Поиск по сайту

Из опыта работы: проект «Умелые ручки» (развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи)

Автор: Ульяничева Марина Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга; Кузнецова Алла Ивановна, учитель-логопед ГБДОУ детского сада № 133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга


Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между речевой и моторной деятельностью, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Тонкие дифференцированные движения пальцев напрямую связаны с ловкостью рук, что необходимо не только для любого труда по самообслуживанию, но и для произносительных возможностей речи. Поэтому развитию руки нужно уделять большое внимание в работе с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапов. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.

В общем, чем лучше работают пальцы, вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Оказывается, рука имеет самое большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи люди придумывали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик» и другие. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.

Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Для определения уровня развития мелкой моторики у детей была проведена диагностика ручного праксиса. На основании данной диагностики было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики. (см. Приложение)

В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Мы постарались создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовали в игре, то в первую очередь, были созданы все условия для игровой деятельности. В нашей группе 9 мальчиков и 5 девочек, поэтому игровые уголки были расположены так, чтобы машины из «гаража» не проезжали через «жилую комнату». Социальные отношения позволили детям сформулировать умения принимать и менять роль в процессе сюжетной игры, тем самым, моделируя данные отношения. Для мальчиков созданы специальные сюжетно-ролевые игры, которые не только решают познавательные задачи, но и развивают ручную умелость.

«Строители - железнодорожники» — ирга устроена таким образом, что дети могут самостоятельно делать замену рельс, если произошла поломка (откручивают «задвижки» и устанавливают новые рельсы);

«Плотницкая мастерская» — мальчики работают инструментами (пилят, строгают, забивают гвозди и т.д.). В группе собран разнообразный конструктор, с помощью которого дети не только создают постройки, но и тренируют мелкую моторику.

Также созданы сюжетно-ролевые игры для девочек, которые в значительной степени развивают мелкую моторику.

«Поликлиника», «Магазин», «Салон красоты и здоровья» — девочки делают массаж куклам, маски, прически, маникюр и т.д. «Семья», где девочки одевают кукол, застегивают и расстегивают застежки на одежде, накрывают стол к чаю и т.д.

UL1.JPG

В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, мы, совместно с родителями, оборудовали специальные «уголки», на которых имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Выложи узор» (из камешков и другого подручного материала), «Собери бусы», разнообразные крупы, прищепки и многое другое. С каждым годом содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются.

ул2.JPG

Изучив опыты работы по данной проблеме, мы пришли к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому в составленные игровые комплексы, включаются следующие виды деятельности:

1.      Для стимуляции изолированных движений указательного пальца нами подобраны следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, на издающие звук предметы, на выключатели, на клавиши фортепиано, на пластилин; рисование фигур на песке, манке, рассыпанной муке, нанесение отпечатков на бумагу; вращение диска телефона, попадание пальцем в мелкие отверстия; игра с маленькими куклами, надевающимися на пальчик. Для тренировки противопоставления и приведения большого пальца используются следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц и надетой на два пальца мягкой резинки, раскручивание и закручивание шариковой ручки, бутылочной крышки, открывание и закрывание дверного шпингалета, игры тс бельевыми прищепками и пр.

Для тренировки завинчивающих движений пальцами используются крупные и мелкие завинчивающиеся игрушки и предметы

Движения отведения и приведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании ластиком и т.п.

Отработка действий двумя руками осуществляется в процессе застегивания и расстегивания пуговиц, молний, открывания и закрывания навесных замков и т.п.

Игры с использованием тренажеров проводятся как индивидуально, так и с группой.

ул3.JPG

2.      Самомассаж

Детям с ОНР тяжело даются даже, казалось бы, самые простые движения. Они быстро утомляются. Поэтому я учу детей приемам самомассажа рук, чтобы снять напряжение мышц или хорошо подготовить руки и пальцы к предстоящей работе.

Самомассаж тыльной стороны кистей рук – поглаживание от кончиков пальцев вверх до локтя, растирание ребром ладони по всем направлениям тыльной стороны, пощипывание, похлопывание ребром ладони.

Самомассаж кисти руки со стороны ладони – костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по массируемой ладони, закручивающие движения фалангами сжатых в кулак пальцев.

Самомассаж пальцев рук – растирание каждого пальца от ногтя к основанию (прямолинейное движение – «надеваем перчатки»), спиралевидные поглаживающие движения от кончика к основанию.

В этом случае использую различные потешки: «Пальчик-мальчик», «Этот пальчик», «Этот пальчик-дедушка» и т.п.

Самомассаж является одним из видов активно-пассивной гимнастики. Самомассаж – это массаж на самом себе – руками или массажным приборами.

ул4.JPG

3.      Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» — эти игры предполагают выполнение ребенком по подражанию различных пальчиковых поз («кольцо», «зайчик», « коза» и др.). Игры эти очень эмоциональные и увлекательные. Их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения за взрослым, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, координировать внимание на одном виде деятельности.

Включение пальчиковых игр вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. С такими упражнениями знакомлю детей в определенной последовательности. Их можно разделить на три группы:

1. Упражнения для кистей рук развивают подражательную способность, просты и не требуют дифференцированных движений, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время, учат переключаться с одного движения на другое.

2. Упражнения условно статические. Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3. Динамические упражнения для пальцев. Развивают точную координацию движений, учат сгибать и разгибать пальцы рук, учат противопоставлять большой палец остальным.

ул5.JPG

4.      Графические упражнения

Кроме пальчиковых игр, в ходе коррекционной работы мы используем и графические упражнения, способствующие развитию графических навыков и формированию точных, координированных движений руки, совершенствованию навыков рисования. Рисование, по мнению Л.С. Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо». Изображение различных объектов требует от ребенка свободных, точных, координированных движений руки. Этому способствуют систематические игры с использованием различных графических упражнений.

Для организации такой работы применяются упражнения, способствующие формированию различных формообразующих движений это: обводка и раскраска шаблонов, трафаретов, рисование по точкам, «дорожкам» и пр.

Рисование играет особую роль. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.

ул6.JPG

5.      Игры с различными материалами для развития мелкой моторики

Игры с пластилином

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития, и для развития мелкой моторики.

Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. К четырем годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений рук. Во время игры с пластилином можно читать детям сказку, а они в это время – творить наиболее понравившихся им персонажей. Не нужно сдерживать фантазию ребенка – среди вылепленных образцов могут оказаться существа из его собственного мира. По рассказам о них педагог сможет лучше понять характер ребенка. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Для детей с нарушениями речи очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Дети согревают пластилин в руках, ломают, отщипывают нужный кусочек, раскатывают в ладонях и на доске, придают пластилиновой массе необходимую форму и в любой момент могут внести изменения в работу и исправить ошибки, не боясь испортить материал, что придает им уверенность в своих действиях.

ул7.JPG

Игры с бумагой

Этот комплекс игр помогает регулировать мышечный тонус ребенка, позволит ребенку увидеть, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Дети с удовольствием комкают листы бумаги, обматывают их цветными нитями. Получаются мячики для игры, дети с удовольствием забрасывают их в корзинку. Склеивая мячики между собой, можно получить забавные игрушки, дать им имена.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. Оригами позволяет развивать не только мелкую моторику рук, но и пространственные представления, внимание, координацию движений, речь, знакомить со многими геометрическими понятиями.

Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных упражнений. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.

ул8.JPG

Игры с семенами, зернами, бусами, орехами

Использование игр с данными предметами способствует не только развитию мелкой моторики, но и оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка.

Упражнения с крупой, семечками, орехами развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно-моторную   координацию, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения детей. Кроме того, они учат ориентироваться на плоскости, помогают создать на ней множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры), работать по схеме, видеть связь между предметами или явлениями окружающего мира и их абстрактным изображением. Применение крупам (горох, рис, гречка и т.д.) нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу), «Письмо на крупе».

ул9.JPG

Упражнения со счетными палочками

Нехитрые задания помогут детям развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии, и, конечно, разовьет мелкую моторику рук.

На ровной поверхности из палочек дети любят выкладывать изображения различных предметов. Начинать лучше с простых геометрических фигур, постепенно усложняя задания. Очень нравится детям, когда игра сопровождается простыми стихами. ул10.JPG

Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» — детскими пальцами.

ул11.JPG

Для родителей в раздевальной комнате оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Проводятся родительские собрания и консультации на темы: «Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в развитии мелкой моторики рук», «Развитие мелкой моторики рук, как необходимый компонент для развития речи детей».

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе мы используем накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Мы считаем, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому используем следующие приемы:

систематичность проведения игр и упражнений. Конечно мы не ждем немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным;

если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.).

В нашей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение. Мы организовали специальную полочку по изодеятельности. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, продолжаем добиваться поставленной цели.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогут нам добиться хороших результатов. Эти результаты дадут положительную динамику, приведут в гармоничное отношение тело и разум.

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга.

Приложение: Примерное перспективное планирование совместной деятельности по развитию мелкой моторики


Из опыта работы: проект «Умелые ручки» (развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи)

Назад в раздел