Поиск по сайту

Воспитание будущего семьянина как педагогическая ценность в наследии В.А. Сухомлинского


Авторcтво: Г.Р. Багавиева, студентка 5 курса, инженерно-технологического факультета, Елабужского института Казанского (П) Федерального Университета


        Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, затронуло и современную семью. В последние годы произошли достаточно важные изменения семейно - брачного института, наблюдается трансформация семейных ценностей и традиционных устоев. Общей закономерностью сегодня является процесс изменения в традиционной системе взаимоотношения полов. По мере того, как некоторые прежние экономические и социальные функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, будь то супруги или родители и дети, что ведет к повышению индивидуальной избирательности брака. Обратной стороной этого процесса является повышение уровня внутренней конфликтности семьи, а также рост разводов, снижение рождаемости. В связи с этим актуальность оказания помощи семье в укреплении супружеского союза, значение повышения удовлетворенности супругов брачными отношениями резко возрастает.
        Особую роль в укреплении семьи играет процесс подготовки молодого поколения к семейным отношениям. Этому вопросу в педагогической науке и практике всегда уделялось существенное внимание [1, 2]. Среди ученых и педагогов, занимавшихся изучением проблем подготовки детей и подростков к семейной жизни, особое место занимает Василий Александрович Сухомлинский. Великий педагог - новатор своего времени, блестящий ученый В.А. Сухомлинский был глубоко убежден в огромном воспитательном потенциале семьи. Он считал, что только личный пример родителей взаимной любви и уважения друг к другу могут обеспечить в будущем семейное счастье их детей. Во многих работах В.А. Сухомлинского («Родительская педагогика», «О воспитании», «Письма к сыну») убедительно противопоставлялось воспитательное влияние семьи общественным учреждениям [3]. Главной книгой о семье, о нравственной подготовке к семейным отношениям, о понимании любви и счастья, о воспитании детей должна была стать его работа «Родительская педагогика», однако смерть ученого помешала закончить задуманное. Идеи В.А. Сухомлинского о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, укладом и стилем жизни готовит ребенка к его будущей семейной жизни актуальны и сегодня. В целях более глубокого изучения данной проблемы в 2018 году нами было проведено анкетирование на тему: «Отношение молодежи к браку и семье, воспитание будущего семьянина», в котором приняли участие 86 человек (71,1 % девушек и 27,9 % юношей). Анкетирование было организовано с помощью онлайн - сервиса GoogleForms. Данное социологическое исследование показывает, что у большинства молодых людей воспитано истинное уважение к институту семьи, семья остается основной ценностью для молодежи. Они планируют построить семью (86 %), мечтают завести детей (96,5 %). Официально зарегистрированный брак (61,6 %), брак по любви (89,5 %) для них очень важен. Они понимают важность того, чтобы брак и рождение детей происходили осознанно (71, 2 %). Юноши, считал Василий Александрович, должны быть ответственны как за материальное благополучие, так и за моральную атмосферу в семье. Девушкам он внушал, что их женственность есть сильное воспитательное средство мужественности [4]. В нашем же исследовании молодежь не согласилась с мнением В.А. Сухомлинского. Чуть больше половины опрошенных (53 %) считает, что материально содержать семью должны оба супруга, 45,3 %, считает, что обеспечивать материальное благополучие семьи должен мужчина. Мы связываем это с тем, что современные женщины предпочитают работать, а не быть домохозяйками.
        Родители для ребенка – это еще и источник высоких ценностных морально - нравственных качеств, таких, как идейность, убежденность, принципиальность [4]. Поэтому отношения между отцом и матерью, считал Василий Александрович, должны быть пронизаны гуманностью, основанной на справедливости, нравственных началах, ценности деятельного человеколюбия. Педагог настаивал на том, что старшеклассников надо учить отношениям, объяснять, как проявлять любовь к партнёру и детям, как быть со своими желаниями, как находить компромисс в семье. Кроме школы, детей этому должны учить родители своим примером с самого рождения. 67, % наших корреспондентов, посчастливилось наблюдать за гармоничными отношениями своих родителей. В.А. Сухомлинский говорит о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак. Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук. В течение 10 лет он исследовал причины разводов среди 200 семей. Из - за неумения понять друг друга развелись 189 пар. «Пусть не поймут меня так, будто я принижал роль математики и других естественных наук. Но все же знания о человеке ещё важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений будет стоять первым, ибо мы живём в век человека» [4]. Вот и 65,1 % опрошенных нами молодых людей, согласны с Василием Александровичем, ведь роль семьи, межличностных отношений, чувств и нравственности невозможно переоценить в жизни человека. Таким образом, семья представляет для современной молодежи важную жизненную ценность.
         В.А. Сухомлинскому принадлежит большая заслуга в реализации добрачного воспитания молодежи, подготовки молодежи к семейной жизни. Важным аспектом семейного воспитания педагог считал формирование будущих семьянинов, подготовку их к любви и семейной жизни, будущему материнству и отцовству. При этом он выделял такие важные его направления, как формирование культуры чувств, взаимопомощи и ответственности будущих супругов друг за друга; раскрытие представлений о счастье, которое не только в любви и семейном благополучии, но и в осознании правильно выбранного места в жизни; передача молодому поколению духовной культуры семьи, включающей в себя общечеловеческие и национальные ценности, интеллектуальное богатство, идейные мировоззренческие убеждения. Он отмечал, что личным духовным богатством каждого мальчика и девочки должны стать страстная влюбленность в жизнь, чувство человеческого достоинства, трудолюбие, совестливость, честность и правдивость, дружба, товарищество, коллективизм, доброжелательность, скромность. В каждом наследии наиболее ценным считается то, что будет актуальным и востребованным даже спустя многие годы.
          В творчестве В.А.Сухомлинского и в настоящее время востребованы его взгляды и идеи о формировании и воспитании нравственных чувств в человеке, «культуры желаний», «культуры чувств».

                                Литература
  
   [1] Гурко, Т.А. Брак и родительство в России / Т.А. Гурко. - М.: Институт социологии РАН, 2008. – 325 с.
   [2] Ермихина, М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъектно-психологических факторов: автореф. дис. канд. пед. наук / М. О. Ермихина. - Казань, 2004. - 22 с.
   [3] Зритнева, Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России: дис. д-ра пед. наук / Е.И. Зритнева. – Ставрополь, 2006.
   [4] Сухомлинский, В.А. Письма к сыну: Книга для учащихся / В.А. Сухомлинский. - 2 изд. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.

Поделиться: