Поиск по сайту

Сказкотерапия для младших школьников


Авторcтво: Белова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 90 Выборгского района Санкт-Петербурга


           На процесс развития ребенка влияет множество факторов. Это биологические детерминанты в виде наследственности, врожденных свойств нервной системы ребенка и т.д., а также социальная ситуация развития личности, которая определяется составом и качеством как макросоциальных (общественный строй, эпоха), так и микросоциальных (образовательное учреждение, семья, быт) факторов. Несмотря на сходство условий жизни, найти хотя бы двух сколько-нибудь похожих детей очень непросто. Очевидно, что результат воздействия названных обстоятельств на развитие ребенка зависит от его собственной активности, палитры неповторимых черт, создающих индивидуальность. Именно в индивидуальных особенностях личности ребенка и скрыты многие из причин, препятствующие налаживанию контактов с окружающими.
Необходимо помнить о разнице между индивидуальными особенностями и качествами личности. Если индивидуальные особенности являются врожденными и связаны с определенными свойствами нервной системы, то качества личности формируются в течение жизни и зависят от социального окружения. Можно попытаться помочь ребенку создать индивидуальный, соответствующий его особенностям стиль деятельности и общения, использую положительные стороны его индивидуальности и по возможности нейтрализуя отрицательные.
Решить поставленные задачи можно с помощью сказкотерапии. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир, - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашей жизни, как радость и уверенность. Но самое главное – она говорит ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он, в конце концов, обязательно победит.
           Изучение сказок начинается с 17 века, когда возникает научный интерес к этому жанру, особенно в области филологии, этнологии, истории. Одним из первых ученых, увидевших в сказках отражение истории и быта русского народа и заговоривших об их ценности, был историк В.Н.Татищев. Интерес к сказкам проявили и многие писатели 18 и 19 вв., которые видели в них отражение «души русского народа».
Психология также проявляла интерес к изучению сказок. К ним обращались в своем творчестве как зарубежные, так и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарден, А. Менегетти, Е.Лисина и др. Сказки вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Сказочные образы обращаются одновременно к двум психологическим уровням: уровню сознания и подсознания, и это дает особые возможности при коммуникации, что крайне важно для коррекции работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создать эффективную систему общения.

          В сказкотерапии выделяют несколько возможностей работы со сказками:
  • Работу с готовой сказкой;
  • Работу со сказкой, сочиненной детьми или взрослыми.

Эти два направления подразумевают:
  • Использование сказки в качестве метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента. Впоследствии эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
  • Рисование. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, а дальше возможен анализ полученного графического материала.
  • Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека.
  • Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации
  • Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание и пр.).

Первые знания о законах и явлениях жизни человек получает из сказок, былин, легенд и мифов. Но информация, заложенная в метафоре, носит неконкретный характер. Такая форма информирования побуждает читателя или слушателя к собственным размышлениям, формирует ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности. Отсюда возникает проблема нравственного воспитания с помощью сказки.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.
Каково же значение сказки в жизни людей?
  • Сказки знают все, на их содержании происходит воспитание подрастающего человека;
  • Своим содержанием сказки развивают творческий потенциал, креативность;
  • Благодаря сказкам совершается процесс познания окружающего мира;
  • Осмысляя сюжеты творчества, люди учатся видеть себя в действиях, мыслях героев, формируется определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характерах;
  • Восприятие сказочных коллизий помогает активизировать уже имеющийся жизненный опыт человека;
  • Происходит развитие эмоциональной сферы через метафорические формы воплощения сказок. Это очень доступно и интересно ребенку, ведь при слове «волшебство», «волшебное» сразу возникает интерес, восторг;
  • Сказка – это мощное средство психокоррекции. Человек учится не только находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, но и моделировать ситуацию их измерения, подвергать анализу личную активность через самоанализ в контексте сказочного сюжета;
  • Сказки создают условия для максимальной реализации потенциала человека.

         Основоположник Эрик Берн считал, что самая любимая или пугающая сказка становится сценарием жизни. (Э. Берн. Психология человеческой судьбы.)
Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы. Вот почему именно сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (родители и педагоги читали, рассказывали истории, затем совместно их обсуждали), то у ребенка на бессознательном уровне формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, то эти знания находятся в пассивном состоянии. Это тоже хорошо, ибо ресурсы успешной социализации у ребенка имеются.
Если взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять жизненные уроки, искать параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о Мире переходит в активное состояние. То есть, ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями. Ребенок размышляет о своем предназначении, исследует собственные способности и возможности, учится общаться, взаимодействовать с людьми, находить выход из конфликтных ситуаций.
        Современная сказкотерапия «трехгранна». Она имеет диагностическую «грань» (проективные методики для исследования человека, воздействующую и профилактическую (развивающую) «грани».
Воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.
        Художественные сказки – это сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно их принято называть сказками, мифами, притчами, историями.
Народные сказки. Древнейшая основа этих сказок – единство человека и природы. Народные сказки несут важные для нас идеи:
  • Окружающий наш мир живой, и в любой момент все может заговорить с нами;
  • Ожившие объекты окружающего мира могут действовать самостоятельно, и имеют право на собственную жизнь;
  • Разделение добра и зла, победа добра;
  • Самое ценное дается только через испытание, а то что далось легко, даром, может быстро уйти;
  • Вокруг нас большое число помощников. Но они приходят на помощь лишь только в том случае, когда мы уже действительно не можем справиться с ситуацией или заданием сами.
Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных.
                            Бытовые сказки.
Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьмы, лешие, водяные, оборотни и прочая нечисть. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. Очевидно, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Волшебные сказки, благодаря которым в бессознательное человека поступается «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Авторские художественные сказки более образны, чем народные. Именно авторские произведения рассказывают о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
Дидактические сказки создаются педагогами, в них абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
Психотерапевтические сказки. В них рассказывается о проблемах человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки, сочиненные нами самими, и сказки, сложенные вместе со специалистом.
Медитативные сказки создаются с целью накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Их главное назначение – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.
Сказка оказывает на ребенка определенное воздействие, и благодаря тому, что это сказка, у детей не возникает ощущения давления. Это истории, «сказочные» занятия, но они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.
Основные методы сказкотерапии:
  • Сочинение сказки
  • Анализ сказки
  • Драматизация
  • Изготовление и использование кукол
  • Медитация на тему сказки
  • Имидж-терапия
  • Постановка сказки на песке
  • Разные виды рассказывания.

            Работая в начальной школе я активно применяю на уроках дидактические сказки. Дети лучше запоминают правила, активно работают на уроках, помогая сказочным героям преодолеть сложные препятствия. Уроки-путешествия стали любимой формой урока и для меня, и для детей. Через много лет, заходя в «гости» ребята вспоминают наши «сказочные» уроки.
Именно поэтому сказкотерапия стала для меня ответом на многие вопросы. Как научить ребенка правильно общаться, решать конфликтные ситуации? Как научить слушать не только себя, но и другого человека? Современные первоклассники приходят в школу умея читать, рисовать, лепить, даже писать, но совершенно не умея общаться. Сделать что-то вместе, вдвоем, могут немногие дети. Неумение договариваться приводит к конфликтам, обидам, иногда дракам. Коллективные игры вызывают у детей раздражение, нежелание играть. Не задумываясь, дети «дают сдачи», даже если их не трогали, используют угрозы, запугивания, чтобы получить понравившуюся вещь.
Раньше с такими детьми проводились беседы, родителей просили объяснить детям правила общения. Но такие меры не давали нужного результата. Психокоррекционные сказки - это лучший выход из сложившейся ситуации.
           Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (только неадекватное, неэффективное поведение). Сюжеты сказок обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие ответственного решения. Например, сказка подсказывает, что неконтролируемая агрессивность, насилие, эгоизм, равнодушие к людям и к самому себе – это плохо.
           Дети сами придумывают сказки. Вот пример одной из таких сказок.
Жило-было слово – БЛАГОДАРЮ. Оно было доброе. У него был питомец – Солнышко. И был враг – плохое слово. Однажды, когда БЛАГОДАРЮ заснуло, плохое слово сбросило его в яму. Солнышко разбудило БЛАГОДАРЮ, протянуло свой лучик и помогло выбраться из ямы. БЛАГОДАРЮ догнало плохое слово и стало учить его хорошему.
Авторы: Джабиева Элиана 8 лет, Загидулин Руслан 8 лет.
В сказкотерапии важно действие, но еще более важно последействие. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующей развитие ребенка.


                                          Литература

1. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня… сомнения и переживания самых младших школьников. - СПб.: Речь, 2005. – 208 с.
2. Берн Э.Л. Психология человеческой судьбы. – М.: Эксмо, 2015. – 576 с.
3. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем. - Ростов на Дону.: Феникс, 2005. – 256 с.
4. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика Сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 1998. – 352 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006. – 172 с.
6. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2004. – 169 с.

Поделиться: