Поиск по сайту

Организация внеурочной деятельности в основной школе


Авторcтво: Подставкина Светлана Александровна, учитель информатики и ИКТ, заместитель директора, МБОУ "Лицей №9" г. Белгорода


В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». «Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. Значит, в новой школе педагогам следует работать над созданием такой воспитательной системы, которая была бы способна воспитывать и развивать ребенка в единстве урочной, внеклассной и внешкольной деятельности. При разработке форм организации этого процесса предусматривается создание атмосферы сотрудничества, интеллектуального общения, самореализации каждого его участника.

Решение проблем, заинтересовавших наших ребят на уроке, должно быть продолжено во внеурочное время в многочисленных наших творческих объединениях, научном ученическом обществе, кружках и клубах, спортивных секциях, т.e. в системе дополнительного образования.

Впервые в истории российского образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает тесное единство урочной и внеурочной деятельности, которая является одним из способов реализации (наряду с учебным планом) образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования. Важность и необходимость осуществления внеурочной деятельности школьников для реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования по-прежнему особо подчеркивается создателями ФГОС.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования (воспитания).

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном  процессе.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Что понимается под внеурочной деятельностью

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

  Цели организации внеурочной деятельности: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.

Основные задачи:

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

·         создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·         усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

·         развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

·         создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

·         развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

·         обеспечить расширение рамок общения в социуме.

·         воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности образовательного учреждения, который разрабатывается по ступеням общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования.

Организация внеурочной деятельности в лицее №9 города Белгорода

В лицее №9 города Белгорода разработана и утверждена ООП ООО с изменениями в соответствии с приказом по лицею. Все разделы, входящие в ООП ООО, отражают особенности образовательного учреждения (приложение 1, приложение 2). Внесены изменения в нормативную базу деятельности лицея: обновлен Устав лицея; обновлены должностные инструкции учителей, заместителя директора, курирующего деятельность основной школы, педагога доп.образования, педагога-психолога; учителей музыки, изобразительного искусства, физической культуры.

Созданы следующие локальные акты, обеспечивающие введение ФГОС ООО в МБОУ «Лицей №9»:

1.     О Совете по введению ФГОС общего образования.

2.     Об организации внеурочной деятельности учащихся

3.     О Портфолио ученика

4.     Об организации работы классного руководителя

5.     О системе оценивания ученика в соответствии с ФГОС ООО

6.     О рабочей программе

Созданы следующие планы:

1. План мероприятий (дорожная карта) по введению и реализации ФГОС основного общего образования в МБОУ «Лицей №9» в 2012-2013 учебном году.

2. План-график повышения квалификации педагогов.

3. План методического сопровождения реализации ФГОС ООО в МБОУ «Лицей №9.»

4. План ВШК в условиях реализации ФГОС ООО.

5.  План внеурочной деятельности ОУ.

Три этапа организации внеурочной деятельности

–  проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;

– организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;

– аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.

   Формы организации внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность органи­зуется по направлениям развития личности (духовно-нрав­ственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультур­ное, спортивно-оздоровительное) (рис.1).

1.JPG

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ (приложение 3, 4).

   При организации внеурочной деятельности в лицее предполагается, что в этой работе принимают участие все педагогические работники учреждения (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальный педагог, педагоги-психологи, логопед, воспитатели).

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).  Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования реализации основной образовательной программы.

Количество часов, отводимых на внеурочную
деятельность в 5 классе

Направления

Классы

Всего

Физкультурно-спортивное и оздоровительное

2

2

2

2

8

Духовно-нравственное

1

1

1

1

4

Социальное

2

2

2

2

8

Общекультурное

1

1

1

1

4

Общеинтеллектуальное

4

4

4

4

16

Итого:

10

10

10

10

40

 Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.

Описание модели

Внеурочная деятельность в Лицее организуется по нескольким направлениями и может быть представлена в виде таблицы:

Направления

организации деятельности

Организация деятельности

Дополнительное образование Лицея

Организация кружков, секций, факультативов по направлениям внеурочной деятельности (план внеурочной деятельности)

Спортивно-оздоровительное

Кружок «Народные подвижные игры»;

Факультатив «Растем здоровыми и сильными»;

Духовно-нравственное

Факультатив Я-белгородец»;

Факультатив «Я-гражданин России»;

Факультатив «Юный эколог»;

Факультатив «Мир православной культуры»

Социальное

Факультатив «Психологическая азбука»

Общеинтеллектуальное

Кружок «Информатика»;

Факультатив «Говорим по-английски»;

Кружок «Я-исследователь»;

Кружок «Проектная деятельность».

общекультурное

Студия «Фантазия и творчество маленьких рук»;

Кружок «Музыкальная культура».

Деятельность классных руководителей

Организация экскурсий, диспутов, соревнований, праздничных мероприятий, утренников (по планам воспитательной работы)

Деятельность специалистов (социального педагога, психолога, логопеда, мед.работника).

Организация общешкольных мероприятий (по программе духовно-нравственного развития и воспитания)

Деятельность воспитателей групп продленного дня (ГПД)

Организация экскурсий, прогулок, игр, соревнований, КВН, других внеурочных мероприятий (по плану ГПД)

           Дополнительное

Образование учреждений культуры и УДОД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Организация деятельности как на базе лицея, так и на базе самих учреждений дополнительного образования и учреждений культуры (на основе договоров)

Социальные партнеры лицея

- музеи города Белгорода (историко-краеведческий, музей-диорама, художественный, литературный, народной культуры);

- библиотека им. Гайдара, детская библиотека А. Лиханова, деловая библиотека;

- духовная семинария, духовно-просветительский центр «Преображение»;

- Белгородский государственный университет;

- центры дополнительного образования «Юность», «Ровесник», детско-юношеские спортивные школы №4, 1, СДЮСШОР №2;

- Белгородский дворец детского творчества;

- Детская школа искусств;

- Областная государственная филармония;

- газета «Большая переменка» и др.

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы Лицея (учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, узкие специалисты). Таким образом, в лицее реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности (интромодель).

Основная идея модели: создание  развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.

Содержательное и методическое  обеспечение занятий  внеурочной деятельностью детей  оформляется следующим образом:

· утвержденная программа внеурочной деятельности,

· оформленный журнал посещаемости

Материально-техническое обеспечение

Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в 5-6 классах проводятся в первую смену, все кабинеты имеют АРМ учителя, во в 14 кабинетах имеются интерактивные доски, организовано двухразовое  питание обучающихся.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой.

Лицей располагает  кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет.

Материально-техническое обеспечение школы позволяет проводить занятия на базе школы. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» продолжительность одного занятия составляет 45 минут.

Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

Создание индивидуального портфеля обучающегося

Последнее время большое внимание уделяется поискам новых форм проверки и оценивания достижений учащихся и уровня их подготовленности. Очевидно, что стандартная процедура оценивания и различные формы контроля, не всегда могут определить уровень сформированности навыков и умений учащегося, необходимых ему для дальнейшего образования и жизни. И, конечно, трудно по оценкам контрольных судить о его индивидуальных особенностях, склонностях и одаренности. Следовательно, надо использовать такие формы итоговой или промежуточной аттестации, которые бы позволили представить более развернутую и точную картину достижений ученика. Создание индивидуального портфеля обучающегося в лицее и призвано решить эту задачу – представить автора портфолио, показать его достижения, отмечая его индивидуальные особенности, склонности и дарования. ПОРТФОЛИО – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей, родителей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени.

Девизом работы с портфолио ученика должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Работа над портфолио - это хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Важно обратить внимание при работе над портфолио на то, что постепенно «человек для общества» уступает место «человеку для себя». Поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие, прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных «общественных потребностей», а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности

В ходе реализации модели внеурочной деятельности необходимо достичь следующих результатов:

·  развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

· приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

· формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

·  воспитание уважительного отношения к своему селу, школе;

·формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

·  увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

·  воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.

Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение  результатов и эффектов этой деятельности.

Воспитательный результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, это духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в любом виде деятельности (приобрел нечто, как ценность, опыт самостоятельного действия).

 Эффект внеурочной деятельности - это последствие результата, то, к чему привело достижение результата: приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили ребенка как личность, способствовали развитию его компетентности, идентичности.

Заключение

Мы пришли к выводу, что успешность в организации внеурочной деятельности во многом может зависеть от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия в школе социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания. Педагоги лицея стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.


Приложения 1–4


Список использованной литературы

 

 

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 2010.

2. Казачкова С.П. Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Волгоград, 2011.

3. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания для развития познавательных способностей / Методическое пособие, 2 класс. – М.: «Просвещение», 2010.

4. Ястребова Г.А. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения. – Волгоград, 2011


Поделиться: