Поиск по сайту

Мир композитора. Г. В. Свиридов. С.С.Прокофьев. Методическая разработка урока музыки для 3 класса


Авторcтво: Исакова Яна Андреевна, учитель музыки ГБОУ школы №581 Приморского района Санкт-Петербурга


Развивать музыкальные способности можно на каждом уроке музыки. И в качестве примера предлагается урок из программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной для 3-его класса.

Этот урок входит в раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». В этом разделе мы продолжаем знакомиться с творчеством разных композиторов, исполнителей и проверяем какими мы стали слушателями, композиторами, исполнителями.

Урок «Мир композитора» посвящен творчеству С. С. Прокофьева и Г. В. Свиридова. С музыкой этих композиторов школьники уже встречались, и на уроке звучат как знакомые произведения, так и новые. При этом вспоминают дети знакомые произведения по звучанию музыки и таким образом тренируется музыкальная память.

На уроке были использованы следующие музыкальные произведения: «Тройка», «Весна. Осень.» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель Г. В. Свиридова, «Шествие солнца» из скифской сюиты «Ала и Лоллий» С. С. Прокофьева. В ходе работы с этими произведениями мы используем прием вокализации темы с опорой на нотную запись. Пение по нотам способствует более грамотному вокальному звучанию – чистоте интонации, развивает звуковысотный слух. Первым этапом работы с нотной записью является анализ нотной строчки. Так, например, в пьесе «Тройка» мы обращаем внимание на звуковысотное движение мелодии, широкие скачки в мелодии, на ритм. Нотная запись мелодий в пьесах «Весна. Осень» помогает увидеть, что мелодия одна и та же, но отличие состоит в ладовой окраске, таким образом мы закрепляем понятия мажорный/минорный лад, учим различать их в музыке и понимать их выразительное значение. Пьесы «Осень. Весна.» дети слушают в разном исполнении. Сначала фрагменты на фортепиано в исполнении учителя, а затем в исполнении инструментов симфонического оркестра. Построенная таким образом работа, развивается тембровый слух школьников. С тембровым развитием в музыке, мы встречаемся так же и в «Шествии солнца» С. С. Прокофьева. Это произведение исполняется четверным составом оркестра. Постепенное «включение» в развитие музыки инструментов, создает зрительный эффект рассвета, появление яркого солнца. Обращение в анализе к тембровому, динамическому развитию в музыке, а также показ видеофрагмента помогает почувствовать образный строй музыки, про которую можно сказать словами Б. В. Асафьева: «Буйная воля, жажда жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся.».

Учитывая, что произведения, звучащие на уроке, посвящены солнцу, свету, весне, то и песня «Солнечная капель» С. Соснина на стихи И. Вахрушевой, которая была выбрана для урока, соответствовала этой тематике. При разучивании любой песни развивается музыкальный слух и чувство ритма.

В песне встречаются следующие вокально-хоровые трудности: повторяющиеся звуки и скачки на терцию и сексту. В работе были использованы звуковысотный жест, показ голосом, пропевание трудного места отдельно. В первой фразе я обращаю внимание на то, что мелодия идет на одном и том же звуке, прошу петь его легко, светло. В работе над правильным исполнением ритма, над ритмическим ансамблем мы проговаривали слова шепотом в ритме, четко артикулируя.

Решая вокально-хоровые задачи при разучивании песни, мы добиваемся ее выразительного исполнения, исполнения в характере.

Музыкальный

материал.

План урока

Задачи

Методы

Ход урока

Г. Свиридов, «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» - слушание, вокализация темы по нотам

1.      Развивать восприятие стиля русской музыки, умение слышать изобразительность в музыке;

2.      Развивать музыкальную память (закрепить знание музыки и композитора);

3.      Совершенствовать пение по нотной записи, учить видеть звуковысотное движение мелодии, различать длительности.

1.      Словесный метод (беседа, объяснения);

2.      Зрительная наглядность;

3.      Художественно-практический метод (пение по нотной записи).

- Здравствуйте, ребята!

Сейчас прозвучит знакомая музыка. Вспомните, эта музыка русского композитора или зарубежного?

- Русский композитор.

- Как мы узнали, что это музыка русского композитора? Как звучала мелодия? (наигрываю)

- Напевно, широко, она очень песенная, есть ощущение простора.

- Как звали композитора?

- Г. Свиридов.

- А как называется произведение, которое мы послушали?

- «Тройка».

Слайд №1

- А что изобразила музыка?

- Движение тройки лошадей, ощущение просторов.

Слайд №2

- Давайте споем по нотам. Посмотрите на нотную строчку: есть короткие ноты, а есть длинные ноты с точкой и в конце не закрашенная нота. В начале звуки подряд идут, а потом в мелодии широкие скачки. Споем на «лё». (разучиваю с детьми мелодию)

Закрепить композитора и произведение.

Г. Свиридов «Весна. Осень.» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» - слушание, сопоставление с изобразительным искусством

1.      Продолжить знакомство с творчеством Г. Свиридова;

2.      Развивать воображение, фантазию;

3.      Учить слышать лады в музыке, развивать ладовый слух;

4.      Развивать умение воспринимать произведения изобразительного искусства.

1.      Работа с учебником;

2.      Словесный метод (рассказ, объяснения);

3.      Метод сравнения;

4.      Слуховая наглядность.

- Мы продолжим знакомится с музыкой Г. Свиридова. Откройте учебники на стр. 120: «Музыка Георгия Васильевича Свиридова удивляет своей поэтичностью, скромной и глубокой красотой. Чистая и прозрачная, она волнует нас речевой выразительностью, интонациями русской песенности». (читает ученик)

Г. Свиридов в своих произведениях часто обращается к образам природы. Вот сейчас прозвучат две пьесы. Одна называется «Осень», а другая «Весна». Попробуйте догадаться какая пьеса будет звучать первой, а какая второй? И почему вы так решили? (исполнение)

- Первой прозвучала «Осень», а второй – «Весна».

- Почему вы так решили? Что общего у этих пьес, а чем они различны? Вот если бы вы были художником, вы бы какие краски использовали: светлые или темные?

- Для первой пьесы «Весны»-светлые, а для второй «Осени»-темные.

- А кто-нибудь знает, как у музыкантов называется такое звучание, такой лад?

- Когда музыка звучит светло, ласково – это мажор, а когда грустно, приглушенно – это минор.

- Таким образом, пьеса «Весна» звучит в мажорном ладу, а пьеса «Осень» - в минорном. Музыка одна и та же (мелодия), но одна в мажорном ладу, а другая в минорном.

Слайд №3

- Посмотрите на картины художника В. Борисов-Мусатова. Как бы вы соотнесли музыку и картины? Какое время года на первой картине?

- Осень.

- Перед нами картина поздней осени. Какое настроение возникает, глядя на картину?

- Грустное, задумчивое, печальное.

- Такое же настроение и в пьесе Г. Свиридова «Осень». Какие краски преобладают?

- Желтый цвет листов, пасмурное небо.

- А на второй картине что изображено?

- Цветущее дерево.

- Настроение спокойное, светлое, созвучное музыке Г. Свиридова. А теперь послушаем эту музыку в записи. (слушание в записи)

- Музыку исполняли скрипка, ее звучание подчеркнула песенный характер мелодии, и флейта, которая внесла в музыку что-то пасторальное.

Закрепить произведения и композитора.

С. Прокофьев «Шествие солнца» из скифской сюиты для большого оркестра «Ала и Лоллий» - слушание, просмотр видеофрагмента

1.      Продолжить знакомство с творчеством С. Прокофьева;

2.      Развивать тембровый слух;

3.      Учить слышать развитие в музыке – динамическое, тембровое.

1.      Интонационно-образный анализ;

2.      Словесный метод (беседа, объяснения, рассказ);

3.      Слуховая наглядность;

4.      Зрительная наглядность.

А сейчас прозвучит музыка еще одного русского композитора. А кто знает, как зовут композитора? (узнать по портрету)

Слайд №4

- С. Прокофьев.

- Музыка С. Прокофьева тоже будет посвящена природе. Мы послушаем произведение, которое называется «Шествие солнца». «Что вы думаете о солнце?» - спрашивал знакомых юный Сережа Прокофьев и заносил их ответы в специальный альбом. Сам Прокофьев был втайне уверен, что его жизнь таинственным образом связана с золотым огненным шаром, окруженным сияющим воздухом. Об этом говорило даже название места, где он родился: Солнцовка. Да и волосы у будущего композитора были почти рыжими как солнце. А что значит «шествие солнца»?

- Это его движение по небосводу.

- А, кстати, как показать в музыке движение солнца? Как показать музыкой, что становится все светлее и ярче?

- Сначала музыка должна звучала тихо, а потом все громче и громче.

Правильно, то есть меняется динамика. (написать термин на доске) А оркестр сразу будет весь играть?

- Нет, сначала отдельные инструменты играют, а потом происходит нарастание звука – играет весь оркестр.

- С. Прокофьев не указал конкретное время суток: восход, закат, день. Давайте послушаем, о чем хотела рассказать композитор этой музыкой. (слушание)

Слайд №5

- Итак, что же рассказал С. Прокофьев этой музыкой? Каким показано солнце в музыке? Здесь ощущается движение/развитие?

- Солнце показано ярким и ослепительным. Здесь ощущается движение в музыке, сначала она звучала тихо, потом все громче и громче, менялась динамика.

- Здесь есть мелодия, которую мы сможем напеть?

- Нет.

- Яркое звучание симфонического оркестра создает ощущение света? (повторное слушание, просмотр видеофрагмента)

Слайд №6

- Да, оркестр звучит громко, ярко, ослепляюще.

- Резкое, пронзительное звучание медно-духовой группы оркестра усиливало ощущение яркости. И в целом характер музыки был торжественным, сияющим. Невольно вспоминаются слова поэта К. Бальмонта: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». В этом году исполняется 125 лет со дня рождения С. Прокофьева. Его музыка очень часто звучит в концертных залах и в театрах.

- Итак, музыка каких композиторов звучала сегодня на уроке? Что объединяет произведения этих композиторов? Чему были посвящены эти произведения? (закрепление названия произведений)

Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой «Солнечная капель» - разучиваниие

1.      Закрепить 1-ый куплет;

2.      Разучить 2-ой куплет;

3.      Добиваться чистой интонации в скачках;

4.      Добиваться четкой дикции в быстром темпе;

5.      Добиваться ритмического ансамбля;

6.      Добиваться пропевания гласных в подвижном темпе;

7.      Добиваться фразировки, выразительного исполнения (легко, задорно, радостно).

1.      Словесные указания;

2.      Дирижерский жест;

3.      Звуковысотный жест;

4.      Пропевание трудного места отдельно;

5.      Собственный показ голосом;

6.      Опора на образ;

7.      Пение по группам;

8.      Проговаривание слов шепотом в ритме.

- Песня, которую мы продолжим разучивать, тоже о солнце, радости и тепле.

Слайд №7

В ходе работы над песней отрабатываем отдельно интонационно трудные места, используя звуковысотный жест и собственный показ.

Прошу петь звонко и легко, подражая капелькам.

Дикционно трудные места просила проговорить шепотом («Пляшут капельки-горошинки…»). Обращала внимание на активную работу артикуляционного аппарата.

Несмотря на то, что песня в быстром темпе, просила пропевать, а не проговаривать слова.

Прошу перед последним исполнением спеть весело, бодро, радостно, активно артикулируя.

Работала со всем классом и по группам.

Перед последним пропеванием напомнила о характере, припев украсили звучанием треугольника.


Поделиться: