарушений, апробирование инновационных педагогических технологий и выработка рекомендаций по их использованию. Это поиск новых, наиболее эффективных форм и методов в организации, осуществлении и обеспечении коррекционного процесса.

Цель методической деятельности – оказание действенной помощи специалистам, работающим в системе коррекционно-развивающего обучения, обобщение, внедрение и распространение передового педагогического опыта, повышение теоретического и практического уровня знаний, педагогической квалификации.

Основными задачами методической деятельности являются:

· организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;

· модификация и адаптация традиционных методик, технологий и программ;

· совершенствование и внедрение инновационных технологий обучения с целью повышения эффективности коррекционно-логопедического воздействия;

· активизация самообразовательной, поисковой, творческой работы учителей-логопедов;

· стимулирование группового творчества и инициативы;

· оказание методической помощи специалистам в создании собственных методических разработок;

· разработка методических материалов, отвечающих современному состоянию науки и требованиям коррекционной педагогики;

· совершенствование педагогического мастерства, обобщение и распространение опыта работы.

Наиболее значимые направления методической деятельности:

· Создание и систематическое обновление банка данных о педагогических кадрах структурного подразделения «Логопедический центр»;

· разработка локальных нормативных документов, систематизированных во Внутренний стандарт единого оформления документации;

· изучение и внедрение достижений педагогической науки и практики, педагогического опыта, научных исследований и инноваций в практику коррекционно-развивающего обучения;

· оказание профессионально-методической помощи специалистам в их практической деятельности;

· просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической компетентности участников образовательного процесса;

· публикации методических разработок по темам самообразования;

· консультационная деятельность;

· организация работы с молодыми учителями-логопедами, наставничество;

· подготовка к аттестации;

· оформление и информационное насыщение сайта ОУ и персональных сайтов специалистов;

· оснащение логопедических кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами, зафиксированными в персональных Паспортах кабинетов;

· осуществление преемственности между логопедами школьных и дошкольных учреждений.

Формы методической деятельности:

· система методических мероприятий (семинары, конференции, мастер-классы, деловые игры, круглые столы, открытые занятия, лекции-беседы, «Педагогические гостиные» для родителей, консультативно-практические занятия);

· использование разнообразных форм методического взаимодействия учителей-логопедов (творческие группы, коллективное объединение, индивидуальная работа).

Результатом научно-методической деятельности специалистов «Логопедического центра» является освоение педагогических инноваций и создание новых технологических подходов в коррекционно-развивающем воздействии, разработка методических рекомендаций их применения, создание дидактических материалов, наглядных пособий, речевых игр и тренажеров и с использованием современных компьютерных технологий. Методические разработки находят отражение в публикациях на передовых педагогических сайтах, публикациях в печатных сборниках различного уровня, стендовых докладах и выступлениях на педагогических советах, районных и городских семинарах, научно-практических конференциях всероссийского и международного уровня.

Одной из интересных форм в системе методических мероприятий нашего Логоцентра является проект лекций-бесед для родителей «Педагогическая гостиная», который реализуется с 2011 года на базе как ЦПМСС, так и дошкольных и школьных учреждений Выборгского района. Ответственность за организацию «гостиных» была возложена на учителя-логопеда Оноприенко Юлию Владимировну, не так давно к ней присоединилась коллега Салмина Юлия Сергеевна.

Цель проекта:

формирование родительской аудитории, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах профилактики речевых нарушений у детей, приобщение родителей к активному участию в развитии ребенка, повышение профессиональной компетентности специалистов службы сопровождения.

Задачи проекта:

· проводить консультативно-просветительскую работу;

· стимулировать познавательную активность родителей;

· повышать их информативный уровень и способствовать применению полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности;

· познакомить родителей с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями;

·  способствовать формированию у родителей потребности в активном общении с детьми;

· пропагандировать психолого-педагогический опыт;

·стимулировать потребность специалистов к повышению уровня профессионального мастерства.

Мы стремимся приобщить родителей к активному участию в развитии ребенка, что способствует более успешному овладению обучающимися школьной программой и воспитанию активных, компетентных, толерантных, успешных и здоровых жителей нашего города.

С целью выявления родительского запроса проводится анализ пожеланий родителей в ходе предшествующих встреч и во время консультаций в образовательных учреждениях и ЦПМСС.

Обсуждение актуальных для родителей проблем происходит в неформальной обстановке (гостям предлагается окунуться в атмосферу дружеского чаепития), что располагает к доверительному общению, дает возможность выразить личное отношение к изложенному мнению, перенять положительный опыт, развивает дух плодотворного сотрудничества.

Поскольку круг родительских интересов широк и затрагивает не только проблемы речевого развития, к участию во встрече наряду с учителями-логопедами (их на встрече присутствует двое) привлекаются и педагоги-психологи, и дефектологи. Каждый специалист подбирает материалы для своего выступления в соответствии с общей тематикой встречи.

Родители активно включаются в обсуждение, задают вопросы общего и личного характера. Очень отзывчивы они и на детские игры.

Для подобных встреч важно поменьше излагать теории, использовать наглядность, которую родителям можно не только увидеть на мониторе, но и пощупать, унести домой, т.е. получить основательный практический багаж. Поскольку книжный материал не всегда доступен родителям по цене или по магазинной близости, то велик их спрос к Интернет-ресурсам. Поэтому специалисты подготавливают перечень ссылок на какие-либо полезные в рассматриваемом вопросе сайты.

Традиционно в течение года проходит 5 встреч (в октябре, ноябре, январе, марте, апреле), тематика которых определяется, как ранее говорилось, родительским спросом. Наибольшее количество встреч проходило на следующие темы:

·         «И снова в школу» (о профилактике речевых нарушений, о причинах школьной неуспешности)

·         «Пишу красиво» (о развитии навыка каллиграфического письма, о необходимости развития мелкой моторики пальцев)

·         «Загадочная математика» (о проблемах обучения математике детей с дискалькулией, о развитии пространственно-временных отношений)

·         «Пишем изложения и сочинения вместе» (родители узнавали о методах мнемотехники для составления или пересказа текста, получали рекомендации по развитию связной письменной речи)

·         «Лето с пользой» (советы наших специалистов о полезном летнем времяпрепровождении)

В приложении предложена презентация, использованная автором (учителем-логопедом, Цыпкиной Татьяной Юрьевной) для одной из встреч с родителями «Школьная неуспешность и ее причины».

Как очевидно, современная жизнь предъявляет все больше и больше требований. Развитие инновационных педагогических, компьютерных технологий прогрессирует. Поэтому и наше учебно-методическое объединение постоянно развивается. У нас много сильных сторон: владение современными методиками диагностики и коррекции речевых нарушений, активная просветительская деятельность, внедрение инноваций, высокая мотивация учителей-логопедов к работе и повышению уровня профессионального мастерства.


Приложение: презентация «Школьная неуспешность и ее причины»


Литература

  1. Мишина А.П., Кочеткова Т.В. Организация методической работы и оформление школьной документации при реализации ФГОС НОО. Методические рекомендации. М.: Издательство: Русское слово, 2014 г.

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  5. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011–2020 гг. «Петербургская школа 2020» http://k-obr.spb.ru/downloads/435/1.pdf


Методическое сопровождение специалистов как средство повышения профессиональной компетентности (из опыта работы)

Назад в раздел