Поиск по сайту

Развитие речи через игровую деятельность


Авторcтво: Нагаева Ляйсан Раяновна, воспитатель, мавтономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №87» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.


       Разговаривая с людьми, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей, эмоций, потребностей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Ведь не зря же говорят, что именно через общение с другими людьми, человек реализует себя как личность. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт (общение), он понятно может выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. И, наоборот, неясная и непонятная речь, весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает отпечаток на характер человека. С развитием речи ребёнка связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов.
       Большая часть детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания:
   • высказывания короткие;
   • отличаются непоследовательностью (даже если ребенок передает содержание знакомого текста);
   • состоят из отдельных фрагментов, логически не
связанных между собой;
   • уровень информативности высказывания очень
низкий.
       Поэтому, проблема развития речи у детей является одной из актуальных, и относятся к числу важнейших педагогических задач. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. В последнее время все у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Есть такое мнение, что зукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без всякого воздействия и помощи взрослого. Это мнение глубоко ошибочно. И именно оно является причиной того, что развитие звукопроизносительной стороны речи, особенно в раннем детстве, происходит самотеком, без должного внимания взрослого. Отсюда следует, что значительное число детей дошкольного возраста имеют те или иные недочеты произношения.
       Для того чтобы заниматься развитием речи ребенка, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, так как игра для ребёнка, это:
  • радость и удовольствие;
  • способствует становлению целенаправленной деятельности;
  • способствует развитию речи;
  • имеет значение для умственного развития.
Детям дошкольного возраста трудно сосредоточиться
на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно
долго оставаться внимательными. Чем живее игра, ярче
образ, тем больше увлечен ребёнок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идет успешнее.
Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.
Кроме этого, играя с ребенком, создаются дружеские доверительные отношения. В процессе игры ребенок познает
не только окружающий мир, но и себя самого, свое место
в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык,
и, конечно же, учится общению. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность
общения человека с окружающими его людьми, а чтобы
речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно
развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать и применять методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности. Огромную помощь в развитии связной речи, могут оказать специальные игры и упражнения. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, дети накапливают знания, осваивают язык, общаются, развивают мышление и воображение.
        Использование игровых приемов позволяет:
  • повышать интерес детей к обучению, качество усвоения программного материала детьми;
  • делать занятия более интересными, разнообразными, эмоционально
окрашенными;
  • дополнять традиционные формы обучения детей
с речевыми нарушениями;
  • систематизировать наглядный материал, сократить
время подготовки к занятию;
  • осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Игровые упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей детей и уровня речевого развития.
        В целом, можно сказать, что речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но необходимо сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости. Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе игровых приемов речевого развития. Они пользуются у детей неизменной
любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов.
        Игра — дело и серьезное, и веселое. Игровые технологии дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок
чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Проводимая мною работа по внедрению в процесс развития речи ребенка игровых приемов оправдывает себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.

                                                  Библиографический список

   1. Геннинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1976.
   2. Козырева Л.М. Развитие речи дети до 5 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.
   3. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: «Просвещение», 1983.
   4. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.: «Просвещение», 1988.

Поделиться: