Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Влияние математики и математических игр на интеллектуальное развитие дошкольника
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, воображение, творчество, общая инициативность, интеллект. В силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста не способны к осознанной и целенаправленной деятельности. Поэтому именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, в которой наиболее интенсивно развивается произвольное мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребенка. Многие дети испытывают определенные затруднения при усвоении элементарных математических представлений. Предлагаем детям: «Давайте поиграем». Дети играют с куклами, машинками, кубиками. Играют с мебелью, деревьями, водой. Играют со всем, что их окружает. Мир для них – игра, которую они подчиняют своим правилам. Поэтому мы используем способность детей воспринимать информацию через игру. В сюжетно-ролевые игры необходимо включать специфические действия, направленные на формирование первоначальных математических представлений и понятий. А, так же ознакомить детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета, измерения и т. д. Например: - В игре «Автобус» дети ставят стульчики по количеству детей, покупая билет, они дают кондуктору «деньги» (картонные монетки с нарисованными цифрами от 1 до 10), получают «сдачу» (стоимость билета обговаривается заранее). - В игре «День рождения куклы Маши» дети подбирают кукольную посуду и мебель в зависимости от размера игрушки. Так же закрепляем понятие «один – много», «больше – меньше на 1» (соседи числа). -В игре «Транспорт» дети конструируют из кубиков разного размера, считают количество машин, вагончиков поезда, измеряют длину гаража, в зависимости от размера машины. -В игре «Магазин» мы знакомим детей, практически со всеми математическими понятиями: цвет, форма, величина, прямой и количественный счет, «соседи числа», «длинный – короткий» и т.д. С детьми подготовительной к школе группы разнообразим сюжет детских игр. К игре «Магазин» добавляем игры: «Ателье», «Кондитерская фабрика», добавляем «Транспорт» (привозят продукты), добавляем игру «Семья» (мама просит купить продукты, посуду для обеда) и т.д. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи. Главная задача воспитателя – поддерживать в них этот интерес. Обучая детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения. В дошкольном возрасте ребенку необходимо освоить большой объем математических знаний, потому что математика это не только цифры и счет. Мы учим детей представлениям о равенстве и неравенстве, делить группы предметов (пластилин, бумагу) на равные части, знать геометрические фигуры, ориентироваться во времени, пространстве, на листе бумаги, логически рассуждать и т.д. Для этого в своей работе мы используем дидактические игры. В дидактические игры не обязательно играть сидя за столом. Многие математические понятия дети могут осваивать в бытовой деятельности, на прогулках, в режимных моментах. Например, игры на определение признаков предмета, цвета, геометрической формы, величины (игра «Подбери такой же»). На прогулке: подобрать формочки одного цвета, размера. В большие ведерки набрать камешки большого размера, а в маленькие ведерки – маленькие. Положить справа 6 листьев красного цвета, а слева – 4 листика желтого цвета и т.п. Знакомство с геометрическими формами: игра «Найди предмет такой же геометрической формы» (круг – тарелка, квадрат – стол, прямоугольник – окно). Играя с конструктором, дети называют форму, используемых для постройки материалов. С интересом дети играют в игры «У кого больше ног?», «Сосчитай-ка», обучаясь составу числа, понятию «количество». Сказочные персонажи и путешествие вместе с ними так же увлекают детей. Они любят игры «Путешествие Незнайки», «Приключения львенка». Эти игры – маршруты с игральным кубиком, учат детей выполнять правила: пропусти ход, сделай определенное количество шагов вперед или назад, действовать по указанию стрелки. Игральный кубик с точками показывает, сколько ходов должен сделать ребенок. Особое место в играх со счетом и составом числа занимают «Цветные числа» Кюизенера. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Используя цветные палочки, реализуя один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. С математической точки зрения, палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживается отношение эквивалентности и порядка. Учим детей ориентироваться в пространстве, на листе бумаги: - Играем в «Муху», словесно сопровождая маршрут ее полета. -Игра «Горячо – холодно»: прячем предмет и, по словесному сопровождению, находим его. - На листе в клетку, по словесным указаниям, ставим точки, а затем соединяем их между собой и, образуя рисунок. В наше время, в эпоху компьютерной революции, математика может и должна играть особую роль в «гуманизации» образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Важно не только научить ребенка чему – либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения заданий, которые имеют несколько решений. Мы приучаем детей к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях. Самое важное для развития мышления – это уметь пользоваться знаниями. Научить ребенка думать, правильно анализировать и синтезировать. Результатом обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Знания, особенно в дошкольном возрасте, нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) развитие. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта.
Литература:
1. А.А. Смоленцева «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» Москва. «Просвещение» 1997 год. 2. Е.Н.Панова «Дидактические игры в ДОУ». Т.Ц. «Учитель». Воронеж. 2007 год. 3. О.М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?» Москва. «Просвещение» 1997 год. 4. Н.М.Сертакова «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей» С-Пб Детство-Пресс 2013 год. 5. А.А.Столяр «Давайте поиграем». Москва «Просвещение» 1991 год.
Поделиться:Назад в раздел |